В.Путин: Добрый день!
(Обращаясь к М.Фрадкову) Михаил Ефимович, когда намечена встреча с Комиссией Евросоюза?
М.Фрадков: Завтра мы с рядом министров вылетаем в Брюссель для проведения встречи членов Правительства России с членами Еврокомиссии. Это договоренность, которая Вами была достигнута с руководством Евросоюза на последнем саммите в Лондоне. Мы руководствуемся утвержденными «дорожными картами» по четырем пространствам сотрудничества Россия–Евросоюз и обсужденными планами совместных действий на саммите в Лондоне, где Вы, Владимир Владимирович, были и договорились встретиться, и в деталях посмотреть все вопросы, которые на сегодняшний день определяют уровень взаимодействия России и ЕС. Там накопились вопросы и общего характера, связанные с завершением в 2007 году соглашения о партнерстве и сотрудничестве: первая десятилетка заканчивается. Нужно определять нормативно-правовую базу отношений на перспективу. Есть ряд конкретных вопросов о сотрудничестве в энергетике, в транспорте, в области высоких технологий. Очевидно, что и газовая тематика станет предметом обсуждения. Предполагается двусторонняя встреча министров и соответствующих комиссаров Евросоюза, встреча с европейским бизнесом. Так что мы считаем: это важное мероприятие – и ожидаем позитивных результатов.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Г.Грефу) Герман Оскарович, что Вы можете сказать по макроэкономике за последнее время?
Г.Греф: Сегодня подведены итоги по инфляции за ноябрь, и инфляция в ноябре составила 0,7 процентного пункта. Это несколько ниже, чем мы прогнозировали – мы считали, что будет 0,8–0,9. И накопленная инфляция за 11 месяцев составила ровно десять процентов.
В.Путин (Обращаясь к М.Зурабову): Михаил Юрьевич, а как за это время росли доходы граждан страны? И что у нас происходит по пенсиям?
М.Зурабов: Рост реальных доходов населения за десять месяцев текущего года составил 9,4 процента. Это на процент выше, чем за аналогичный период прошлого года.
В.Путин: Ниже инфляции получается?
М.Зурабов: Да.
В.Путин: Плохо.
М.Зурабов: Речь идет о реальных доходах – это сверх инфляции.
Что касается пенсий, то рост реальной пенсии составил 8,9 процента – это выше на 3 процента, чем за аналогичный период прошлого года.
В.Путин: А номинальный рост сколько?
М.Зурабов: Номинальный рост пенсий у нас оказался достаточно существенным, сейчас он составляет порядка 18–19 процентов.
В.Путин: А реальный, еще раз?
М.Зурабов: Реальный рост пенсий составил 8,9 процента. Но также улучшилась существенно ситуация, связанная с задолженностью по заработной плате. Она сократилась по сравнению с прошлым годом в отраслях промышленности в 2,1 раза, а в бюджетной сфере – в 3 раза. И при этом задолженность в бюджетной сфере сейчас составляет менее 1 процента от фонда заработной платы. Это в здравоохранении, образовании и культуре.
И также в целом позитивные показатели характеризуют ситуацию на рынке труда. У нас улучшилась ситуация в сфере занятости населения. Уровень безработицы сократился с шести миллионов человек до 5,6 миллиона человек при численности трудоспособного населения в 78 миллионов человек.
В.Путин: Начинали мы пять лет назад – безработица составляла десять процентов?
М.Зурабов: Да. Сокращение заметное.
В.Путин: Это неплохо.
И, несмотря на то что накопленная инфляция по году у нас выйдет где‑то за десять процентов, реальные доходы все‑таки будут значительно превышать инфляцию.
М.Зурабов: Действительно, эту ситуацию имело бы смысл еще дополнительно проанализировать, поскольку, с одной стороны, мы имеем очевидное улучшение ситуации, связанной с инфляцией, а показатели инфляции – коллеги могут это прокомментировать гораздо более уверенно, чем я, – сейчас сопоставимы с 1997 годом. А с другой стороны, мы имеем в общем‑то довольно хороший рост доходов, что было связано с довольно серьезными выплатами в первой половине года в связи с проведением монетизации, ростом пенсий и заработных плат.
В.Путин: Тем не менее Вы знаете – не все проблемы еще решены. Нужно отрабатывать и вопросы, связанные со снабжением лекарствами, некоторые другие проблемы. Прошу вас внимательнее к этому отнестись и сейчас, и в ближайшем будущем.
(Обращаясь к С.Иванову) Сергей Борисович, что за неделю сделано в направлении реализации моего поручения по обеспечению жильем военнослужащих?
С.Иванов: Владимир Владимирович, мы создали в Министерстве обороны штаб по выполнению этого поручения, уже провели прикидку графика освоения и выделения средств, о которых Вы говорили неделю назад. Примерно 60 процентов средств через государственные жилищные сертификаты предусматривается выделить уже в 2006 году и получить это жилье. Напомню, что речь идет о 17 тысячах военнослужащих, проживающих только в пяти самых проблемных субъектах Федерации: это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Калининград.
Мы уже начали готовить постановление Правительства вместе с Минрегионразвития, по которому разрешалось бы выделение указанных средств – 15 миллиардов рублей – в 2006 году по этой конкретной категории военнослужащих. То есть это военнослужащие, которые увольняются в этом году, в 2006 и 2007 годах, а также те военнослужащие, которые продолжают службу в этих пяти субъектах Федерации, но срок выслуги у них уже минимум 20 лет. Приняв такое постановление Правительства, также необходимо указать ценовые показатели стоимости одного квадратного метра жилья. При этом с Минрегионразвития уже согласовано, что стоимость жилья в Москве и Московской области будет составлять 29 тысяч рублей за один квадратный метр – практически 1000 долларов. Это по ценам муниципального жилья уже соответствует действительности. По Санкт-Петербургу и Ленинградской области – 22 тысячи рублей за один квадратный метр и по Калининградской области – 16 тысяч рублей за квадратный метр.
Кроме этого, мы пришли к выводу о том, что часть военнослужащих может быть быстро обеспечена жильем уже в первой половине 2006 года в том случае, если мы договоримся с органами власти в этих пяти субъектах о прямой покупке уже готового или достраивающегося муниципального жилья с фиксированной ценой, о которой я уже сказал выше. Представители Министерства обороны уже вступили в контакт с органами власти этих пяти субъектов. Чуть позже мы планируем встретиться и определить потребность и возможность каждого субъекта передать нам такое строящееся жилье для того, чтобы быстро обеспечить военнослужащих готовым жильем. Вот то, что сделано за неделю. Проект постановления Правительства до конца года будет принят.
И еще одна тема, Владимир Владимирович, если можно. На прошлой неделе уже в ранге вице-премьера я провел совещание согласительное с представителями всех силовых структур: Министерства финансов, Минюста, судебной власти – по упорядочению и совершенствованию системы выплат и поощрений и стимулирования личного состава всех правоохранительных органов, военных, военнослужащих, которые дислоцированы на постоянной основе на территории Чеченской Республики. Вы давали такое поручение. Вы знаете, что система с выплатами боевых была запутанная, непрозрачная – обращались в суды, иногда суды принимали не совсем правомочные решения по выплате боевых за каждый день пребывания в Чечне, что не соответствовало действительности. И мы совместно по инициативе МВД пришли к согласованному решению: вместо боевых будет повышена сумма так называемых полевых денег, выплачиваемых за каждый день пребывания в Чечне. Сумма выплат будет составлять 300 рублей в день. И общие дополнительные расходы начиная с 1 января 2006 года составят два миллиарда рублей, которые предусмотрены в бюджете на 2006 год. Таким образом, с 1 января 2006 года мы наводим здесь полный порядок и прозрачность с выплатой денежных средств всем военнослужащим, вне зависимости от ведомственной принадлежности, которые проходят там службу. Вопрос закрыт.
В.Путин: Хорошо.
Вернусь к первому вопросу – вопросу обеспечения жильем. Я исхожу из того, что и Министерство обороны, и Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли обеспечат такое состояние вещей, при котором уже в первой половине года сертификаты будут наполнены реальными деньгами, с тем чтобы изыскать во второй половине года необходимые средства для полной реализации программы.
(Обращаясь к А.Кудрину) Как идет рассмотрение бюджета в Государственной Думе?
А.Кудрин: Владимир Владимирович, Ваше поручение по обеспечению финансирования жилья для военнослужащих будет выполнено. И это мы сделаем в ходе исполнения бюджета, поскольку сейчас бюджет подготовлен к четвертому чтению. На этой неделе, 7 декабря, состоится четвертое чтение. Документ согласован. Там нет неожиданностей. Фактически четвертое чтение окончательно его утвердит на заседании Думы, и на 14 декабря предварительно назначено обсуждение в Совете Федерации. Так что мы идем по плану принятия бюджета.
В.Путин: Хорошо. Каких‑то проблем в ходе рассмотрения не возникает?
А.Кудрин: Сейчас – нет.
В.Путин: Хорошо. Вы знаете, что в субботу мы с коллегами рассматривали на совещании Совета Безопасности вопрос о законопроекте, который сейчас рассматривается в Государственной Думе и касается неправительственных организаций.
Еще раз хочу сказать, что этот закон нужен только для того, чтобы обезопасить нашу политическую систему от вмешательства извне, для того, чтобы обезопасить наше общество и граждан от распространения какой‑то террористической идеологии, человеконенавистнической идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской. И мы, к сожалению, сталкиваемся с этим, сталкиваемся с крайними течениями различных направлений разных конфессий. И это потом выливается в необходимость решения тех или иных проблем силовыми методами с помощью наших правоохранительных органов. Все это, конечно, должно находиться в поле зрения государства.
Вместе с тем совершенно очевидно, что главным достоянием в современной России является демократический процесс, достижения нашего гражданского общества, и мы не должны позволить себе вместе с водой выплеснуть, как говорится, и ребенка.
Поэтому я направлял в Страсбург Министра юстиции Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайку с поручением проконсультироваться и с нашими европейскими коллегами по этим вопросам.
(Обращаясь к Ю.Чайке) Юрий Яковлевич, пожалуйста, с кем Вы встречались и к каким выводам Вы пришли?
Ю.Чайка: Спасибо, Владимир Владимирович.
В соответствии с Вашим поручением я, действительно, с 29 ноября по 1 декабря работал в Страсбурге, где не только проводил консультации, но и представил на экспертизу (письменную юридическую экспертизу) наш законопроект по внесению изменений и дополнений в Закон «Об общественных объединениях» и в Закон «О некоммерческих организациях».
В рамках этих дискуссий состоялись встречи с генеральным директором Юридического департамента господином Ги де Велем, с Комиссаром по правам человека Совета Европы Хиль-Роблесом. Мы имели очень обстоятельную двухдневную дискуссию с экспертами Департамента по правам человека и Юридического департамента, и одновременно был приглашен Советом Европы в Страсбург специалист в области частного права – профессор амстердамского университета, который также с нами работал. На встрече с Комиссаром по правам человека Хиль-Роблесом мы хотели услышать его точку зрения на наш законопроект не только как главного правозащитника Европы, но и как высокопрофессионального юриста, поскольку господин Хиль-Роблес является доктором права, профессором Мадридского университета, и мы с ним в принципе как раз проговаривали тематику нашего законопроекта. Но господин Хиль-Роблес сказал, что устанавливать правила, регистрировать, знать устав и учредителей любой организации – является суверенным правом государства. Транспарентность финансовых расходов – а это одна из тем, которая была крайне актуальна, – обязательно требуется в любом современном правовом государстве. Каждая страна имеет фундаментальное право знать, кто инвестирует деньги в страну и на какие цели они расходуются.
В это же время одновременно в Страсбурге проходила учеба политологов Московской школы политических наук, в работе которой принимали участие и представители правозащитных организаций стран Балтии и СНГ. И господин генеральный секретарь, когда отвечал на их вопросы, – а он знал, я к нему обращался, чтобы он дал поручение о проведении этой экспертизы, он знал, что мы приезжаем и так далее – и когда ему задали вопрос по нашим законопроектам в рамках дискуссии этой Школы, он тоже ответил, что установление правил регистрации и контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и транспарентности финансовых расходов – это является обязательным или общим правилом для любого уважающего себя государства, и это внутреннее дело государства.
В ходе дискуссии, уже когда мы с экспертами встречались, аргументируя свою позицию, мы говорили, что наш законопроект соответствует всем международным требованиям, международным нормам. И, в частности, мы опирались в этой дискуссии на установленные европейские принципы и правила, прежде всего на Европейскую конвенцию о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций 1986 года. Очень важный документ, который был принят совершенно недавно, – это Основополагающие принципы статуса неправительственных организаций в Европе, который был утвержден решением Комитета Министров Совета Европы 16 апреля 2003 года. Мы также очень плотно работали, аргументируя свою позицию в том числе на специальных рекомендациях Международной группы по борьбе с финансовыми преступлениями (ФАТФ). Эти рекомендации были даны по борьбе с финансированием терроризма в 2001 году.
В письменном заключении экспертов, которое я привез с собой и которое нам вручил с сопроводительным письмом господин Дэвис, Генеральный секретарь Совета Европы, в качестве общих выводов констатируется, что Российская Федерация вправе законодательно регламентировать вопросы создания и деятельности некоммерческих и неправительственных организаций на своей территории. Общая концепция законопроекта направлена на то, чтобы предоставить федеральным властям больше полномочий для осуществления контроля над неправительственными организациями, некоммерческими организациями. При этом цель борьбы – мы не раз акцентировали на этом внимание – цель борьбы с отмыванием денег и терроризмом несомненно является законной целью в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, то есть еще один документ, на который ссылались специалисты.
В целом регистрация некоммерческих и неправительственных организаций соответствует европейским стандартам.
Как таковая система надзора за их деятельностью, включая вопрос их финансирования, является целесообразной. То, что они могут найти правовую защиту путем обжалования в суде решений, принятых компетентными органами, также соответствует европейским требованиям. Это у нас тоже одна из основополагающих поправок, которые мы вносили.
В то же время, в заключение, и в дискуссиях это звучало, высказывались озабоченности по нескольким позициям: это прежде всего то, что в проекте имеются отдельные недостаточно четко сформулированные требования, формулировки. Некоторые требования являются, скажем так, излишними либо непропорциональными тому, что мы хотим видеть.
И последнее, что особенно их волнует, – наша российская правоприменительная практика. Поэтому, на наш взгляд, эти все рекомендации могут быть учтены при втором-третьем чтении. Для себя же как для Министра юстиции я вижу задачу так: если закон будет принят, то, бесспорно, основная цель наша будет в ужесточении контроля прежде всего за регистрацией – с точки зрения того, чтобы убрать излишние барьеры при регистрации неправительственных и общественных организаций, чтобы все шло только в рамках закона. Это первая позиция.
И вторая позиция – это, конечно, бесспорно, установление более тесных контактов с нашим гражданским обществом, его институтами, прежде всего с Общественной палатой и другими институтами гражданского общества.
Вот коротко, Владимир Владимирович.
В.Путин: Спасибо. Вы провели консультации в Юридическом департаменте и в Комиссии по правам человека Совета Европы – в двух структурах?
Ю.Чайка: Да. Была создана экспертная группа под руководством господина де Веля, это генеральный директор Юридического департамента. Туда вошли эксперты по два и даже по три человека из Юридического департамента. Несколько человек вошло из Департамента по правам человека и персонально был приглашен этот эксперт – специалист по частному праву.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к С.Собянину) Прошу Руководителя Администрации [Президента] учесть рекомендации наших европейских коллег, обязательно учесть озабоченности членов Общественной палаты и представителей неправительственных организаций Российской Федерации, все это обобщить и в пятидневный срок представить мне проект возможных поправок к этому закону, который должен быть направлен в Государственную Думу от имени Президента России.
С.Собянин: Хорошо, Владимир Владимирович.