В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас уже была возможность поговорить с губернатором о проблемах развития Магаданской области. Он проинформировал меня о том, что происходит в экономике, о перспективах развития области и с точки зрения расширения возможностей по производству металлов, прежде всего золота, серебра, некоторых других металлов, а также по рыбе и биоресурсам вообще.
А эту встречу мы запланировали, как вы знаете, чтобы обсудить проблемы конкретно золотодобывающей отрасли. Считаю, что для страны это важная тема, она традиционно важна для России. Золотодобыча в России всегда имела особое значение, занимала особое место, поэтому и этот разговор имеет особое значение.
Наша страна – один из лидеров добычи золота. По разным оценкам (к сожалению, разные ведомства у нас оценивают по‑разному), то ли мы второе место занимаем по запасам, то ли третье, но это и не важно – во всяком случае, одно из лидирующих мест по запасам. Но в чем все сходятся, это то, что мы остаемся на пятом – по золотодобыче. И здесь споров нет, во всяком случае разрыв существенный.
Очевидно, что разрыв между нашими потенциальными возможностями и реальной ситуацией существует, и это говорит о том, что вполне обоснованно мы сейчас занимаемся этой темой более внимательно. Уже сейчас Россия оказывает значительное влияние на положение дел на глобальном рынке этого металла. А в будущем – очень хотелось бы на это надеяться, более того я убежден – Россия имеет все необходимое, чтобы существенно упрочить свои позиции.
Наша страна обладает значительными, поистине уникальными запасами золота, при этом за последние годы получены геологоразведочные данные о наличии новых мощных золоторудных месторождений. Успешному промышленному освоению этих крупных золотоносных объектов способствует благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, и, что принципиально важно, уже идущие позитивные тенденции в самой отрасли. Так, завершилась формирование устойчивой структуры отечественного рынка золотодобычи. В каждом из золотодобывающих регионов явно определились компании-лидеры, которые консолидировали значительные производственные мощности. То же самое, как докладывал губернатор, происходит и здесь. Насколько мне известно, такова же оценка и Министерства финансов Российской Федерации. При этом компании, о которых я упомянул, имеют весомый экономический и кадровый потенциалы.
Растущая привлекательность отрасли стимулировала приток инвестиций, инвестиционных ресурсов из других сфер экономики: и из нефтяного комплекса, и из цветной металлургии в целом, из алмазодобывающих компаний. В целом сложились хорошие предпосылки для дальнейшего привлечения капиталов в отрасли золотодобычи. Причем, не только коротких и дорогих ресурсных средств, а наоборот, долгосрочных и достаточно дешевых.
Теперь нам важно выработать правовую и финансово-экономическую модель развития отечественной золотодобычи, модель, которая обеспечит ее устойчивый рост за счет освоения новых рудных месторождений, повышения эффективности использования отраслевого потенциала.
Коллеги на выставке рассказывали о возможностях, которые открываются в этой сфере, которые открываются при применении новых технологий. При этом государственное влияние по целому ряду вопросов золотодобычи должно стать и более гибким, и более оперативным. Хотелось бы услышать от вас соображения на этот счет, определить базовые подходы к этой теме.
Во‑первых, требуется разработать комплекс мер, стимулирующих расширение поисковой и геологоразведочной деятельности, должны быть созданы условия для привлечения к геологоразведке частных инвестиций и, безусловно, повышена заинтересованность самих горнодобывающих компаний в изучении и разведке недр.
Полагаю, что роль государства в этой сфере также должна быть значительна. В связи с этим хотелось бы услышать о предложениях Министерства природных ресурсов на этот счет, в том числе по реализации федеральных программ, научно-прогнозных и горно-буровых работ, по формированию соответствующей правовой базы.
Во‑вторых, значительная часть золотоносных месторождений расположена в труднодоступных районах, и уровень развития транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры здесь остается пока достаточно низким. Это существенно снижет коммерческую эффективность проектов в сфере золотодобычи.
Думаю, следует обсудить возможные, в том числе налоговые, меры повышения рентабельности освоения отдаленных месторождений.
Это, кстати говоря, относится и к другим видам полезных ископаемых, в том числе и к нефти, и к газу: здесь одна и та же проблема – необходимо продолжить строительство транспортных коммуникаций и энергетических сетей в золотодобывающих районах. В этом заинтересованы все: и государственные, и муниципальные власти, и золотодобывающие компании. А поэтому и развивать эту инфраструктуру нужно совместно, справедливо разделяя затраты и выгоды.
Хотелось бы услышать мнение представителей золотодобывающих компаний об участии бизнеса в инфраструктурных проектах.
Третье. Убежден, экономические и правовые условия золотодобычи должны стимулировать реализацию потенциала всех типов месторождений: коренных, рассыпных, комплексных – и тем самым гарантировать стабильную занятость в отрасли и высокий уровень жизни в регионах золотодобычи.
И, наконец, еще одна проблема – это обеспечение полной и равномерной загрузки перерабатывающих, аффинажных предприятий. Здесь важно эффективно задействовать возможности межрегиональной кооперации и потенциал внешнеэкономических связей.
Это все, что мне хотелось сказать вначале. Благодарю за внимание.