В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Летом текущего года инициативные группы и Камчатской области, и Корякского автономного округа инициировали процесс объединения двух субъектов Российской Федерации. Я исхожу из того, что этот процесс имеет смысл только в том случае, если мы создадим лучшие условия для решения проблем людей, которые проживают на этой территории.
Улучшение развития экономики, создание условий для решения социальных вопросов и, конечно, улучшение бюджетного состояния. Я предлагаю сегодня поговорить именно на эту тему: добьемся мы с вами объединением поставленной задачи или нет. И если да, то что конкретно нужно сделать в самое ближайшее время и какие планы социально-экономического развития может поставить перед собой объединенный субъект Российской Федерации? Пожалуйста.
К.Пуликовский: Владимир Владимирович, идея по объединению этих двух субъектов Дальнего Востока прозвучала из уст губернатора Машковцева, затем уже и губернатор Корякии, Олег Николаевич Кожемяко, поддержал эту инициативу. Мы свою работу распределили на две части. Первая часть – мы просто сначала начали готовиться к референдуму, потому что, не проведя его, о каких‑то дальнейших результатах говорить было достаточно сложно. И сначала шли к дате, 23 октября, чтобы сделать всю работу, чтобы этот референдум состоялся. Потом уже спланировали свою работу – объединительную работу – во всех органах и исполнительной власти, и законодательной власти, и территориальных органов исполнительной власти после проведения референдума.
На чем мы основывались, когда обсуждали эти вопросы? Изучали, конечно, социально-политическую обстановку в целом на Камчатском полуострове, исходили из того, что разъединение этих двух субъектов произошло в начале 90-х годов как бы искусственно. Они все время своего исторического существования были вместе. И необходим был возврат к тому, чтобы эти субъекты существовали вместе.
Первая и, наверное, самая трудная ситуация, которая заставила идти нас по этому пути, – это транспортные проблемы. Отделившись, Корякский автономный округ оказался отрезанным действительно не просто от Большой земли, как дальневосточники говорят, но даже от Камчатского полуострова. И Петропавловск-Камчатский – порт, самый большой и самый важный, куда поступают все грузы, стал уже столицей другого субъекта, а Палана – нынешняя столица Корякского округа, просто не была обеспечена пополнением всех необходимых грузов. В первую очередь грузы эти касались жизнеобеспечения людей – это топливо на зиму, это продовольствие для того, чтобы можно было доставить до самых отдаленных поселков.
В.Путин: То есть это разделение было искусственным, по Вашему мнению, и нанесло ущерб экономике и социальной сфере?
К.Пуликовский: Несомненно.
В.Путин: Давайте послушаем губернаторов и Камчатки, и Корякии.
М.Машковцев: Владимир Владимирович, я хочу продолжить мысль Константина Борисовича. Это разделение в 93-м году произошло и было настолько искусственным, что только в 95-м было создано первое законодательное собрание, до этого как‑то выборы не получались. Я был председателем законодательного собрания. Но с первого дня взяли курс на то, чтобы вести этот объединительный процесс. То есть эта инициатива родилась не сегодня. У нас в уставе области еще в 97-м году записан целый раздел по взаимодействию Корякии и Камчатки, у нас еще до решения Конституционного Суда уже было три места из 21 предоставлено депутатам Корякского округа. То есть мы с самого начала старались сгладить вот этот искусственный разрыв. И сегодня просто настало время, когда его надо ликвидировать полностью. У нас действуют два органа общих – наблюдательный совет по взаимодействию, в Совете народных депутатов области – депутатский комитет по взаимодействию области и округа. Время настало поставить все на свои места. Основное экономическое направление, я считаю, это рыбная отрасль. Исторически так получалось, что рыбу ловят больше на севере, там, где Корякия, а переработка вся в основном была сосредоточена на юге. Единый хозяйственный комплекс даст возможность более эффективно использовать главное наше богатство – рыбу, чтобы не продавать сырье за рубеж, а выпускать продукцию на высшем мировом уровне и получать за это гораздо больше доходов, чем получаем сейчас.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к Н.Токманцеву.) А Вы как считаете?
Н.Токманцев: Вообще я родился в Корякии. И мой отец работал в Корякии почти полвека икорным мастером. Так что для меня этот отрыв вообще никак по‑человечески не был понятен. Тогда все, что создавалось за десятилетия, – это и транспортные дела, и переработка, и судоремонт, и судостроение, и медицина – в общем, все, что было сосредоточено в Петропавловске-Камчатском, по‑живому отрезали, убрали – и выживайте как хотите. Вот это вот и привело к одному из тех дел, которые мы имели в прошлом году. Я согласен с тем, что мы монопромышленная область. У нас добыча рыбы максимальная была миллион 300 тысяч тонн. Сейчас мы добываем половину. Лосося в этому году добыли 85 тысяч тонн. Большинство рыбы было в Корякии. На будущий год мы возьмем 120 тысяч тонн. Это вся почти рыба будет на Камчатке. Флот теперь разорван. Специалисты разорваны. Это, конечно, надо соединять.
И что касается самого сырца. На сегодняшний день продаем мороженую по 50–60 рублей за килограмм, а если мы будем в большом, хорошем субъекте, мы можем парную рыбу продавать за 100–100 с лишним рублей. То есть у нас финансовые показатели резко могут поменяться.
Вот сельское хозяйство. Когда у нас был крупный субъект, мы в 90-м году в Приморье вырастили 22 тысячи тонн картофеля. Мы в Магадан отправили 5,5 тысячи тонн овощей. У нас самолет почти постоянно летал, мы в Якутию возили яйца. Сегодня все это развалилось, рухнуло.
Но я так думаю, что не безнадежно. Если вот такое случится, то все это можно будет поправить.
В.Путин: Как считают руководители Корякии?
О.Кожемяко: Владимир Владимирович, я думаю, что прошлогоднего топливно-энергетического кризиса не повторится. И, безусловно, этот кризис подстегнул в том числе людей, живущих в отдаленных селах, кого он коснулся, к тому, что именно объединение может быть в том числе тем основным действием, которое поможет разрешить эту проблему, особенно в отдаленных селах, везде население высказывалось именно за объединение. Потому что население понимало и помнило, что это единая система медицинского обслуживания, и основные центры созданы именно в Петропавловске-Камчатском – диагностический, крупные клиники. Это и единая система обучения, и направление молодых специалистов непосредственно в населенные пункты округа. Это единая система и судоремонтного комплекса – все наши суда ремонтируются непосредственно в Камчатске, который имеет незамерзающий порт. Была единая система транспортной развязки, а разделение искусственное Корякии и Камчатки привело к тому, что у нас образовалось свое федеральное государственное предприятие по перевозкам. И в общем‑то для населения оказался заблокированным выезд на материк. У нас стоимость билетов, скажем, из Пенжинского района до Петропавловска равна стоимости от Петропавловска до Москвы. И население является заложником этой системы, поэтому в большинстве своем в населенных пунктах высказываются за объединение, понимая, что это принесет свои плоды.
В.Путин: Сейчас температурный режим какой у вас?
О.Кожемяко: У нас по ночам температура в некоторых селах до минус семи, а днем положительная температура, в общем, осень нормальная, достаточно теплая идет. У нас на 100 процентов практически завезено топливо во все населенные пункты округа. Во все социальные объекты подается тепло и энергоснабжение. Из 55 котельных 52 введены в эксплуатацию. Три котельные в двух населенных пунктах в ближайшие дни также вступят в строй. Бригады ремонтные продолжают свою работу, учитывая изношенность жилищно-коммунальных систем. И на 2006 год мы запланировали большой объем работ по модернизации и реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также строительство пяти мини-ТЭЦ, что позволит сократить значительно объем завозимого топлива извне.
В.Путин: Давайте вернемся к проблеме объединения. Как депутаты к этому относятся?
Н.Солодякова: К тому, что сказали коллеги, хотела бы добавить следующее. В 91-м году, к большому сожалению, окружной совет народных депутатов по инициативе губернатора, тогда главы администрации, принял решение о выходе округа из состава области. Это было в 91-м году. К большому сожалению, было проигнорировано мнение жителей трех районов из четырех, которые приняли участие тогда в опросе и высказались против выхода округа из состава области. Поэтому сегодня нам легко говорить о том, что жители понимают необходимость воссоединения двух частей полуострова, искусственно разорванных. Коллеги уже говорили, что пострадали абсолютно все, в том числе и те люди, которые живут на севере. Но, поддерживая сейчас идею по укрупнению субъекта Федерации, что вполне нормально, и речь идет о восстановлении вертикали власти на территории полуострова – и это тоже нужно и назрело, – жители Корякии тем не менее высказывают опасения, что при подготовке документов сегодня на федеральном уровне может случиться так, что мы, коряки, растворимся со своими проблемами в проблемах Камчатки. Поэтому очень большое значение сегодня придается обсуждению текстов проектов, которые готовятся. Недавно у нас состоялся конгресс коренных малочисленных народов Севера Корякии и Камчатки. Были у нас гости с Камчатки. Была принята соответствующая резолюция вот именно с этими предложениями на федеральный уровень, с тем чтобы были проработаны документы, защищающие интересы коряков. Перед этим у нас была окружная конференция коренных малочисленных народов. Я хочу сказать, что сегодня коренных малочисленных народов Севера на территории Корякии около 50 процентов, поэтому мнение этой части населения, конечно, нельзя проигнорировать. И в связи с этим мы тесно работаем сейчас с Управлением внутренней политики и работаем между собой, руководители органов государственной власти Камчатки и Корякии. Мы бы хотели, чтобы тот устав нового Камчатского края был все‑таки принят до того, как будет образован Камчатский край, то есть двумя субъектами Федерации. Сейчас, вот именно на этом этапе, чтобы у людей не было никакого сомнения относительно того, где они будут жить и как они будут жить.
В.Путин: Я думаю, что любые сомнения, если они есть, должны быть заранее разрешены. И у нас цель с вами в ходе этой работы заключается в том, чтобы, как я уже говорил, создать лучшие условия для жизни людей, а ни в коем случае их не ухудшать. И если есть хоть какой‑то намек на то, что мы создадим проблемы, то лучше этого совсем не делать. Насколько я понял собравшихся здесь, подавляющее большинство людей хотят этого объединения, вместе с тем высказываются за то, чтобы были учтены их озабоченности. Думаю, что это правильное предложение. Нужно заранее проработать все эти документы и принять, с тем чтобы при формальном акте объединения все вопросы предварительного характера были полностью решены. Вместе с тем, для того чтобы объединение состоялось, я думаю, что присутствующие здесь руководители и законодательных органов, и исполнительных должны объяснить людям, что если они не придут на избирательные участки и не проголосуют за это решение, то это решение просто не состоится. Это в конечном итоге должно быть решением граждан. Тех людей, которые проживают на этой территории.