В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались в этом составе для того, чтобы поговорить о проблемах региона Юга России. Предлагаю сосредоточить внимание на двух вопросах – собственно говоря, мы возвращаемся к ним постоянно: это вопросы социально-экономического развития регионов Юга Российской Федерации – и поговорить о проблемах безопасности.
Вы знаете, федеральные власти оказывают значительную финансовую помощь округу. За последние четыре года ее объем в расчете на одного жителя вырос почти в три с половиной раза. Уже реализуется ряд проектов, направленных на развитие региональной и социальной инфраструктуры. Однако, несмотря на растущую федеральную поддержку, разрыв между экономическими показателями округа и среднероссийскими величинами практически не уменьшается.
Очевидно явное несоответствие потенциальных возможностей региона и состояния его экономики и социальной сферы. Естественные конкурентные преимущества округа – а они есть, мы с вами много раз об этом говорили, его богатый человеческий потенциал эффективно не реализуются. Объем валового регионального продукта в округе сегодня более чем в два раза ниже общероссийского, а доходы граждан – в полтора раза ниже.
По‑прежнему высок уровень безработицы. Однако подчеркну, речь идет именно о средних показателях, и положение дел в субъектах Юга России существенно различается между собой: одни изыскивают, несмотря на все сложности и проблемы, собственные ресурсы, активно привлекают инвестиции и поддерживают предпринимательскую активность; у других, к сожалению, дела хуже идут, многие полагаются исключительно на федеральный бюджет. Но, как я уже отметил, даже существенное увеличение финансовой поддержки не может обеспечить устойчивого экономического роста и соответственно решения острых социальных проблем.
В этой связи важнейшая задача и федеральной и региональной властей – обеспечить условия для ускоренного подъема собственной экономической базы регионов Юга Российской Федерации. Результаты работы на этом направлении будут в огромной степени зависеть от эффективной, как я уже сказал, и ответственной, слаженной совместной работы как федерального уровня, так и региональной власти.
Один из острейших вопросов – это скованность, заорганизованность, зарегулированность деловой жизни во многих регионах округа, чрезмерное административное вмешательство. Местные рынки монополизированы, фактически закрыты для какой‑либо деятельности извне, органы власти часто используются как инструмент недобросовестной конкуренции – прямо говоря, коррумпируются. Это, мы знаем, проблема не только Юга России – всей страны. Но на Юг я бы хотел обратить особое внимание.
Широко процветает практика предоставления индивидуальных налоговых и других льгот, а также необоснованных преференций при распределении подрядов, финансовых и материальных ресурсов. За этим, как правило, стоят интересы конкретных чиновников или, попросту говоря, кланов. Административный произвол подрывает веру людей в возможность открывать свое дело и успешно вести частный бизнес. Достаточно сказать, что число малых и средних предприятий в Южном федеральном округе ниже, чем в среднем по России, а в пяти субъектах уже заметно их сокращение.
Бюрократическое давление загоняет деловую жизнь в тень, а это невыплаченные налоги, низкая заполняемость региональных бюджетов и, как следствие, низкий уровень социальной защищенности граждан.
Абсолютно убежден: совершенствуя систему межбюджетных отношений и разграничения полномочий, мы должны создавать стимулы для региональных и местных властей, стимулы к развитию региональной экономики, к большей самостоятельности и инициативе. Но при этом необходим и механизм политической, юридической ответственности региональных и местных властей за конечный результат своей работы в экономической сфере, по развитию налоговой базы территорий, по решению социальных проблем.
Было бы несправедливо усматривать основные причины сложившейся ситуации лишь в недостатках деятельности региональной власти. Так, явно несовершенен процесс разработки и реализации федеральных целевых программ. Я со многими коллегами, присутствующими сейчас здесь, в зале, согласен – мы много раз на этот счет говорили. Отсутствуют однозначные, подчиненные единой логике правила распределения федеральных инвестиций. Это приводит подчас к хаотичному распылению ресурсов между ведомствами и территориями.
Важно разработать четкие и прозрачные правила оказания финансовой помощи регионам и муниципалитетам и при этом установить жесткую ответственность всех уровней власти за качество инвестиционных проектов и, самое главное, за их реализацию, за конечный результат.
Хотел бы затронуть еще один важный вопрос, о нем я сказал в самом начале нашей встречи. Очевидно, что экономическая и социальная ситуация на Юге России, как ни в одном регионе страны, зависит от обеспечения общественной безопасности. Сохраняющаяся активность террористических формирований, других экстремистских группировок серьезно дестабилизирует ситуацию в регионе, как результат – снижается инвестиционная привлекательность, граждане не чувствуют себя по‑настоящему защищенными. Серьезным источником финансовой подпитки террористов становятся оргпреступность, коррупция, растущий криминальный рынок наркотиков.
Отмечу, что в Южном федеральном округе самая высокая плотность правоохранительных сил, причем не только по России, но по Европе и по Северной Америке: на 100 тысяч жителей приходится почти 1200 сотрудников правоохранительных органов. В то же время есть большие вопросы к эффективности использования правоохранительных органов, результативности бюджетных расходов на правоохранительную деятельность. Штатная численность правоохранительных органов постоянно растет – думаю, подчас и в ущерб качеству и профессиональной подготовке сотрудников. Отсутствие четкого разграничения полномочий, параллелизм в работе размывают персональную ответственность и служб, и их руководителей. Вместо своих прямых задач правоохранительные органы выполняют не свойственные им функции, порой необоснованно вмешиваются в экономическую жизнь.
Вывод понятен всем: нам необходимо принять серьезные меры по повышению результативности работы правоохранительных сил не только в стране в целом, но и в округе в частности – особенно в округе, особенно на Юге России. Рассчитываю здесь на заинтересованное сотрудничество федеральных и региональных властей.
Не сомневаюсь, что в своих выступлениях вы поднимите эти и другие проблемы и вопросы. Хотел бы услышать от вас конкретные предложения по тем темам, которые мною затронуты.