В.Путин: Первое. Положение на рынке нефтепродуктов, моторное топливо. И второе – авиапром. Я знаю, что на этой неделе Вы будете рассматривать отдельно этот вопрос. Давайте с первого начнем.
В.Христенко: Мы вчера провели встречи с руководителями крупнейших российских нефтяных компаний, по итогам которых ими было принято решение о стабилизации, о замораживании цен на нефтепродукты до конца года. Я надеюсь, что решение, которое вчера приняли руководители «ЛУКОЙЛа», «ТНК-BP», «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и «Сибнефти», будет поддержано другими участниками рынка. Вместе с тем это не снимает всех проблем, которые, в общем, накопились в нефтяной отрасли и которые требуют своего системного решения. В частности, это проблема очень жесткой привязки внутреннего рынка и, по сути, цен внутреннего рынка к внешней конъюнктуре за счет системы налогообложения. Есть и другие проблемы, в частности в этом году за восемь месяцев добыча составила 310 миллионов тонн, и это всего на два с половиной процента больше, чем в прошлом году за соответствующий период.
В прошлом году мы имели темпы роста добычи порядка десяти процентов. По нашим оценкам, прогнозы следующего года выглядят даже еще менее оптимистично, и эта динамика может упасть ниже двух процентов по росту добычи. Другой достаточно важный момент: в течение нескольких лет воспроизводство запасов отстает более чем в два раза от объемов добычи. Требуют решения как проблемы внутреннего рынка, так и система накопившихся проблем. Мы подготовили предложения, которые сейчас рассматриваются рабочей группой с участием МЭРТа, Минфина и Минприроды. Думаю, что в течение месяца эти предложения будут подготовлены уже в виде законодательных инициатив. Это позволит не только снять остроту текущей ситуации, но в целом в определенной степени создать основания для достаточно устойчивого развития нефтяного сектора.
В.Путин: Нужно побуждать их к разведке, к работе в этой сфере, к тому, чтобы вкладывать необходимые средства.
В.Христенко: Тем более что сегодняшние новые месторождения, как правило, находятся в достаточно необжитых районах. Это Восточная Сибирь, причем даже в значительной части ее северная часть, где нет инфраструктуры, которая требует больших вложений.
И одно из предложений связано с тем, чтобы для новых месторождений, которые начинают осваиваться, был каникулярный период по налогу на добычу природных ископаемых на период запуска месторождений и их освоения. И в этом смысле, я думаю, такого рода стимулы должны как раз мотивировать и на разведку, и на прирост добычи.
В.Путин: Нельзя допустить, чтобы этим кто‑то злоупотребил, но совершенно очевидно, что нужно помогать компаниям, которые работают в этом направлении, – а такие есть, в том числе и в Восточной Сибири, – уже думают о наполнении трубы, о строительстве которой, я надеюсь, мы сегодня тоже поговорим. И этим компаниям тоже нужно помогать соответствующим образом.
Давайте по авиапрому.
В.Христенко: В этот четверг будет рассматриваться стратегия развития авиационной промышленности. По сути, это такой документ, который собрал в себя все элементы, связанные с десятилетней программой развития авиационной промышленности, с ее выходом из кризиса, с созданием всех тех условий, которые позволят сохранить российский авиапром как компетентную систему, способную выступать системным интегратором, конструировать, производить и запускать в серию новые самолеты. В этой связи стратегия предусматривает достаточно существенные изменения, инновации – как в организационном плане (и концепцию по объединенной цепи – первое ее рассмотрение было в конце февраля этого года Президиумом Госсовета), так и изменения позиций и подходов по участию государства в приоритетных проектах. В частности, пересмотрена программа развития гражданской авиации, уточнены по важнейшим проектам объемы и сроки и по гражданской, и по боевой технике. И сегодня это позволяет достаточно уверенно говорить о том, что конкретные проекты, такие как российский региональный самолет или боевая техника, самолет пятого поколения, будут точно поставлены на крыло в те сроки, которые сегодня есть внутри проекта.
Очень важно, что это уже сегодня вошло не только в программу среднесрочного развития России, элементы стратегии развития авиапрома, но уже нашло отражение даже в проекте бюджета 2006 года, который передан на рассмотрение в Думу.
В частности, стратегия предусматривает за десять лет, до 2015 года, увеличение объема выпуска авиационной техники нашим авиапромом примерно в два с половиной раза, до семи миллиардов долларов. А примерно в три с половиной раза внутри этого объема увеличится объем гражданской авиационной техники. И при этом уже в 2006 году объем средств, выделяемых из бюджета для реализации этих проектов на цели научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских работ, возрастет – по отношению к прошлому году – по гражданской технике более чем в два раза, до семи с половиной миллиардов рублей. В целом эта сумма приблизиться к 20 миллиардам рублей. Это уже серьезные средства, и важно, что в трехлетнем финансовом плане эти цифры имели четкое продолжение. Это дает уверенность не только в значимости общих концептуальных подходов самой стратегии, но и в возможности реализации самых важных проектов по конкретным машинам, которые в нее заложены.
В.Путин: А как идет организационная работа?
В.Христенко: На сегодняшний день пакет документов, связанных с созданием объединенной авиастроительной компании, подготовлен. Он включает в себя указ Президента, постановление Правительства и целый ряд сопутствующих документов. Он находится на завершающей фазе отработки.
В.Путин: Где они?
В.Христенко: Сейчас в Администрации Президента. Мы получили замечание от Государственно-правового управления по этому проекту. Я надеюсь, что в ближайшее время нам удастся эти замечания учесть и устранить. Среди правительственных ведомств замечаний не было, все было согласовано.
В.Путин: В ближайшее время – это когда?
В.Христенко: Я надеюсь, что это будет совсем короткий срок, может быть пару недель.
В.Путин: Пару недель. Хорошо. Договорились.