В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы собрались здесь, в Казани, чтобы, во‑первых, торжественно отметить 1000-летие уникального для российской истории города. Города, который давно стал символом многонациональной и многоконфессиональной России, богатства ее культур и разнообразия жизненных укладов.
Второе, что нам предстоит сегодня, – это проанализировать итоги пятилетней работы Госсовета, обсудив при этом перспективы его деятельности.
Казань – яркий пример социокультурного единства живущих в России народов. И юбилей этого города, безусловно, имеет общероссийское значение. Дает возможность сделать много ценных выводов как для развития политической, так и для социально-экономической жизни современной России.
Заседание Госсовета – первое в целой череде мероприятий, посвященных 1000-летнему юбилею Казани. И я хотел бы прежде всего искренне поздравить вас с этим праздником.
Вернемся к главной теме сегодняшней встречи – к опыту работы Госсовета, его месту и роли в системе политических институтов Российской Федерации.
Мы с вами помним, сколько по этому поводу споров было и скептических прогнозов. Однако сейчас с полным на то основанием можно констатировать, что они не оправдались.
Государственный совет России состоялся как один из наиболее влиятельных государственно-политических институтов страны. Он стал не только местом диалога федеральной и региональной власти, но также общегосударственной площадкой для обсуждения самых злободневных вопросов внутренней и внешней политики, проблем государственного и хозяйственного строительства. Здесь шел поиск ответов на глобальные вызовы времени и по большому счету задавался сам вектор развития нашей страны.
Сегодня Госсовет, без преувеличения, можно назвать своеобразным «расширенным правительством», способным находить общенациональные подходы к решению самых сложных проблем.
Хотел бы поблагодарить вас за активную работу и подчеркнуть, что значение Госсовета – как связующего звена российской власти – будет повышаться. Предложил бы обсудить сегодня некоторые направления нашей предстоящей работы.
Первое – это совершенствование федеративных отношений. Сейчас, когда у всех нас есть уверенность в силе и прочности нашего государства, появилась реальная возможность повысить роль и самостоятельность регионов.
Разумеется, это не сиюминутная, а перспективная и долговременная задача. И эффективно решить ее можно лишь при условии консолидации всей российской власти, при полной определенности общих целей, действий и перспектив.
Очевидно, что наиболее приближенная к людям власть – региональная и местная – должна иметь простор для инициативы и собственные ресурсы, чтобы эффективно решать проблемы территорий.
Процесс наделения регионов дополнительными полномочиями уже активно идет, этот вопрос мы с вами подробно обсуждали и в Калининграде. И пришли тогда к выводу, что список передаваемых регионам полномочий должен быть расширен. Рабочая группа Госсовета за этот период тщательно проанализировала все возможности и представила свои предложения. На этой неделе они были еще раз дополнительно согласованы и обсуждались с руководством Правительства. Сейчас Правительству Российской Федерации необходимо оперативно завершить подготовку законопроекта и представить его в Государственную Думу.
Хотел бы особо отметить, что Правительству предстоит усилить региональную составляющую своей деятельности. Полагаю, что и федеральные программы могут быть более успешно реализованы, если в них будут учтены региональные интересы.
Второе направление нашей работы – это выработка прорывных, по‑настоящему стратегических идей, которые открыли бы новые перспективы для страны и сплотили бы общество.
Разумеется, это потребует качественно иных подходов к обеспечению работы Госсовета. И прежде всего развития информационно-аналитической составляющей. Надо наладить активное сотрудничество с авторитетными исследовательскими центрами, с институтами гражданского общества. В частности, с создаваемой сейчас Общественной палатой. Если есть по этому какие‑то идеи и предложения, попросил бы высказаться.
Третье, на что обращаю особое внимание, – это действенность работы Госсовета.
Да, за пять лет было принято немало важных решений. Многие из них легли в основу федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства. В том числе Президентом России было дано более 200 поручений различным органам власти.
Конечно, нужно быть откровенным: далеко не все совместно проработанные решения воплощаются в жизнь. И такое положение дел, конечно же, нас не может устраивать. Думаю, было бы полезно заслушать информацию по этому вопросу на одном из ближайших заседаний президиума Госсовета.
Кроме того, следует создать систему постоянного мониторинга и контроля за выполнением принимаемых Госсоветом решений.
Я остановился сегодня на ключевых направлениях нашей работы. Что касается конкретной тематики будущих заседаний, то она будет определяться общенациональными стратегическими целями и задачами. Мы, безусловно, будем обсуждать насущные вопросы экономической и социальной сферы, проблемы внешней политики, безопасности, обеспечения прав и свобод граждан.
Главное, что Госсовет ответственно, заинтересованно и результативно подходит к решению любого вопроса. И сегодня невозможно представить систему политических институтов страны без работы этого солидного, авторитетного органа.
Думаю, у вас есть немало предложений по повышению эффективности нашей работы. И сегодня есть возможность их подробно обсудить.
Благодарю вас за внимание и предоставляю слово для доклада Александру Васильевичу Филипенко.
Пожалуйста, Александр Васильевич.
А.Филипенко: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Государственного совета Российской Федерации! Уважаемые гости, коллеги!
Искренне рад возможности поздравить всех нас с пятилетием работы, продолжить уже начатый сейчас Владимиром Владимировичем разговор о роли, месте, опыте и перспективах дальнейшей деятельности Государственного совета Российской Федерации. Его создание пять лет назад имело действительно важнейшее общегосударственное значение.
За прошедшее время, как только что отметил Президент Российской Федерации, Госсовет стал одним из ключевых политических институтов страны. Это место для обсуждения и выработки стратегических направлений развития России, здесь происходит координация взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации по ключевым вопросам социально-экономической и политической жизни России.
Государственный совет провел 15 заседаний, состоялось 45 заседаний президиума, в том числе совместно с Советом Безопасности, Правительством России, руководством Федерального Собрания Российской Федерации. Решения, принятые по итогам рассмотрения Государственным советом таких вопросов, как, например, перспективы развития угольной отрасли, основные направления транспортной политики, регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, развитие образования, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение граждан доступным жильем, оказали существенное влияние на ход решения этих проблем.
Впервые за долгие годы Россия смогла решить задачу обеспечения рентабельности угольной промышленности. Основные направления транспортной политики Российской Федерации, одобренные Госсоветом, стали основой для формирования долгосрочной транспортной стратегии до 2020 года федеральных и региональных программ развития всех видов транспорта, что имеет колоссальное значение для государства с такой огромной территорией, как Россия.
Большинство рассматриваемых Госсоветом вопросов были направлены на определение долгосрочных перспектив развития России, носили инновационный характер с точки зрения развития человеческого и технологического потенциала.
Госсовет не остался в стороне от обсуждения вопросов международной политики, связанных прежде всего с использованием потенциала регионов для создания пояса добрососедства и сотрудничества по периметру российских границ.
Важнейшие в деятельности Госсовета – вопросы государственного строительства, укрепления основ федерализма. На заседании президиума летом 2003 года с участием Председателя Правительства, руководителей палат Федерального Собрания Президент России отметил, что общество, разбитое на мелкие группы по узким интересам, не способно сконцентрироваться на реализации крупных национальных проектов, масштабных стратегических задач, которые теперь стоят перед страной. Все эти годы Государственный совет решал задачу консолидации власти и общества вокруг масштабных национальных проектов, одновременно помогая избежать ошибок при принятии важных государственных решений.
Наделение субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования механизмов федеративных отношений, повышения эффективности деятельности федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления. Одним словом, на повестку дня ставится вопрос выработки новой региональной политики.
В этой связи особое значение имело заседание Государственного совета, состоявшееся в июле текущего года в Калининграде и открывшее, по сути, новый этап в развитии российского федерализма, что подчеркнул как первоочередную задачу только что в своем вступительном слове Президент Российской Федерации. Основной задачей этого периода становится пробуждение региональной инициативы, создание условий для экономического роста, формирование конкурентоспособности регионов. Только через конкурентоспособные регионы может быть построена конкурентоспособная экономика в федеральном масштабе, а значит, и конкурентоспособное государство.
С усилением роли регионов мы могли бы подумать о разработке стратегии формирования своего рода точек роста. Выравнивание – как экономическое, так и финансовое – должно иметь стимулирующий характер. Главное в государственной региональной политике, на мой взгляд, – создание стартовых возможностей развития регионов наряду с признанием права регионов-лидеров на возможности опережающего роста, использование их в качестве своеобразных локомотивов социально-экономического развития страны. Это потребует организации более эффективного взаимодействия с Правительством Российской Федерации и прежде всего с формируемой в соответствии с калининградскими решениями правительственной комиссией по региональной политике.
Анализируя деятельность Государственного совета, полагаю, следует признать, что заложенный в нем мощный потенциал используется еще далеко не в полной мере. И прав Владимир Владимирович: необходимо искать пути повышения эффективности нашей работы. Еще в момент создания Государственного совета предполагалось, что он будет заниматься разработкой стратегических вопросов развития государства. Сейчас, когда создана единая система государственного управления, достигнута макроэкономическая стабилизация, Госсовет обязан играть более активную роль в консолидации действий всех ветвей власти, роль генератора стратегических, прорывных шагов в будущее. Именно на это нас ориентирует Президент. Полагаю, что для этого необходимо налаживание планомерной работы Государственного совета на перспективу. Требуется более высокий уровень взаимодействия Государственного совета с экспертным сообществом, научной средой, гражданским обществом. И, конечно же, прав Владимир Владимирович, говоря сегодня о том, что тесное сотрудничество Государственного совета должно быть обеспечено с формируемой Общественной палатой. Для организации такой работы на постоянной основе можно подумать о создании постоянно действующего экспертного совета при Госсовете, который впоследствии вполне мог бы стать его аналитическим центром.
Чрезвычайно важная задача – повышение результативности работы. Мы хорошо знаем примеры эффективного выполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседаний Государственного совета. Но, к сожалению, достаточно и иных случаев, когда принимаются совершенно правильные, насущно необходимые для развития страны решения, а потом они вязнут в межведомственных согласованиях, а мы, как правило, уже не возвращаемся к этим якобы уже решенным вопросам. Поэтому крайне необходимо создание надежного механизма реализации принятых решений. Полагаю, что стоит подумать о введении практики повторного обсуждения важнейших вопросов, рассмотренных Госсоветом, и, конечно же, информирования о ходе их выполнения на последующих заседаниях.
Необходимы постоянно действующие рабочие группы по основным направлениям деятельности, например, рабочие группы по федеративным отношениям, инновационному развитию, недропользованию и многим другим. Кстати, о необходимости создания таких постоянных групп Вы, Владимир Владимирович, говорили на нашем первом заседании пять лет назад. Все это, на мой взгляд, позволит более настойчиво проводить линию Госсовета, доводить его рекомендации до практического воплощения.
Если говорить о вопросах, которые, на мой взгляд, в приоритетном порядке следует обсуждать на Госсовете, то это должны быть, безусловно, стратегические задачи развития государства, и прежде всего из того перечня проблем, которые поставлены в посланиях Президента в текущем и прошлом годах Федеральному Собранию Российской Федерации.
Обозначу лишь некоторые из них.
Конечно же, речь должна идти о повышении эффективности и качества государственного управления. Именно это Президент назвал задачей номер один. При этом очень важно эффективное формирование кадрового состава государственных служащих на федеральном и региональном уровнях, направленное на повышение качества работы исполнительной власти. Лучшие региональные кадры должны стать, на мой взгляд, действующим резервом, действующим резервом, повторюсь, для формирования федеральных органов исполнительной власти. Так же, как и управленческие кадры, имеющие уже опыт работы на федеральном уровне, вполне могли бы стать ценным кадровым резервом для региональных властей.
На муниципальном уровне управления этот вопрос сейчас стоит особенно остро. В связи с известными решениями мы на пороге резкого увеличения числа муниципальных служащих. А вот механизмы их плановой подготовки, повышения квалификации еще не сложились.
Мы настойчиво работаем над разделением полномочий – и будем продолжать эту работу – и полномочий, и функций. Но, на мой взгляд, все‑таки существенно отстали в подготовке кадров, необходимого количества кадров государственных, муниципальных служащих.
В перечне вопросов, обязательных, на мой взгляд, для рассмотрения Госсоветом, – демографическая ситуация в стране, в отдельных регионах и осмысленная миграционная политика. Предметом более пристального внимания Государственного совета должны стать проблемы национальной безопасности и национальных приоритетов. Обсуждение их позволит задать высокую планку требований ко всем принимаемым решениям, ибо их качество можно оценить только через призму национальной безопасности, какой бы мы вопрос здесь ни обсуждали.
Хочу еще один аспект отметить: речь идет о близкой, достаточно близкой мне теме – энергетической безопасности. Давайте честно признаем, что еще какое‑то достаточное количество времени страна, ее бюджет и доходы будут зависеть от конъюнктуры цен на нефть и газ. Мы понимаем, что такое положение не должно быть вечным. Необходимо, так сказать, уже вчера думать о структурной трансформации национальной экономики, ее роли в постиндустриальной системе, мирохозяйственных связей. В этой связи, мне думается, нужен закон об энергетической политике, который свяжет воедино добычу сырья и вопросы энергосбережения, что очень важно, введение единых требований учета и стандартов в энергетической инфраструктуре и промышленную разработку альтернативных источников энергии. Предлагаю создать постоянно действующую рабочую группу по энергетической безопасности и обсудить эти проблемы на заседании Госсовета. Тем более что, насколько известно, летом 2006 года и на саммите «большой восьмерки» планируется обсуждение этой темы.
Мы находимся на пороге очередного бюджетного цикла. Считаю, что негоже Госсовету оставаться в стороне от этого процесса, тем более что обсуждение вопросов государственного бюджета входит в перечень основных задач Государственного совета. Считал бы целесообразным посвятить этому вопросу одно из самых ближайших заседаний президиума Государственного совета.
Госсовет и его президиум широко практикуют выездные заседания. Таких заседаний за пять лет было одиннадцать. Считаю их особенно ценными, так как мы имеем возможность реально ознакомиться со спецификой посещаемого региона, практикой его управления, накопленным опытом работы. Согласитесь, уважаемые коллеги, что опыт каждого региона по‑своему уникален. Именно знания этого опыта подчас не хватает и нам самим, да и структурам федерального центра. Пользуясь случаем, хочу просить Вас, Владимир Владимирович, провести заседание Государственного совета и у нас в Ханты-Мансийске. Как бы сказали у нас в Югре: очередь подошла, однако.
Завершая свое выступление, еще раз хочу отметить, что Государственный совет состоялся как эффективный инструмент в выработке принципиально важных для страны решений взаимодействия Федерации и регионов. Изменение процедуры избрания губернаторов, наделение их более широкими полномочиями еще раз подчеркивают значимость Госсовета как важнейшего политического института страны. Сегодняшнее обсуждение, ваши предложения, уважаемые коллеги, по совершенствованию дальнейшей работы, уверен, дадут дополнительные возможности влияния Госсовета на решение общегосударственных задач. Как уверен в том, что, опираясь на накопленный опыт, Государственный совет Российской Федерации и далее будет способствовать своей исторической миссии в судьбе Российского государства.
Спасибо.
В.Путин: Благодарю Вас.
Пожалуйста, Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев.
М.Шаймиев: Уважаемые Президент Российской Федерации, Председатель Правительства!
Уважаемое высокое собрание! Дорогие наши гости!
Пять лет прошло со дня образования Государственного совета Российской Федерации. Это действительно немалый срок. И можно с уверенностью сказать, что данный институт государственной власти оправдал те надежды, которые на него возлагались на данном этапе.
Владимир Владимирович Путин, открывая первое заседание Государственного совета 22 ноября 2000 года, назвал его органом стратегического назначения. Это действительно так. Достаточно вспомнить, как уже было сказано, темы, которые ставились на заседаниях Государственного совета. Это и проблемы стратегии развития государства, оборонного комплекса, поддержки малого бизнеса, образования, науки и культуры, реформ ЖКХ, приоритетов в экономике, особенно в транспортной инфраструктуре, авиации, международной деятельности.
Одной из сквозных тем наших заседаний стало укрепление властной вертикали. Действительно, в 2000 году, все мы знаем, она была, фигурально выражаясь, рыхлой. Надо было в стране навести элементарный порядок, что и было сделано.
Кстати, в нашей республике мы всегда придерживались этого принципа. Мы не спешили с введением повсеместного самоуправления, а постепенно отрабатывали механизмы народовластия по мере появления для этого реальных экономических возможностей. В результате у нас на 16 октября этого года назначены выборы в органы местного самоуправления всех уровней. Мы готовы перейти в полной мере к учреждению органов местного самоуправления в соответствии с новым Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Есть предложения по некоторым поправкам, мы ждем и надеемся, что они будут приняты Государственной Думой.
Разграничение полномочий между субъектами и федеральным центром в любом государстве является одним из ключевых вопросов. Должно быть общее правовое пространство, единые правила государственной политики, понимание общих ценностей нашего общества. Нельзя рассматривать демократию как безвластие, а вертикаль власти – как отрицание федерализма. Демократия строится на правовой базе, а федерализм – на четком разграничении полномочий, где каждый уровень власти точно знает свои права и обязанности. Только на этой базе можно строить сильное государство.
Несмотря на наличие непростых проблем, в настоящий период можно считать, что в государстве заложены основные принципы для дальнейшего развития федерализма. За эти годы мы многое сумели отработать во взаимоотношениях центра и субъектов. Российская Федерация будет прирастать регионами, у каждого из которых огромный потенциал. Убежден, что субъектам Федерации нужно больше доверять, ведь многие вопросы по жизни возможно решать только на местах. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года сделан первый шаг по наделению руководителей регионов дополнительными полномочиями. Мы знаем, что на днях в Сочи рассматривались эти вопросы дополнительно, по‑моему, кое‑что опять перепадает. Сейчас действительно дело за реализацией данного указа. Мы совместно с федеральными органами управления к концу года должны, на мой взгляд, подвести итоги и сказать, сколько структур сокращено, нет ли дублирования и какая достигается эффективность сфер управления.
Россия является огромным государством во всех смыслах этого слова как географически, так и экономически. Это многонациональное государство, где проживают многие народы со своими традициями, особенностями быта и культуры. Нельзя надеяться только на рыночные механизмы или спонсоров. Есть отдельные республики, регионы, которые самодостаточны, но далеко не все многонациональные субъекты могут финансировать развитие культуры населяющих их народов. В Москве немало радиотелеканалов, которые ведут передачи на разных языках мира и о чем угодно, но не рассказывают – или очень мало рассказывают – о российских народах, а ведь единство страны должно строиться на взаимопонимании.
К примеру, не без участия Президента Российской Федерации в последние годы татары и башкиры начали проводить праздник Сабантуй по всей стране. И должен сказать, это сидящие здесь коллеги могут подтвердить: на этот праздник с удовольствием ходят все, независимо от национальности. Там создается уважительное отношение к традициям наших народов, хотя в учебниках длительное времени, в частности о татарах, пишут самые невероятные вещи. Историю России в школьной программе представляют в основном только как русскую. Но ведь и другие народы, пусть не в такой же мере, но внесли свой вклад в становление государства. Сегодня весь мир озабочен проблемой терроризма и межрелигиозных трений. Решить эти проблемы можно только объяснив их истоки, создав между людьми взаимопонимание. Здесь недостаточно демократии и открытости. Нужна еще и продуманная политика, отвергающая крайности в любом их выражении.
В Казанском кремле рядом стоят возрожденная мечеть Кул-Шариф, отреставрированный Благовещенский собор. Они являются символом взаимопонимания конфессий и народов. Этот опыт межнациональных отношений может служить хорошим примером для регионов и для других, я бы сказал, стран. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что нам необходимо всячески поддерживать те богатые традиции совместного житья, которые сложились в Российской Федерации. У татар было движение джадидизма, которое очень терпимо относилось к православию и другим религиям, интерпретировало ислам в современном духе, ориентировалось на самые передовые культуры, было открытым и либеральным. Убежден, что надо опираться именно на эти традиции, которые народы России выработали за многие столетия совместного проживания.
Государственный совет Российской Федерации собрался в Казани нынешней в год ее 1000-летия. Мы это воспринимаем как знак высокого уважения к нашей многонациональной республике. Выражая слова глубокой благодарности за такое отношение, хочу заверить, что мы есть и будем достойной составляющей нашей Федерации.
Наша столица всегда была средоточием как восточных, так и западных тенденций. Она стала поистине евразийским городом, где можно найти сочетание самых разных культур и цивилизаций.
Как я уже говорил Вам, Владимир Владимирович, празднование 1000-летия Казани взяло старт 24-го числа с блестяще организованных «Дней Санкт-Петербурга в Казани». Валентина Ивановна [Матвиенко] сама возглавляла, и огромное ей спасибо за это.
Республика вместе со всей страной претерпела большие изменения. Это стало возможным благодаря развивающейся демократии и рыночной экономике. Город преобразился. За последние годы мы переселили из ветхого жилья около 50 тысяч семей, из них 33 тысячи в Казани, построили новые дороги, аэропорт, мощную спортивную базу, супермаркеты, закончили сплошную газификацию села. В экономическом развитии мы сейчас устойчиво находимся в первой десятке в России.
Нефтяная отрасль является ведущей как для страны, так и для республики. Несмотря на долгие годы эксплуатации месторождений, что привело к серьезным экономическим проблемам, мы вчера это обсуждали с Юрием Петровичем Трутневым, мы надеемся на поддержку отрасли за счет внедрения дифференцированного налогообложения на добычу углеводородного сырья. Это нужно не только для Татарстана. Многие регионы России находятся в такой же ситуации. От введения измененного НДПИ выиграет не только население региона, но и федеральный бюджет. Соответствующие расчеты есть.
Республика развивается не только за счет роста цен на нефть, ее продажи и переработки. Мы поддерживаем высокие технологии, прежде всего в сфере авиации, автомобилестроения, судостроения, легкой промышленности. Защита отечественного товаропроизводителя является приоритетной, о чем не раз говорилось за эти годы и на заседании Государственного совета Российской Федерации. Нам важно опираться на науку и высшее образование. Университетские комплексы – это наше богатство. Там воспитывается и обучается будущее нашей страны. Молодежь стремится к знаниям, в этом залог наших успехов. И я думаю, что будет возможность посетить инновационные проекты, разрабатывающиеся и осуществляющиеся именно молодыми учеными в республике.
Наряду с монетизацией льгот по 122-му закону у нас с 1 января текущего года проводится полная монетизация ЖКХ. Безусловно, мы к этому готовились основательно в течение двух лет. Сейчас у нас появилась полная уверенность в правоте начатых реформ, и рассчитываем, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства в течение не более трех лет в республике станет наиболее привлекательной для бизнеса, а главное, для самого населения. Откладывать эти реформы, я считаю, это значит загонять проблемы вглубь, а то и в тупик.
В республике не забываем и о селе. Развитие сельского хозяйства – это продовольственная безопасность страны, обустроенность территорий, занятость населения. Если упустить время, то поля зарастут бурьяном, а деревни опустеют. У нас ускоренно идет сейчас земельная реформа, сегодня полтора миллиона гектаров пашни приобрели новых хозяев, которые пришли с современной технологией. Несерьезных инвесторов мы не пускаем. В результате урожайность зерновых составляет свыше 30 центнеров с гектара в среднем все эти годы. Производится в год не менее 4,5 миллиона тонн зерна и более 1 миллиона тонн молока. В последнее время губернаторы заговорили, что зерно должно пройти через животных, и мы должны производить отечественные продукты питания, я целиком и полностью это поддерживаю. И это, пожалуй, единственный выход. Это то, что нам позволит в дальнейшем выдержать и конкуренцию. Безусловно, село требует затрат, но оно дает и отдачу как в социально-экономическом, так и в сохранении и возрождении, что очень и очень важно для страны, духовности всего нашего населения.
Президент страны, определяя смысл Государственного совета Российской Федерации, сказал, что нам предстоит выработать консолидированную позицию по ключевым вопросам развития государства. Это, безусловно, емкое определение. Мы эту функцию, на мой взгляд, за прошедшие пять лет во многом выполнили. Коль есть положительный опыт, значит, у нас больше оптимизма на дальнейшие конструктивные решения.
Огромное спасибо всем.
В.Путин: Спасибо большое.
Пожалуйста, Ишаев, губернатор Хабаровской области. Виктор Иванович, прошу Вас.
В.Ишаев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания Государственного совета!
Вначале хотел бы от всех дальневосточников сердечно поздравить жителей славного города Казани с 1000-летием, пожелать всем здоровья, успехов, всего самого доброго.
Теперь о работе Государственного совета. Мне посчастливилось, и я глубоко благодарен за поддержку, работать в составе первого президиума Государственного совета. Что нами всегда двигало и что нас всегда интересовало? Это, очевидно, неиспользованные возможности и внесение вклада в развитие государства Российского. То, что сегодня идет активное развитие, – это очень хорошо, но, я думаю, в этом есть, наверное, определенная заслуга и членов Государственного совета, которые здесь присутствуют. Но, думаю, каждый, отмечая свою работу, может сказать, что мы не в полной мере использовали те возможности, которые у нас имеются.
Хотел бы немножко остановиться на региональной политике, которую, Владимир Владимирович, Вы обозначили. На мой взгляд, вот этот мощный и достаточно серьезный вклад, который могут сделать регионы, не в полной мере еще сегодня раскручен. Региональная политика иногда понимается как межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения – это очень важно и это очень серьезно, но это все‑таки элемент региональной политики. Я считаю, что главная задача – чтобы регионы были самодостаточны, самодостаточны финансово, чтобы регионы имели возможность к саморазвитию. Я очень внимательно слушал выступление Президента Республики Татарстан уважаемого Минтимера Шариповича Шаймиева. И, конечно, сегодня то, что увидели многие коллеги, – этому можно по‑доброму позавидовать и поддержать. Думаю, что мы все должны сделать, чтобы регионы активно включились в развитие России. Ведь когда мы говорим сегодня, что федеральный бюджет профицитный, это же не значит, что все регионы будут на основании этого бюджета развития также активно развиваться. Мы должны сформировать региональную политику на базе имеющихся возможностей. Есть такое понятие, как имеющиеся абсолютные и относительные преимущества в каждом регионе. Мы должны взять их и поддержать.
Думаю, задача Государственного совета, задача Правительства Российской Федерации – активно изучить возможности, создать условия для развития регионов. Будут регионы активно развиваться – я думаю, все Российское государство будет более активными темпами наращивать темпы развития экономики.
Второй вопрос – и он, по‑моему, тоже включает в себя или исходит из региональной политики – это разделение полномочий. Мы всегда говорили: давайте разделим полномочия. Федеральный центр берет на себя полномочия создавать условия, берет на себя полномочия контроля, берет на себя ряд других полномочий, передавая определенные в регион. Да, эти полномочия должны быть обеспечены. Иногда слышишь и от членов Правительства, что мы вроде бы медленно идем в продвижении реформ. Можно идти быстрее. А иногда хочется, чтобы вот те уроки, которые сегодня у нас есть и дает нам жизнь, хорошо усваивались. Приняли решение – нужно добиться его обязательного исполнения. А иначе получается, если мы качественного не добились исполнения решения, принимаем следующее решение – это как в школе у ученика: он пропустил один материал, второй, а потом может вся конструкция рухнуть. Думаю, что борьба за полномочия не должна быть самоцелью. Она должна быть обязательно доведена до конца, до логического завершения, до понимания, до осознания, чтобы конструкция была прочной и хорошо построенной. Мы с вами проходили уже в жизни, когда: берите полномочий, сколько можете, давайте заниматься этим вопросом. Проходили. Очевидно, не нужно идти из крайности в крайность. Я за разделение полномочий, я за то, чтобы они были обеспечены. Я за то, чтобы каждый нес свою ответственность. Но все эти конструкции должны работать таким образом, чтобы люди наши от этого не страдали.
Второй вопрос – межбюджетные отношения. Может быть, повторяюсь, но все‑таки хотелось бы, чтобы мы с вами как‑то оценивали консолидированный бюджет, как же бюджет сегодня строится и в регионах. Межбюджетные отношения должны стимулировать регионы, регионы не должны быть пассивными. Я должен понимать, что я должен выполнить бюджетное задание, а перевыполнение что даст людям, даст жителям. Мы не единожды по этим вопросам, допустим, беседовали и с Министром финансов. Понимание есть. Думаю, что нам надо совместно подумать, как задействовать этот стимулирующий рычаг. Есть бюджеты фискальные, есть регулирующие, есть стимулирующие. На мой взгляд, сегодня такая ситуация, что можем мы решим и эти вопросы.
Пять лет Государственному совету – это серьезный срок. Были вначале разговоры: нужен – не нужен, получилось – не получилось. Жизнь ответила на эти вопросы. Государственный совет состоялся, он занимает ведущее место сегодня в Российском государстве. И мы должны сегодня, оценивая то, что мы сделали, работать над тем, чтобы в большей и большей степени сделать все для того, чтобы совет работал более эффективно.
Хотел бы еще раз поблагодарить всех за совместную работу и пожелать всем здоровья и успехов.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо, Виктор Иванович.
Пожалуйста, Меркушкин Николай Иванович, глава Республики Мордовия.
Н.Меркушкин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Уважаемый Минтимер Шарипович [Шаймиев] как руководитель принимающего региона!
Сегодня, наверное, практически знаковый Госсовет. Мы подводим итоги пятилетней работы, и Госсовет проводит свое очередное выездное заседание.
Здесь много глав субъектов Федерации, Владимир Владимирович, которые принимали участие, когда обсуждалась тема реформирования системы власти в стране пять лет назад, когда реформировался Совет Федерации, когда создавались округа в стране. И я помню, когда Вы пригласили нас, когда объявили предварительно эти предложения, и как реагировали многие коллеги на те нововведения, которые пять лет назад были сделаны. И абсолютным большинством мы тогда Вас поддержали, потому что все понимали, что мы находились и жили в такой стране, где не было уверенности, что эта страна может в перспективе сохраниться в тех границах, в которых она тогда находилась. Мы были уверены в том, что нужна вертикаль власти, власть должна укрепиться, она должна быть сильной, потому что без сильной центральной власти было невозможно решить те жгучие проблемы, которые стояли перед страной. И мы понимали, что на том этапе руководители регионов многое теряли в своем статусе, но тем не менее мы активно тогда эти предложения поддержали.
Вы предложили создание Госсовета. Не все тогда восприняли его как орган, который может сохранить, может быть, или по крайней мере даст возможность главам субъектов Федерации активно участвовать в выработке и в принятии тех государственных стратегических решений, которые принимаются сегодня в стране. Но если посмотреть на итоги пятилетней работы, то можно сказать про тот формат, в котором проводятся эти заседания – выездные заседания и в Калининграде, и два года назад в Санкт-Петербурге, и сегодня в год 1000-летия Казани, – то, что сегодня мы проводим и подводим итоги в одном из регионов, который в свое время тоже был очень непростой, и удалось Минтимеру Шариповичу [Шаймиеву] очень мудро провести за эти 15 лет свою политическую линию. И мы сегодня наблюдаем те позитивные процессы и просто, может быть, по‑доброму завидуем состоянию этого региона, в котором сегодня находимся. И это тоже как бы символизирует то, что мы смогли за эти пять лет сделать самое главное: мы смогли создать команду, в том числе из глав субъектов, которые активно сегодня поддерживают те начинания, которые идут из центра. И то, что Вы очень активно опираетесь на нас в решении государственных задач как внутри страны, так и внешней политики.
Но если подводить итоги и говорить о том, что Вы, Владимир Владимирович, попросили посмотреть на будущее, каким должен быть Госсовет, я думаю, конечно, должна значительно усилиться действенность наших решений. Думаю, что, если Госсовет заседает и принимает решения, наверное, Правительство, сразу по итогам этого Госсовета, может быть, в течение недели, двух недель, должно провести заседание, обсудить решения и принять быстро соответствующие правительственные решения, которые должны уже реализоваться на практике на местах и на уровне федеральных министерств. Ведь мы знаем: когда даже те решения, которые мы принимаем, не говоря уже о том, когда мы готовим вопросы, – мне приходилось участвовать в подготовке вопросов, выступать с докладами, сколько приходится встречаться с министрами для того, чтобы согласовать тот же протокол. Неделями, иногда месяцами не можем согласовать. И очень часто даже те решения, которые потом принимаются, отдельные вопросы просто по итогам и не решаются. И это, я знаю, волнует достаточно многих, тех, которые тем более участвовали в подготовке вопросов и которые как бы отвечают за те решения, которые принимались или на Госсовете, или на его президиуме. Тем более я считаю, что решения Госсовета и работа Правительства должны быть значительно более сближены. Почему? Абсолютное большинство здесь сидящих в этом зале возглавляют и правительства, то есть напрямую на местах возглавляют исполнительную власть, и им приходится напрямую решать конкретные задачи. Если решения Госсовета и то, что обсуждается на Госсовете, не будет преломляться через работу Правительства напрямую, правительственных министерств, то от этого иногда в конкретных вещах мы не получаем той отдачи, которая должна была бы быть после решений Государственного совета.
Если откровенно говорить, если сегодня взять средневзвешенного министра и взять Президента страны, Президент страны каждого из нас знает намного лучше. Даже более того, мы у Президента страны бываем чаще, чем мы бываем у отдельных министров. И я могу сегодня назвать по пальцам одной руки посчитать, за эти вот последние пять лет возьмем, сколько министров приезжало в республику. А есть территории, куда ни один министр ни разу не выезжал. И вот эта региональная составляющая, о которой мы говорим, – конечно, на этом уровне ее надо вырабатывать, но очень важно, чтобы принимаемые решения, в том числе потом, очень многие из них зависят от того, как будут работать на исполнительном уровне, как будут эти вопросы решаться в министерствах, насколько обратная связь будет активно работать. Потому что без обратной связи, без знания обстановки на местах очень сложно принимать те решения и тем более их активно и действенно реализовать.
Владимир Владимирович, я хотел бы сегодня еще раз тоже выразить слова благодарности Вам, что сегодня Вы нас собрали в Татарстане в таком формате, и уже не в первый раз – два года назад мы собирались в Санкт-Петербурге. Это нас только сплачивает, я имею в виду регионы. Мы видим и смотрим, и по‑доброму, может быть, по‑доброму завидуем тому, что делается в других регионах. Понятно, что у нас далеко очень ушла Москва, очень много сделано в Москве. Многое сегодня очень делается в Санкт-Петербурге. Мы два года назад это видели, когда готовились к 300-летию Санкт-Петербурга. Мы сегодня увидели, а мы приехали вчера, мне удалось посмотреть чуть побольше уже, что сделано в Казани и вообще в Татарстане. Это радует, более того, это нас сплачивает. Это сплачивает не только нас, это укрепляет государство.
Я думаю, такая творческая работа, которая сложилась в Госсовете, она позволит и дальше смотреть с оптимизмом в будущее. И если мы более активно будем решать экономические проблемы, то открывается перспектива, и мы будем уверены, уже сегодня уверены, что мы будем жить в единой стране. Но мы будем жить в сильном государстве и, может быть, в той великой державе, в которой мы когда‑то жили.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Сердюков Валерий Павлович, пожалуйста. Губернатор Ленинградской области.
В.Сердюков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, Владимир Владимирович, разрешите передать Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, а в его лице – всему населению республики сердечное поздравление с 1000-летием Казани. Мои земляки – ленинградцы искренне желают вам успехов и процветания.
Уважаемые коллеги! Все мы очень хорошо помним, как пять лет назад в ноябре 2000 года Президент Российской Федерации, обращаясь к участникам первого заседания Госсовета, обозначил главную задачу нашего, как Вы тогда сказали, Владимир Владимирович, политического органа стратегического назначения. Это выработка консолидированной политики по ключевым вопросам развития государства, совмещающая политику Федерации в целом и регионов территории страны в частности. Честно говоря, когда принимались решения о переводе Совета Федерации на работу в постоянном режиме, были некоторые опасения, что голос регионов будет слабо слышен в целом по стране и в центре. К счастью, этого не произошло. С созданием Госсовета мы получили не просто рупор для озвучивания своих проблем и тревог, а действенный, рабочий механизм, позволяющий реально влиять на все стороны жизни страны: социально-экономические, культурные, политические и так далее.
Здесь уже приводились примеры по рассматриваемым вопросам, которые касались всех сторон жизни народа, страны в целом и регионов. Благодаря обсуждению вопросов многие нашли свое подтверждение в законах, которые были приняты в последующем Государственной Думой, в постановлениях Правительства, в указах Президента. Это, безусловно, важно. Но, на мой взгляд, главное еще и в другом. Пожалуй, у нас сегодня в России нет другого органа, кроме Госсовета, и иного механизма положительного опыта обеспечения совместной работы по решению общегосударственных проблем представителей, представляющих федеральные и региональные органы управления, да еще и с широким привлечением общественности и науки.
Полезна наша работа еще и потому, что в ходе широкого обсуждения мы, губернаторы, зачастую узнаем много нового и интересного об опыте решения тех или иных проблем коллегами, берем это на вооружение. И проведение заседаний президиума Госсовета и в целом Госсовета в разных регионах страны позволяет нам на месте узнать многие проблемы и пути их решения.
Да и для федеральных чиновников такое общение весьма полезно, ибо, как сказал на первом заседании Госсовета Владимир Владимирович, региональные лидеры тоньше чувствуют нужды и запросы людей на местах, несут на себе бремя ответственности и знают, как решения в Москве отражаются на жизни простого человека.
Следует признать, что действительно, и сегодня отмечалось, многие решения Госсовета и президиума не выполняются. И здесь надо отметить, что необходима работа, совместная работа и губернаторов, и федерального Правительства, чтобы претворить намеченное в жизнь. Надо вместе решать эти вопросы, не только их вырабатывать, но и исполнять их. Эти слова должны быть для нас как приказ.
В этой связи предлагаю ввести в практику работы президиума Государственного совета регулярное рассмотрение вопросов о порядке контроля. Здесь уже об этом говорилось.
Я бы считал, что необходимо проводить постоянный мониторинг всех решений Госсовета, президиума Госсовета. Для этих целей, возможно, целесообразно было бы создать экспертный совет при Госсовете.
Владимир Владимирович, еще один вопрос. На встрече с членами Правительства Российской Федерации в городе Сочи Вы очень точно обозначили проблему увеличения численности разных структур федеральной исполнительной власти в регионах. Это действительно так. Но это еще не все беды.
При каждой такой государственной структуре сразу же создаются ООО, ОАО, ЗАО и так далее, которые якобы делают экспертизы, дают заключения на представленные для согласования документы. Конечно, за все это человеку надо платить и платить немало. Чиновник же при этом ставит подпись и печать, регистрирует и тоже берет деньги. И как пример: чтобы получить отвод земли на строительство индивидуального дома и согласовать проект, требуется как минимум полтора-два года и 15–20 тысяч рублей. При этом желание пропадает у многих заниматься строительством собственного жилья. При этом я как губернатор не могу потребовать от всех заинтересованных лиц установления единого перечня, регламента, как говорится, «единого окна». Всегда есть ответ. У нас есть инструкции, положения министерств и агентств, и мы работаем по ним. Надо отметить здесь, что эти инструкции и положения зачастую не имеют ни согласования, ни регистрации Министерства юстиции. Мы просим Вас, Владимир Владимирович, чтобы были выполнены в полной мере решения последнего заседания Госсовета. Все распорядительные, исполнительные функции по всем вопросам, касающимся региона, должны быть переданы в субъекты, контрольные и надзорные функции должны быть у федеральных органов власти. Получение этих полномочий – это не самоцель, это укрепление федерализма, укрепление ответственности, это предусмотрение комплексного развития регионов и возможность региональным лидерам решать вопросы комплексно на своих территориях.
Считал бы необходимым президиуму Госсовета уделить больше внимания проблемам комплексного развития как государства в целом, так и регионов. Абсолютное большинство сегодняшних федеральных программ носят в большей степени отраслевой характер. К сожалению, несколько лет назад Правительство отказалось от разработки и принятия программ социально-экономического развития регионов, определять специализацию каждого региона на основе его конкурентных преимуществ, позволяющих, с одной стороны, повысить эффективность и конкурентоспособность региона и также российской экономики в целом. Тем самым будет определяться и роль, и место субъекта в общей федеральной стратегии.
Надо переходить от отраслевого принципа к территориально-отраслевому принципу планирования и управления, тем самым мы будем в большей степени укреплять наш федерализм.
Уважаемые коллеги!
Страна вступает в реформу местного самоуправления. Мы решили в Ленинградской области, что с 1 января полностью перейдем на выполнение закона о местном самоуправлении. Конечно, шишек придется набить много, но этого не избежать, поскольку механизм финансирования местного самоуправления в его новом понимании окончательно не сформирован. И в первую очередь нет основного звена: финансовой устойчивости территорий, муниципальных образований первого уровня.
Просчитывая экономику вновь создаваемых муниципальных образований, мы столкнулись с тем, что сплошь и рядом у нас будет такая ситуация, когда градообразующие предприятия, которые имеют возможность платить налоги, сконцентрированы в двух-трех муниципальных образованиях. При этом подоходный налог, единый социальный налог будет уплачиваться именно в этих населенных пунктах, а не по месту жительства работника. Получается таким образом: работник или человек отработал в районном центре, уехал в свое муниципальное образование и там слышит всегда, что у него в родном муниципальном образовании нет денег ни на отопление, ни на ремонт улиц, ни на обеспечение жильем и так далее. Во всех странах, где развито местное самоуправление, люди уплачивают все налоги по месту жительства, а не по месту работы, уплачивают налоги там, где и получают услуги от муниципальных образований.
В этом случае появляется механизм контроля населения за использованием средств, за деятельностью органов местного самоуправления. В очередной раз мы предлагаем изменить систему налоговых сборов с населения. Соответствующие предложения направлены в Правительство и в Государственную Думу. Дело за решением федеральных структур.
Ленинградская область готова войти в этот эксперимент, и будем делать так, чтобы он оправдал себя.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо, Валерий Павлович.
Пожалуйста, глава Республики Коми Торлопов Владимир Александрович.
В.Торлопов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Позвольте прежде всего поздравить всех с маленьким юбилеем деятельности Государственного совета и с 1000-летием славного многонационального города Казани.
На заседании Госсовета в Калининграде рабочая группа доложила о проделанной работе по разграничению полномочий, и в соответствии с дополнительным поручением на данном заседании мы продолжили работу и несколько дней назад доложили Президенту, как уже сказал здесь Владимир Владимирович, о результатах.
На совещании было рассказано о перечне дополнительных полномочий, которые предполагается передать субъектам, и детально проинформировали Президента по каждому разделу в части несогласованных к передаче полномочий. Итог нашей работы сегодня – это проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий.
При подготовке данного проекта мы исходили, во‑первых, из законодательного закрепления новой модели наделения полномочиями высшего должностного лица – субъекта, и, во‑вторых, в связи с этим, более высокую степень согласованности действий и решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов в целях более эффективной единой политики. Законопроект предполагает внести изменения в федеральные законы по двум основным направлениям: по перераспределению полномочий между уровнями публичной власти и по предоставлению органам власти субъектов права регулировать общественные отношения в сферах по предметам совместного ведения, в том числе в части, не урегулированной федеральным законодательством, и других дополнительных полномочий при наличии финансовых возможностей. В законопроект вошли все ранее согласованные к передаче субъектам полномочия и дополнительные – их 15, которые удалось согласовать после последнего заседания Госсовета. Я назову некоторые, например, в области образования – это организация проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, аттестация и аккредитация образовательных учреждений начального, общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования, начального и среднего профессионально-технического образования и некоторые другие. В сфере содействия занятости населения – это участие в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, временной занятости подростков и ряд других. В сфере жилищного законодательства – это определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений, установление порядка выкупа жилого помещения, полномочия по организации обеспечения устойчивого функционирования всего жилищно-коммунального комплекса. В сфере регистрации актов гражданского состояния – это государственная регистрация актов гражданского состояния и так далее. Из всех возможных способов передачи полномочий в основном это будет происходить посредством их делегирования субъектам с определением источника финансирования через субвенции из федерального бюджета. Проект закона сейчас находится в Правительстве, и в Минфине идет работа по согласованию объемов финансовых средств, передаваемых территориям в соответствии с перечнем новых полномочий, которые будут осуществлять субъекты Российской Федерации.
Проект закона должен будет также пройти юридическую экспертизу. И будем надеяться, что Правительство в ближайшее время рассмотрит его на заседании, чтобы направить в Государственную Думу, где он должен быть обсужден и, мы надеемся, принят.
Таким образом, в меру своих сил, понимания и умения мы заложили в проект закона то, что должно обеспечить согласованную работу всех уровней власти и повышение эффективности их работы, что в полной мере соответствует поручению Президента по укреплению федеративных отношений и развитию местного самоуправления.
Завершая, я хочу поблагодарить прежде всего, Владимир Владимирович, Вас за постоянное внимание к работе рабочей группы по очень важной для всех нас теме, потому что на самом деле Ваша твердая, уверенная позиция во многом способствовала успешной нашей деятельности с министерствами и ведомствами.
Хочу поблагодарить Председателя Правительства Михаила Ефимовича Фрадкова, Администрацию Президента и всех губернаторов, потому что вы все без исключения оказывали нам постоянную поддержку и помощь.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Толоконский Виктор Александрович, губернатор Новосибирской области.
В.Толоконский: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания Государственного совета! Государственному совету исполняется пять лет. Если учесть динамику происходящих в России преобразований, это достаточный срок, чтобы подвести некоторые итоги. В то же время это не столь продолжительный период, чтобы считать принципы работы Госсовета окончательно устоявшимися. Как принято говорить, есть еще значительные резервы. И полагаю, нам полезно проанализировать, в чем они заключаются.
Будучи членом Госсовета с момента его образования, хотел бы сначала отметить некоторые результаты нашей общей работы, которые кажутся мне наиболее значимыми.
Все мы прекрасно помним, какая была пять лет назад ситуация в стране, в данном случае я говорю о политической системе. Она нуждалась в серьезном реформировании, в укреплении вертикали власти, в создании единых принципов государственной деятельности в экономической, политической и социальной жизни России.
Государственный совет был призван стать органом, который не только объединил бы общенациональные и региональные интересы, но и способствовал бы выработке единых для страны задач, помогал бы руководителям региональной и федеральной власти принимать эффективные решения.
Как подчеркивал на одном из первых заседаний Президент России Владимир Владимирович Путин, Госсовет должен работать прежде всего как политический орган стратегического назначения, в этом его отличие от других властных и консультативных институтов.
Оглядываясь на прошедшие годы, хотелось бы отметить в качестве важнейшего положительного момента круг проблем, который рассматривался на заседаниях Госсовета. Тематика этих заседаний практически всегда имела ключевое значение и для развития отдельных регионов, и для страны в целом. Меры повышения эффективности функционирования органов государственной власти и совершенствования внешней политики, перспективы инновационного процесса, решение проблем жилищного строительства, укрепление агропромышленного комплекса, совершенствование системы образования, здравоохранения и культуры, реформирование жилищно-коммунального хозяйства и другие вопросы – это именно то, что особо актуально сегодня и что во многом предопределяет будущее нашей страны. По меньшей мере дважды – в 2001 и в 2003 годах Госсовет обсуждал реформу местного самоуправления. Новосибирская область в нынешнем году начала осуществлять эту реформу. Опираясь уже на реальный опыт, скажу: это важное и перспективное дело, но очень непростое. Поэтому всегда говорю своим коллегам, что здесь требуется очень основательная подготовка и очень много предстоит пересмотреть систем взаимодействия внутри наших регионов.
Второй момент, который считаю нужным отметить, связан с деятельностью рабочих групп Госсовета. Я возглавлял рабочую группу по формированию основных направлений транспортной политики Российской Федерации. И опять же на основе личных впечатлений подчеркну: это очень продуктивная форма. Она позволяет концентрировать усилия специалистов министерств и ведомств, научных, производственных и общественных организаций, органов власти самых разных регионов. Она дает возможность наиболее полно обобщить опыт субъекта Федерации, вычленить наиболее полезное, использовать все это для совершенствования работы в том или ином направлении.
Третий момент касается взаимоотношений с министерствами и ведомствами. Я думаю, все мы после изменения системы формирования Совета Федерации имели опасения, что устойчивое взаимодействие с федеральными органами власти может ослабнуть. Этого не произошло, и во многом благодаря работе Государственного совета.
Наконец, очень позитивным считаю практику выездных заседаний. Они позволяют непосредственно на местах ближе познакомиться со спецификой регионов, с накопленным там опытом, одновременно дают прекрасную возможность представителям субъектов Федерации, на чьей территории проводятся такие заседания, всесторонне обсудить проблемы, которые волнуют и требуют своего решения.
Считая деятельность Государственного совета весьма продуктивной, обозначу некоторые моменты, на которые целесообразно, на мой взгляд, обратить внимание: нам необходимо приложить особые усилия для создания единых принципов формирования экономической и социальной политики на всей территории страны; выработать единые стандарты управленческой деятельности, осуществляемые на уровне федерального центра, субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Это с одной стороны. А с другой – важно разработать и предложить прежде всего правительственным структурам эффективные механизмы, стимулирующие рост экономического, налогового, социального потенциала каждого региона в отдельности.
Я согласен с коллегой Ишаевым, который говорил уже о том, что мы сейчас не имеем точной взаимосвязи от темпов роста экономики, роста производственного потенциала и возможности нам решать коммунальные и социальные задачи. Поэтому во многих регионах, Владимир Владимирович, где солидный промышленный потенциал, высокие темпы роста экономики, мы не можем сегодня решать задачи и расселения людей из ветхого жилья и многие другие проблемы: развития сельской местности, сельской жизни, агропромышленного комплекса, словом, те важнейшие задачи, которые сдерживают сегодня общее развитие и регионов, и всей страны.
В качестве серьезного стимула назову более активное участие государства в реализации крупных инвестиционных программ, в том числе с использованием средств федерального и региональных бюджетов. Вовсе не утверждаю, что государство должно быть главным инвестором. Однако убежден, что оно должно использовать самые разнообразные формы поддержки частных инвестиций, направленные, к примеру, на минимизацию инвестиционных рисков и сокращение сроков окупаемости вложений.
Считаю очень перспективным намерение Правительства создать федеральный инвестиционный фонд. Такие фонды могли бы создавать и субъекты Федерации. Но это должно учитываться в межбюджетных отношениях.
В положении о Государственном совете записано, что в его полномочия входит обсуждение проектов законов о федеральном бюджете и ход исполнения федерального бюджета. Однако, участвуя в разработке целевых экономических и социальных программ, мы слабо задействованы в формировании федерального бюджета, его основных показателей, которые во многом определяют экономическую и социальную жизнь регионов. При выработке стратегических решений правительственные структуры еще недостаточно используют потенциал региональных научных центров, экспертов, хотя это люди, обладающие не только высокой квалификацией, но и знанием региональной специфики. В то же время члены Государственного совета имеют недостаточно информационно-аналитических материалов Правительства, имею в виду материалы, где отражены тактические и стратегические планы, собран обобщающий опыт, представлены разные точки зрения на те или иные проблемы.
В преддверии нашего нынешнего заседания Президент России провел важное совещание с руководителями Правительства и Администрации, на котором обсуждался законопроект по разграничению полномочий между органами власти. Активное участие Госсовета в подготовке данного законопроекта – это инициатива Президента России, которую расцениваем как высокое доверие. Мы благодарны Вам, Владимир Владимирович, за Ваши последовательные шаги по реформированию административной системы, по упорядочению функций и полномочий субъекта Федерации.
Наверное, этот процесс еще не завершен, и будет еще много этапов, когда нам придется совершенствовать распределение и функций, и полномочий. Но сегодня, чтобы этот процесс развивался, очень важно принять подготовленный законопроект, обеспечить правильное финансовое взаимодействие между субъектами Федерации и Федерацией, чтобы все эти полномочия можно было выполнить более эффективно и при этом сэкономить серьезные государственные средства. В то же время региональные руководители понимают, насколько возрастает уровень их ответственности. И полагаю, выражу общее мнение коллег, мы готовы к этой ответственности, готовы к тому, чтобы совместными усилиями работать на процветание России и каждой ее территории.
В заключение хочу также поздравить всех с важным государственным праздником, событием – 1000-летием Казани. И поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, что Вы собрали нас здесь, что мы имеем возможность принять участие в этом большом и важном событии.
Спасибо.
В.Путин: Благодарю Вас, спасибо большое.
Сергей Леонидович Катанандов, пожалуйста, глава Республики Карелия.
С.Катанандов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Безусловно, для меня большая честь выступать сегодня на юбилейном заседании Государственного совета. Я хотел бы начать свое выступление с поздравления в адрес жителей Казани. Все то, что мы увидели сегодня, это впечатляет, радует и еще раз подтверждает правильность избранного пути Президента Российской Федерации, руководства Татарстана. Есть результат, результат, который, видимо, удовлетворяет население, и это хороший ориентир для нас, руководителей регионов. Хороший пример того, как можно в короткие сроки решать конкретные, реальные, совершенно понятные нам задачи.
Безусловно, готовясь к выступлению, хотелось сказать о многом. Мои коллеги уже сегодня говорили о тех достижениях, о тех результатах, которые имели мы в ходе работы Государственного совета, я их поддерживаю. Хотел бы обратить внимание, что Государственный совет состоялся, с моей точки зрения, и по форме, и по содержанию. Безусловно, это орган, который повышает статус губернаторов, придает нам уверенность. Это форум, в котором мы имеем возможность обсуждать свои проблемы с высшим руководством страны, с Вами, Владимир Владимирович, в присутствии наших коллег, представителей федеральных исполнительных органов власти. И, безусловно, это орган, который обучает нас, помогает нам повышать квалификацию, участвуя в тех или иных разработках конкретных программ. Не исключением являюсь и я. Я считаю большой удачей, что участвовал в разработке программы развития и модернизации российского образования, для меня это был опыт. С моей точки зрения, итоги заседания Госсовета на эту тему имели положительный результат, вышел указ Президента Российской Федерации, несколько постановлений Правительства, да и все мы в регионах почувствовали, что реформа образования сдвинулась с места.
Считаю, что можно поддержать предложения выступающих, которые говорили, что, может быть, по ряду ключевых вопросов, которые мы рассматривали, возвращаться к решению этих вопросов. Не возражаю, если, Владимир Владимирович, Вы поручите посмотреть, как идут реформы в образовании, тем более что уже есть накопленные хорошие результаты, хороший потенциал, но и есть вопросы. В частности, сейчас снова в обществе разворачивается дискуссия о реформе профессионального образования, она, видимо, своевременна и назрела. Кстати, мы в рамках рабочей группы эту тему тоже детально прорабатывали.
Исчерпал ли себя Госсовет и можно ли сегодня нам почивать на лаврах – это такой вопрос философский. Очевидно, что живем мы по‑разному, в регионах полно проблем, и мы о них сегодня говорили, и скрывать их не собираемся, и в Карелии их полно, и население живет по‑разному. Это означает, что у Госсовета будет работа, и понятно, что одна из задач на современном этапе, вы о ней сегодня говорили, – это доведение до конца административной реформы. Мы ее корректируем на ходу, говорим на эту тему открыто, считаем, что еще не поздно, и очень рады тому, что эти корректировки вносятся. Уже буквально в эти дни состоялась встреча в Сочи, приняты конкретные решения, позволяющие нам надеяться, что с первого января мы более осмысленно будем исполнять наши функции, в том числе федеральная и региональная власть укрепится.
Безусловно, нам надо осуществлять мониторинг за развитием местного самоуправления и держать в поле зрения Государственного совета этот вопрос, потому что реформа повсеместно идет. Есть ряд еще других вопросов.
Я с оптимизмом смотрю в будущее. Убежден, что Госсовет в состоянии дальше принимать эффективные решения. И надеюсь, что они будут воплощаться в жизнь.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Благодарю Вас, Сергей Леонидович.
Уважаемые коллеги, прежде чем я скажу несколько слов в завершение, а на этом наша работа не заканчивается: мы здесь, в Казани, будем в течение двух дней и сможем в разном формате в абсолютно неформальной обстановке вместе пообщаться, пообсуждать любые проблемы. Но перед тем, как мы завершим вот эту часть нашей совместной работы и встречи, я бы хотел предоставить слово одному из министров, которые у нас здесь присутствуют, в том числе и прежде всего тому, который в регионах бывает. Здесь один из коллег упомянул о том, что министры редко выезжают в территории, в регионах редко бывают. Но вот один из них бывает достаточно регулярно. Его выступление, наверное, не связано будет с заявленной темой нашего сегодняшнего совещания. Но тем не менее наверняка вопросы важные. Я предоставляю слово Рашиду Гумаровичу Нургалиеву. Но не потому, что его зовут Рашид, а фамилия Нургалиев, он в Казани выступает, а потому, что у него действительно накопились вопросы, которыми он хотел бы с вами поделиться.
Пожалуйста, Рашид Гумарович.
Р.Нургалиев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Государственного совета!
В современном мире только сильное государство с эффективным аппаратом управления способно адекватно противостоять глобальным вызовам и угрозам современности, обеспечить единство и укрепление всех ветвей власти. Развитие федерализма в нашей стране зависит от предельно сбалансированного разграничения полномочий между государственными органами, четко определенного места в этой системе каждого федерального министерства и ведомства. Президентом Российской Федерации на встрече в Сочи с членами Правительства было подчеркнуто, что еще происходит смешение функций и параллельная работа. А там, где нужно брать ответственность, происходит, наоборот, сбрасывание и перебрасывание ответственности с одного органа на другой.
Сказанное нередко оказывается характерным и для сферы охраны правопорядка и обеспечения безопасности, отнесенные Конституцией к совместному ведению федерального центра и территории.
Несмотря на стратегический характер данных задач, еще не всегда деятельность государственных органов и общественных организаций образует единый механизм, подчиненный общей цели сделать все необходимое для защиты прав и свобод граждан.
Одно из ведущих мест в этой деятельности принадлежит Министерству внутренних дел. Однако реалии наглядно показывают, что, опираясь только на ведомственные меры, проблемы преступности и общественной безопасности не решить. Об этом, в частности, свидетельствует и опыт функционирования региональных антитеррористических комиссий, возглавляемых руководителями субъектов Федерации. Эффективность их работы является прямым следствием действенного объединения усилий всех правоохранительных и других государственных органов, а также институтов гражданского общества. Только так можно реально противостоять терроризму, создать непреодолимый заслон на пути его дальнейшей эскалации. Аналогичный подход требуется и в предупреждении тяжких и особо тяжких преступлений. В этой связи в ходе оптимизации органов внутренних дел нам удалось трансформировать структуру Министерства и центрального аппарата, адаптировать их к современным условиям и потребностям общества.
МВД России сейчас активно работает над приближением милиции к населению и улучшению форм его обслуживания. В целях противодействия поборам, долгим хождениям по милицейским инстанциям мы активно внедряем метод «одного окна» в подразделениях ГИБДД, паспортно-визовых, лицензионно-разрешительных службах и вневедомственной охране.
Сегодня жестко, в том числе и с участием прокуратуры, контролируется задача, чтобы ни одно обращение гражданина в милицию не осталось без реагирования. За прошлый год, уважаемые члены Государственного совета, органами внутренних дел разрешено по существу свыше 220 миллионов обращений граждан. Такие объемы было бы нереально рассматривать без активного внедрения современных технологий, новых форм охраны и обеспечения правопорядка. Поэтому сейчас министерство усиленно работает над созданием и введением в строй единой информационной телекоммуникационной системы. Скоординированные действия всех уровней власти требуются для решения проблемы безопасности дорожного движения. Президентом Российской Федерации поставлена задача разработки соответствующей федеральной целевой программы. Ее конкретизация и подкрепление региональными программами с должным уровнем финансирования позволит не только сохранить тысячи жизней наших граждан, но и придать мощный импульс экономическому развитию субъектов Федерации.
Следующей актуальнейшей задачей является и оптимизация деятельности территориальных подразделений. В любом, даже самом маленьком населенном пункте есть человек в милицейской форме. Иногда он выступает единственным представителем государства, по профессионализму которого люди судят о власти. В то же самое время уровень их социального и материально-технического обеспечения зачастую остается еще крайне низким. Сейчас МВД России разрабатывает программу повышения эффективности работы органов внутренних дел городского и районных звеньев. В самые сжатые сроки планируется кардинально изменить ситуацию в данных подразделениях, несущих основную нагрузку по борьбе с преступностью и охране правопорядка. Новые задачи сегодня ложатся и на главные управления МВД России по федеральным округам, которые перестанут дублировать функции министерства и будут нацелены на практическую борьбу с организованной преступностью и коррупцией межрегионального и межгосударственного уровней.
МВД России сейчас активно работает и над формированием общественности, призванной расширить наши возможности в охране общественного порядка. На смену когда‑то эффективно функционировавших в нашей стране добровольных народных дружин должны прийти новые формы участия граждан в охране правопорядка. Необходимы меры по повышению бдительности сегодня и организованности самого населения. Иными словами, в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка необходимо развитие высокоэффективной и хорошо отлаженной государственной системы профилактики и социальной реабилитации преступников, отбывших наказание, ведь сегодня каждый третий из них в течение года совершает преступление повторно. Причина одна: вернувшись из мест лишения свободы, они оказываются в абсолютно чужом мире, где негде жить и негде работать. При этом ранее эффективные механизмы социальной адаптации осужденных, многие десятилетия возвращавшие людей к нормальной жизни, сегодня восстанавливаются крайне медленно. Построение такой системы, безусловно, сложная задача, решать которую необходимо на основе новых принципов, соответствующих современным условиям и потребностям общества. Во многом это зависит и от эффективной реализации миграционной политики. Инициатива здесь должна исходить от руководителей субъектов Федерации. Они лучше других владеют спецификой, демографической ситуацией в регионе и потребностями в трудовых ресурсах.
Взвешенный и выверенный подход необходим в решении вопросов и в молодежной среде. Пока же приходится констатировать, что разрушение системы внешкольный работы, пропаганда насилия и духовной пустоты серьезно сказываются на уровне подростковой преступности. Сегодня необходимо в первоочередном порядке решать проблемы молодежной политики, используя для этого весь имеющийся потенциал государственных органов.
Особое внимание следует уделять неблагополучным семьям. На сегодня более 90 тысяч детей, ежегодно попадающих в поле зрения милиции, не посещают учебные заведения, многие не умеют читать и писать, а значит, у них нет и будущего. Нужно активнее вводить новые должности школьных инспекторов милиции, выделять средства на их содержание. В настоящее время их более 1600 человек, результаты которых показывают высокую эффективность данного института.
Успех в реализации профилактических мер во многом связан и с укреплением ключевой фигуры органов внутренних дел – участкового уполномоченного милиции. Сегодня треть из них не имеют жилья и служебных помещений, 65 процентов не имеют средств связи. Сельские участковые на службе вынуждены передвигаться на попутном транспорте, но главное – это отсутствие участковых пунктов милиции, которые должны быть в шаговой доступности для населения и особенно для пожилого человека, инвалида или ребенка. Многое в решении этих вопросов, уважаемые коллеги, зависит и от органов местного самоуправления, и от личной инициативы региональных руководителей.
Пользуясь сегодняшним случаем, обращаюсь к членам Государственного совета с предложением поддержать позицию МВД России о создании в стране государственной системы профилактики правонарушений. Со своей стороны министерство уже усиленно работает по ряду наиболее важных для нас законопроектов в законопрофилактике правонарушений, об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Вместе с тем очень многие проблемы борьбы с уличной и бытовой преступностью можно урегулировать и законодательными актами субъектов Федерации. И здесь я также попросил бы об оказании содействия и помощи у вас, уважаемые члены Государственного совета. Полагаем, что нужно провести своего рода ревизию действующей системы профилактики правонарушений в субъектах Федерации и четко определить сферы ответственности и компетенцию всех участников данной работы. Примером же комплексной профилактики правонарушений, объединяющей усилия государственных органов и общественных организаций, может служить опыт Уральского федерального округа. Здесь с участием МВД России при активной поддержке полномочного представителя Президента и глав субъектов региона разработан макет многоуровневой программы предупреждения преступлений. Он положен в основу профилактической деятельности во всех без исключения административно-территориальных образованиях округа с достаточным материальным обеспечением в объеме 6,3 миллиарда рублей. Аналогичные же программы, на наш взгляд, следует реализовать и в других федеральных округах.
Мы рассчитываем, что обновление стратегии деятельности МВД России позволит более эффективно решать задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности. Нами приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые были опубликованы, и по ним даны подробные рекомендации. Они направлены на усиление контроля за проверочными мероприятиями, что существенно сократит возможности для злоупотреблений в ходе выявления и раскрытия экономических преступлений. В практическом же плане проведена специальная оперативно-профилактическая операция по оздоровлению топливно-энергетического комплекса в одном из федеральных округов. По ее результатам были увеличены поступления налогов в консолидированный бюджет в 2,7 раза. Принято решение о начале аналогичной операции и по всей территории нашей страны. На очереди вторая по значению сырьевая сфера – лесная. В последующем планируется и упорядочение экономической деятельности в сфере оборота биоресурсов, совершение экономических преступлений в которой наносит государству большой материальный ущерб.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Государственного совета!
Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что пятилетний опыт взаимодействия МВД России с Госсоветом имеет для нас неоценимое значение. Многое, о чем говорилось сегодня, не могло быть воплощено в жизнь, не получив поддержку с вашей стороны. При непосредственном участии министерства подготовлены и рассмотрены вопросы борьбы с наркоманией, развития транспорта страны. В настоящее время рабочей группой Госсовета завершается подготовка материалов по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения.
Считаю также необходимым внести на рассмотрение в Государственный совет проблему противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Безусловно, повышению эффективности взаимодействия Министерства внутренних дел России с органами власти регионов будет способствовать и установленный Указом Президента Российской Федерации порядок согласования назначения руководителей МВД, ГУВД, ОВД субъектов Российской Федерации. Министерство внутренних дел готово к конструктивному взаимодействию с органами государственной власти на местах в интересах достижения перелома в борьбе с преступностью, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод гражданина.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо большое, Рашид Гумарович.
Уважаемые коллеги! Я бы просил очень в практическом плане прислушаться к тому, что сказал министр. В министерстве создалось впечатление, что в последнее время все‑таки на местном уровне у нас внимание к этим вопросам немножко утрачено. Я не хочу сейчас говорить о том, так это или нет. Во всяком случае, обращаю ваше внимание на эти проблемы и прошу полномочных представителей совместно с руководителями регионов продумать соответствующие меры по усилению работы по этому направлению.
Теперь несколько слов по выступлениям, небольшие реплики позвольте сделать.
По сути, практически все выступающие говорили о том законе, который сейчас готовится, а именно о распределении полномочий между различными уровнями власти. Мы об этом давно говорим. И хотел бы в этой связи вот что повторить еще раз. Конечно, политическое укрепление государства было абсолютно необходимым, и я благодарен всем коллегам, которые поддержали соответствующее решение. Однако политическое укрепление федеральной власти не должно вести к неоправданному, а подчас и вредному перетоку властных полномочий к центральной бюрократии. Именно поэтому я согласился с вашим мнением о том, что мы должны принять закон, который сегодня, по сути, мы и обсуждали, и обсуждали недавно с Правительством в Сочи.
По двум направлениям рабочая группа и Правительство решили действовать, а именно: часть полномочий будут объявлены собственными полномочиями, потому что в законе не все до конца урегулировано, а большинство полномочий будет делегировано. Как мы понимаем, разница в том, что в случае делегированных полномочий федеральное Правительство обязано отфинансировать соответствующий род деятельности в регионе – первое. И второе: за делегированные полномочия необходимо будет отвечать. А если они делегированы, то общие правила в той или другой сфере должны формулироваться на общегосударственном уровне, но исполняться в полном объеме на местах. Это означает, и я хотел бы подчеркнуть это, хотел бы поделиться с вами той дискуссией, которая у нас недавно в Сочи состоялась с руководством Правительства, я исхожу из того, что всякое параллельное существование различных территориальных органов, федеральных органов власти, вот это параллельное существование будет прекращено. Если руководителю региона переданы полномочия, делегированы, то это означает, что ему даются и деньги, и возможность решить, как ту или иную сферу отрегулировать в своем регионе: оставить этот орган, реформировать его, ликвидировать или сделать что‑то еще. Повторяю еще раз: параллельное существование и региональных, и федеральных органов на местах должно быть по этим направлениям прекращено.
Теперь одно замечание по поводу возможности создания региональных инвестиционных фондов. В целом в рамках своих бюджетных возможностей, в рамках возможности привлекать другие ресурсы сегодня и так никто не мешает это делать руководителям регионов, насколько я понимаю. Но коллега, который выступал, это, по‑моему, был новосибирский губернатор, сказал, что это нужно учесть тогда в межбюджетных отношениях. Это что означает? Нужно создавать тогда в регионах инвестиционные фонды и накачивать федеральными деньгами. Я думаю, что нужно как следует подумать перед тем, как мы примем решение подобного рода. Если это региональный инвестиционный фонд, то он тогда в полной мере и должен быть региональным и наполняться, я так считаю, региональными финансами. Хотя федеральный центр мог бы и должен был бы помочь, но я думаю, что не в рамках межбюджетных отношений, а в рамках поддержки административной, правовой, политической и даже, возможно, дипломатической.
Есть еще одно обстоятельство, на которое я обратил внимание, и в ходе наших встреч и сегодня, и завтра мне бы хотелось, чтобы мы в неформальной обстановке это пообсуждали. Один из выступавших сказал, что, по его мнению, недостаточно привлекаются руководители регионов для подготовки и работы над бюджетом. В недавних дискуссиях, в том же Сочи, мои коллеги из Правительства высказали мнение, согласно которому они считают, что ничего менять не нужно и руководители регионов в достаточном объеме привлекаются к этой работе, и такая форма организации совместной работы по бюджету является оптимальной. Вот мы на эту тему можем в неформальной обстановке без шума, спокойно, в рабочем порядке сегодня и завтра, в течение двух дней подискутировать и поговорить.
Обращаю внимание также на реформу местного самоуправления. Я полагаю, что те решения, которые принимаются, не должны нас отодвигать от решения проблем, которые предусмотрены 131-м законом, а, наоборот, должны просто создать условия для того, чтобы двигаться, двигаться осмысленно, но двигаться обязательно в этом направлении.
Я хочу в заключение поблагодарить всех за совместную работу в рамках Государственного совета. Хочу подчеркнуть, что мы и далее будем укреплять этот орган, будем и дальше использовать его потенциал для решения общегосударственных проблем.
Спасибо вам большое за внимание.