В.Путин: Сергей Михайлович, здравствуйте.
С.Богданчиков: Здравствуйте.
В.Путин: По результатам, да, и ближайшие планы.
С.Богданчиков: Во‑первых, итоги полугодия. Как бы компания в новой структуре работала…
В.Путин: С днем рождения, Сергей Михайлович!
С.Богданчиков: Спасибо большое, спасибо.
Все показатели, которые были определены советом директоров, у нас выполнены. Темпы роста добычи нефти и газа выше среднеотраслевых. Поэтому в основном сейчас сконцентрированы на задании, которое нам было дано, – подготовить стратегию развития компании; компания, по сути, новая.
Какие задачи мы перед собой ставим?
Ставится задача с тех 15 процентов, которые сегодня «Роснефть» имеет в добыче нефти в целом в Российской Федерации, в ближайшие десять лет выйти на 25–27 процентов. Задача реальная. Она будет реализована на основе тех запасов, проектов, которые у нас есть. И должен здесь сказать спасибо за проект «Курмангазы» (он в списке этих проектов тоже).
Но есть более, так сказать, первые по срокам проекты. Среди них проект «Сахалин-1» на Дальнем Востоке. Первого октября проект начинает работать, давать нефть и газ. В проект уже инвестировано 4,5 миллиарда долларов. Нефть пойдет на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод на первом этапе, газ – на территорию Хабаровского края. При выходе на полное развитие проекта нефть и газ будут поставляться на мировые рынки.
В.Путин: А как насчет нефтепровода и газопровода до Хабаровска?
С.Богданчиков: Что касается этого нефтепровода, то существующих мощностей по подачи нефти на хабаровский район достаточно. С учетом того, что в конце этого года будет завершено строительство новой нитки в рамках проекта «Сахалин-1».
Что касается газопровода, то до Сахалина, до Комсомольска-на-Амуре газопровод существует для первого этапа реализации проекта. И в 2006 году будет завершено строительство от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска (я думаю, что Виктор Иванович [Ишаев] рассказывал Вам об этом). Это только на первый этап. На полное развитие проекта, для того чтобы транспортировать газ на мировые рынки, в том числе, возможно, и в Китай, необходимо строительство нового трубопровода, дополнительно, так скажем. Но в планах консорциума проекта «Сахалин-1» это будет реализовано.
Я бы хотел, во‑первых, поблагодарить за решение вопроса, которое было сделано в прошлом году, по строительству восточного трубопровода. Это позволяет говорить нам не только о развитии как бы сахалинских проектов. Это позволяет нам ввести в действие огромные территории – Восточную Сибирь, Якутию, Иркутскую область, Красноярский край, как это и определено энергетической стратегией.
Потенциально, мы считаем, разведанных сегодня запасов или тех, которые, мы уверены, будут еще открыты, хватит, чтобы добывать 45–50 миллионов тонн в год. Это прилично.
Одни из первых проектов, которые там начнут работать, – их, пожалуй, два: «Ванкор», наш проект, который реализует «Роснефть»; второй – «Талакан», реализуемый «Сургутнефтегазом». Уже с первых проектов «Ванкор» будет давать 14–15 миллионов тонн в год. «Талакан», мы полагаем, будет давать в пределах 8–10 миллионов тонн в год. Уже хватит на первый этап наполнения трубопровода на восток.
Работаем дружно с «Транснефтью», но что нас смущает – сложность и масштабность проекта. Впервые вся Россия будет как бы связана единой трубопроводной системой от западной границы до восточной. Восточный трубопровод проходит через ряд территорий. Множество согласований, экспертиз, разрешений. А нам важна синхронизация, чтобы в конце 2008 года трубопровод был введен до Сковородино, и одновременно мы ввели месторождения, в которые к тому времени мы, в частности «Роснефть», вложим три миллиарда долларов. Не знаем, сколько вложит «Сургутнефтегаз», но можем предполагать, что суммы тоже будут исчисляться миллиардами.
Мы обсуждали этот вопрос и с «Транснефтью», но мы предвидим сложность и многообразие проблем. Еще раз прошу Вас попросить Правительство и региональные власти побольше внимания уделять этому трубопроводу. Иначе у нас много миллиардов долларов окажутся замороженными.
Говоря в целом о стратегии, должен сказать, сколько нефти мы будем добывать, хотя это у нас важнейший показатель, и сколько мы будем стоить…
В.Путин: Сколько Вы планируете, 15–17 процентов?
С.Богданчиков: 15 процентов мы сейчас имеем. Планируем 25–27. В цифрах…
В.Путин: Думаю, вы будете развиваться активно, но монополию мы здесь создавать не собираемся. Рассчитываю, что и другие компании тоже будут активно развиваться.
С.Богданчиков: Владимир Владимирович, у нас нормальная конкурентная борьба. (Демонстрирует графические материалы.) Я Вам сейчас покажу, где мы находимся на сегодняшний день и куда мы движемся. По добыче нефти среди российских нефтяных компаний «Роснефть» находится, Вы видите, после «Лукойла». Мы ставим задачу в 2007–2008 году выйти на первое место. Так что компаний много, и каждая имеет право развивать свои проекты, инвестировать. Среди компаний мирового сектора мы находимся на сегодня вот здесь (показывает на графике) с добычей в 75 миллионов тонн в этом году. Планируем к 2010 году выйти на добычу 104 миллиона тонн, к 2015-му – на 125–128 миллионов тонн, и это как раз те 25–27 процентов, о которых я уже упоминал.
В.Путин: Хорошо.