В.Путин: Позвольте мне сказать несколько слов в завершение нашей сегодняшней дискуссии. Сегодня, решая вопрос с разграничением полномочий и передачей ряда полномочий на региональный уровень государственной власти, мы вспоминали административную реформу. Я согласен с теми, кто считает, что есть много проблем с ее реализацией, они действительно существуют. Мы добились некоторых положительных элементов, решили некоторые задачи. Вместе с тем разделение по функциям федеральных ведомств на министерства, службы, агентства подчас создает региональные проблемы. Хочу сказать, что, решая вопросы сегодняшнего дня, мы с вами должны избегать ошибок прошлого. Мы все должны очень внимательно посмотреть и подумать. В ходе работы коллег, руководителей регионов, в рамках рабочей группы Госсовета и представителей Правительства были разные подходы к решению вопроса, который мы сегодня рассматриваем. Были и весьма кардинальные, очень похожие на те, которые сегодня здесь тоже прозвучали, например, передать немедленно все без исключения функции федеральных органов власти и управления на местах на территории. Кстати говоря, не все коллеги, руководители регионов, с этим согласны. Многие возражают, потому что трудно это сделать сразу и немедленно. Это первое.
Второе: есть вопросы принципиального характера, скажем, исполнительные функции и контрольные полномочия. Правильно ли их объединять на одном уровне? Об этом надо прежде как следует подумать. Некоторые коллеги сделали особый упор в качестве приоритетов развития регионов на такие специфические вопросы, как алкогольная продукция, игорный бизнес или разграничения полномочий по имущественному комплексу, памятникам архитектуры. Все это действительно важные вопросы, и, конечно, среди них одним из наиболее важных является контроль за качеством алкогольной продукции. С этим я абсолютно согласен. Но дело ведь и в том, что при существующей сегодня системе у нас сорок тысяч человек гибнет от недоброкачественной продукции. Значит, система все‑таки неэффективна. И если речь идет о региональных марках – вы же знаете, как это работает, ходят с пачками и покупают все эти марки – это, к сожалению, работает неэффективно. Я не говорю, что предлагаемые решения являются самыми лучшими, давайте еще раз подумаем над этим. Но то, что существующая система не работает, она слишком коррумпирована и неэффективна, очевидно. Наверное, самым лучшим образом мы бы решили проблему, если бы добились от Правительства принятия решения, фактически ведущего к монополии государства на спирт. И здесь есть разные варианты решений этой проблемы – отработанные в странах с развитой рыночной экономикой, не противоречащие рыночным принципам. Они существуют. Я так понимаю, что Правительство тоже с этим согласно, и соответствующие руководители обещали мне двигаться к этому вопросу как можно быстрее, но поэтапно.
Согласен с тем, что неправильно, когда территории абсолютно лишены возможности влиять на ситуацию, скажем, с игорным бизнесом. Хотя я не считаю это очень важной проблемой, но это несправедливо. Сегодня обязательно сформулируем поручения Правительству подумать на тему, как исправить эту ситуацию. Здесь тоже существуют разные возможности и подходы.
Я знаю, что в последнее время Москва активно работала с Правительством по поводу разграничения по имущественному комплексу, по памятникам архитектуры. Мы договорились с Председателем Правительства, что там также активно поработают с другими регионами, в том числе с Петербургом. Для других наших коллег это тоже актуальная тема, а не только для Москвы и Петербурга, хотя и их тоже из этого процесса исключать не следует. Согласен с теми, кто считает, что у регионов, конечно же, должны быть административные рычаги и влияние на нарушения в ходе реализации получаемых полномочий. И над этим обязательно нужно подумать. Но нужно подумать и над тем, что сами органы власти и управления на любых этажах должны нести соответствующую ответственность, если они ненадлежащим образом исполняют полученные ими полномочия.
Теперь по поводу указа [«Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»]. Я уверен: вы познакомитесь с ним подробнее – но должен и хотел бы сегодня здесь сказать, что речь идет о вопросах взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, то есть на местах. Здесь реализованы те положения, о которых мы с вами многократно говорили. Одно из положений так и звучит: «Установить, что федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа – федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации». О каких структурах идет речь? О всех структурах федеральной исполнительной власти на местах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, и почти о всех, которые находятся в ведении Президента России. Какие это министерства и ведомства? Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство юстиции Российской Федерации, входящие в него Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов.
И что бы я хотел сказать в заключение: подготовленный сегодня указ и список из 114 полномочий не считаю исчерпывающими. Указ и список передаваемых полномочий рассматриваю только как первый шаг на пути решения проблемы. Будем стремиться к максимальной передаче функций, необходимых для развития территорий, на уровень региональной государственной власти, укреплять и расширять полномочия так называемого расширенного правительства, значительная часть которого и представлена сегодня в этом зале.
Спасибо вам за внимание!