В.Путин: Я надеюсь, что со времени нашей встречи в прошлом году произошли позитивные изменения, и такого напряжения, которое было в прошлом году, уже нет. Да и вызвано оно было, по‑моему, надуманными причинами. Как Вы сейчас ситуацию оцениваете?
П.Авен: Я думаю, что ситуация намного нормальнее, у нас идет очень быстрый рост, особенно в части работы банковского сектора с населением. За прошедший год, несмотря на тот мини-кризис, который был, потребительское кредитование в целом выросло в стране почти вдвое. Сегодня у нас треть роста потребления обеспечивается банковскими кредитами. Фактически у нас банки начали выполнять ту роль, которую должны были выполнять с самого начала, – это стимулирование потребления, формирование среднего класса.
В.Путин: А с ипотекой что?
П.Авен: Ипотека, безусловно, находится в самом начале, но уверен, что те же темпы, которые мы видим последние три года в сфере потребительского кредитования, начнутся и в ипотеке. Ипотека находится на грани той же революции, которая произошла в потребительском кредитовании в последние годы.
Но здесь есть вопрос, связанный именно с частными банками. У нас сегодня очень быстро развиваются иностранные банки. Их доля выросла в полтора раза за год – это очень большая цифра. В общем, достаточно стабильно растут государственные банки. Частные банки находятся, в некотором смысле, в более сложном положении. Тут опять же вопрос доверия, который Вы затронули, – он по‑прежнему стоит, хотя помогло создание системы страхования депозитов. Тем не менее мы понимаем, что доверие к частным банкам пока, безусловно, недостаточное. Мы думаем, что десятки миллиардов долларов, которые по‑прежнему находятся в матрасах, могли бы, вообще говоря, работать на экономику, через банки.
Есть также проблема капитализации частных банков. Мы сейчас очень эффективно работаем с Центральным банком, очень ему благодарны за помощь в прошлом году. Мы наладили очень глубокое оперативное взаимодействие, которое помогает поднять рейтинг банковской системы.