В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить проблемы, с которыми мы столкнулись 24 – 25 мая сего года во время энергокризиса в Москве, Московской области, в некоторых других регионах России.
Прежде всего хочу отметить, что природные катастрофы всегда были и, наверное, к сожалению, всегда будут. С техногенными мы сталкиваемся все чаще и чаще в разных регионах мира. Вместе с тем прогресс науки и техники несет в себе не только угрозы, но и надежды на развитие и возможности преодоления этих угроз. Зависит только от людей, насколько мы с вами сможем использовать эти достижения для того, чтобы эффективно противодействовать этим угрозам, для того чтобы предвидеть возможное наступление негативных последствий, предотвращать их или хотя бы минимизировать.
В этой связи я хочу прежде всего отметить слаженную работу технических служб федеральных органов власти и управления, которые ни на минуту не допустили сбоя в управлении страной, несмотря на то, что весь центр Москвы был фактически отключен.
Хочу отметить слаженную и профессиональную работу в Вооруженных Силах, Министерстве обороны и Генеральном штабе, которые также ни на одну минуту не допустили сбоя в управлении войсками, не допустили ни на одну минуту сбоя в управлении системами безопасности страны и Московского региона. Хочу поблагодарить всех рядовых работников министерства здравоохранения, транспортных служб города, области, других регионов страны, вообще всех граждан, которые проявили мужество и своими ответственными действиями, своим ответственным поведением помогли избежать появления возможных серьезных последствий.
Но сегодня мы с вами собрались для того, чтобы проанализировать действия тех, кто по долгу службы должен был действовать эффективно.
Как работали энергетики и некоторые другие службы? В электроэнергетике страны работают тысячи людей, преданных своему делу и, безусловно, являющихся хорошими, настоящими профессионалами. Но речь сегодня не о них. Речь о тех, кому доверена в полном смысле судьба энергетики России.
За последние годы РАО «ЕЭС России» добилось целого ряда серьезных положительных результатов в своей деятельности. К ним следует отнести финансовое оздоровление компании, ввод в действие ряда жизненно важных и необходимых для страны крупных объектов энергетики и некоторые другие достижения.
Вместе с тем участившиеся в последнее время сбои в работе электроэнергетических систем – только в самое последнее время (вот на столе лежат документы) Краснодар, Реутов, Саратов, Сочи и вот Москва, Московская область, Тула, Рязань – всё это признак очевидных системных проблем в управлении.
Мы не мешали руководству РАО «ЕЭС» приводить на ключевые посты в системе электроэнергетики новых людей. Однако практика последнего времени показывает, что недостаточно быть просто хорошим экономистом, недостаточно умело управлять финансовыми потоками, акциями, корпоративными процедурами или недвижимостью для того, чтобы успешно, эффективно управлять такой огромной и жизненно важной для страны отраслью, – нужно еще быть профессионалом, чтобы понять значение одного маленького винтика в огромной энергетической системе страны, понять, насколько важно своевременно обратить внимание на какой‑нибудь дешевенький трансформатор и к чему может привести несвоевременное или нештатное его обслуживание.
И только прошу не говорить сегодня о недостатке финансирования либо отсутствии денег. Данные, которые у меня есть, а это данные самого РАО «ЕЭС», показывают, что чистая прибыль компании в 2004 году составила примерно 55 миллирдов рублей. Это около двух миллирдов долларов. Чистая прибыль «Мосэнерго» – 4,5 миллирда рублей. При этом совет директоров «Мосэнерго» рекомендовал выплатить в качестве дивидендов почти один миллирд рублей за 2004 год, что в полтора раза больше, чем в 2003 году. Надо еще проверить реальную налоговую нагрузку на РАО «ЕЭС» в последнее время. Куда уходят деньги от фактической приватизации так называемых непрофильных активов? Почему крупные объекты недвижимости в Москве, в центре Москвы, получают собственников на Кипре? Куда тратятся деньги? Должен отметить, что Министерство промышленности и энергетики не наладило должным образом контроль за деятельностью компании.
А отремонтировать‑то всего нужно было четыре трансформатора по 180 тысяч рублей. Возникает вопрос: что, не было известно о необходимости такого ремонта? Нет, оказывается, знали, деньги выделяли. Почему не сделали вовремя?
Ростехнадзор отмечает также нарушения эксплуатации оборудования и некоторые другие проблемы.
Наконец, обращаю внимание и на структурные изменения. Не ставлю под сомнение необходимость этих изменений, но они обоснованы только в том случае, если приводят к улучшению работы, а не к ухудшению.
С 1 апреля 2005 года «Мосэнерго» разделено на 14 разных компаний. Собственником этой несчастной Чагинской подстанции является одна компания, а эксплуатирует ее другая компания. Не уверен, смогли ли вы распределить свои полномочия и эффективно координировать свою деятельность. В «Мосэнерго» диспетчирование разделено на три части. Единого управления не оказалось.
И последнее. Какие предварительные выводы, во всяком случае, в публичной сфере, были сделаны руководством РАО «ЕЭС» и «Мосэнерго»? Я с удивлением услышал рассуждения по этому поводу руководства «Мосэнерго» – рассуждения о необходимости резкого, в разы, повышения тарифов на электроэнергию якобы во избежание возможных энергетических кризисов в будущем.
Считаю, что это просто шантаж с целью достижения групповых и корпоративных интересов за счет потребителя, фактически – за счет всего общества.
Я обращаю внимание Председателя Правительства на цинизм и очевидную профессиональную непригодность руководства «Мосэнерго». Вот с этого момента начнем подробнее.