В.Путин: Здравствуйте, слушаю Вас.
О.Королев: Владимир Владимирович, я прежде всего хотел бы выразить Вам благодарность за доверие. Спасибо большое.
Скажу откровенно, у липчан сегодня хороший настрой. Ситуация складывается так: если еще спорит кто‑то об удвоении валового внутреннего продукта, то у нас по сахарной свекле ушестерен объем, по бюджету за последние пять лет удевятерен, по производству зерна – более чем в два раза. Область развивается хорошо. После Вашего приезда с господином Берлускони выгодно развивается проект промышленных зон.
В.Путин: Они работают?
О.Королев: За этим стоят сотни миллионов новых инвестиций. Благодаря тому, что Правительство приняло решение о промышленных зонах, и мы его сейчас рассматриваем, открываются ворота для привлечения миллиардов. C учетом последних событий именно по технопаркам, по промышленным зонам у нас объем инвестиций должен быть увеличен где‑то в три раза, хотя и в прошлом году наша область была одной из лучших по инвестициям.
Очень хотелось бы, Владимир Владимирович, кратко проинформировать Вас о той исключительной важности, которую играет 131-й закон. Дело в том, что власть у нас распространена до районных центров, а в глубинке ее до сих пор не было. Даже если она и числилась, то где‑то чего‑то не хватало – или ответственности, или возможности. Не побоюсь сказать, что благодаря этому ключевому решению, которое представляет собой закон по созданию органов местного самоуправления, сегодня власть: а) дойдет до самых дальних деревушек; б) она дойдет туда с полномочиями; но самое главное: в) она дойдет с финансовыми возможностями. До каждого сельского совета, сельской администрации доходят те налоги, которые закрепляются. Сегодня не надо уже работать так, как раньше работали: если человек дошел до центра – ему дорогу отремонтировали, не дошел – его вопрос не решили.
Теперь есть ответственность, есть финансовые возможности. Я Вам скажу откровенно: наша Липецкая область одной из первых выполнила этот закон. Нам осталось лишь в четырех округах выборы провести. Кадры подобраны, система разобрана. Понимаем, что это где‑то года два психологического опыта.
В.Путин: Некоторые коллеги говорят, что как раз в дальней деревушке не нужны, во всяком случае, органы представительной и исполнительной власти. У Вас как в регионе? Слишком много начальников?
О.Королев: Неправильно. Дело в том, что Россия настолько велика, что как еще при царе говорили: степень необходимости власти заключается в поездке на лошади от одной деревни до другой. В дальней деревушке – не нужно брезговать руководителям регионов тем, чтобы делиться полномочиями, – должна быть и представительная, и исполнительная власть. Как у нас? У нас 357 таких муниципальных образований, сельских поселений. Там и сельский совет, и избираются депутаты, и есть глава администрации. У него бюджет. Что интересно, мы теперь в соответствии со 131-м законом имеем план социально-экономического развития на местах: там должна быть эта деревня, там нужно строить школу. На все эти вопросы 131-й закон дает ответ.
Наша задача, как мы ее себе в области ставим, – до 1 января 2006 года решить все инфраструктурные и организационные вопросы. Откровенно говоря, больше переживаю за то, что в этих селах, деревнях еще много нерешенных вопросов. Что там говорить, Владимир Владимирович, откровенно надо это признавать. Страна ведь огромная. Надеюсь, что большинство вопросов будет снято. Представьте, эти органы власти, наделенные финансовыми полномочиями, сами решат вопросы сельскохозяйственного водоснабжения, благоустройства улиц, строительства тротуаров, освещения – того, чего еще пока не решили.
В.Путин: Источники имеются?
О.Королев: С источниками нормально. Во‑первых, там остается часть подоходного налога с физических лиц, там остается часть земельного налога, часть от единого сельхозналога и так далее. Откровенно говоря, нормально. Конечно же, в каждом регионе создается стабилизационный фонд, для того чтобы выравнять свою ответственность.
В.Путин: У них имущество‑то есть там?
О.Королев: Владимир Владимирович, откровенно говоря, имущество есть, нет только учета этого имущества. Конечно, нужно провести большую работу по этому учету. Если она будет проведена, то ситуация стабилизируется.
В.Путин: Вот Вы упомянули кадры. Некоторые губернаторы говорят, что не набрать там людей, которые могли бы эффективно справляться с этими обязанностями.
О.Королев: Не хочу спорить со своими коллегами, но скажу так. Мы, во‑первых, упредили эту ситуацию и уже избрали сельские советы. Там как раз есть замечательные кадры. И скажу еще: уж там‑то, в селе или в малом сельском поселении, знают каждого. Там без денег или за деньги, или по «черному» пиару никого не изберут. Там избирают достойных и грамотных. Скажу откровенно, там золотой фонд кадров, и он быстро обучаем. Не надо забывать, что эти кадры уже прошли хорошую школу становления муниципальных органов власти, потому что не на голом месте часть решений уже состоялась. Я убежден абсолютно – не хочу спорить со своими коллегами: и кадры есть, и база есть. Надо только желание и не бояться поделиться частью своей власти субъекту Федерации с органами власти на местах.
В.Путин: С какого времени Вы проводите эту работу?
О.Королев: Мы это сделали уже несколько лет назад. Уже почти пятый год.
В.Путин: То есть можно сказать, что в Липецкой области фактически проведен эксперимент.
О.Королев: По сути дела, мы создали ту платформу, которая позволила липчанам поддержать 131-й закон, даже отстаивать его принятие. У нас, я не побоюсь сказать, совершается эпохальный эксперимент, в том смысле, что мы доберемся с властью и деньгами до дальних деревень. Они то при Советской власти были названы неперспективными, то сегодня вдруг до них не дошла власть. Поэтому 2005–2006 годы – для нас, Липецкой области, да и для всей России – очень ответственный период доведения заботы власти до тех, кто живет в глубинке, на периферии, по‑старому необоснованно обозванных неперспективными населенных пунктах.