В.Путин: Здравствуйте.
И.Малахов: Сегодня обстановка нормальная. Самый важный вопрос напрямую связан с законом о соглашении о разделе продукции.
В.Путин: То есть вы недополучаете налоги?
И.Малахов: Да.
В.Путин: Сколько в прошлом году недополучили?
И.Малахов: В прошлом году миллиард, а в этом году, по нашим расчетам, получается полтора миллиарда. И в принципе это связано с законом о соглашении о разделе продукции, потому что, Вы знаете, на первоначальном этапе по соглашению предполагалось 60 процентов налогов оставлять на территории Сахалинской области, а 40 – в Российской Федерации. По причине изменений в налоговом законодательстве сегодня пять процентов остается на территории, 95 уходит в центр. Если учесть, что по закону о соглашении о разделе продукции налог на имущество сегодня отменен, а налог на прибыль – только после возмещения затрат, то получается, что эти вопросы как раз сегодня не урегулированы.
В.Путин: Получается, одним из основных источников [пополнения регионального бюджета] остается только доход с физических лиц?
И.Малахов: 54 процента формируем с дохода на физических лиц.
В.Путин: Вы разговаривали с Минфином? Они как‑то там выравнивают?
И.Малахов: Вы знаете, мы уже не раз поднимали этот вопрос. И, к сожалению, пока будем говорить на уровне исполнителей. Есть расчет, и есть соглашение, но, к сожалению, дальше вопрос нам пока решить не удалось. То есть нет политической воли. То есть привлечение инвестиций, которые сегодня в достаточно большом объеме приходят на территорию Сахалинской области, не позволяет нам выстраивать межбюджетные отношения таким образом, чтобы налоговая база позволяла жить самостоятельно.
В.Путин: Обязательно переговорю с Председателем Правительства. Мы вам поможем, но, насколько я понимаю, тем не менее наблюдается значительное экономическое оживление.
И.Малахов: Понимаете, мы достаточно много осуждаем закон о соглашении о разделе продукции и каждый год возвращаемся к нему. Но если бы не работал закон о соглашении о разделе продукции, во‑первых, «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не состоялись бы как проекты. Во‑вторых, повысилась занятость, совершенно новый технологический уровень. Люди учатся, они имеют возможность работать по международным стандартам.
В.Путин: То есть не только минусы, но и значительные плюсы.
И.Малахов: Огромный плюс есть. И третье: совершенно меняется мотивация к труду. Вы знаете, у нас достаточно большая занятость. У нас сегодня 1,7 процента официальных безработных. Люди находят работу. Причем достаточно высокооплачиваемую.
В.Путин: У Вас даже рост численности населения наблюдается, по‑моему, нет?
И.Малахов: Да. Сейчас идет увеличение рождаемости. Отток населения, к сожалению, идет, есть и естественная убыль. Но у нас сейчас наблюдается приток рабочей силы. Потому что уровень технологически совершенно новый. Например, завод сжиженного газа – это первый в России. Нигде такого не строили. Безусловно, квалификация людей, обучение идут совершенно по‑другому, и само отношение людей к труду совершенно другое. Поэтому действительно мы имеем большой плюс. И сегодня территория Сахалинской области – это, пожалуй, единственный регион в России, где работает закон о соглашении о разделе продукции, где мы можем точно говорить о плюсах и минусах этого соглашения.
В.Путин: Насколько я понимаю, начали двигаться даже инфраструктурные проекты – дорожное строительство и так далее?
И.Малахов: Да. И в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» вкладываются деньги в строительство дороги с юга на север Сахалина. Сейчас занимаемся реконструкцией мостов, строим больше пропускных труб. В это вкладывается достаточно много средств. С другой стороны, безусловно, должна быть и федеральная программа по дорогам.