В.Путин: Каковы результаты работы экономики за первый квартал, первые четыре месяца?
Г.Греф: Владимир Владимирович, мы получили вчера данные из Госкомстата и сегодня утром подвели первые итоги развития экономики в апреле и за первые четыре месяца текущего года.
Апрель оказался у нас более успешен, чем предыдущие месяцы. Если говорить о темпах промышленного производства, то если в среднем в январе – марте промышленное производство прирастало в месяц менее чем на одну десятую процентного пункта, то в апреле рост составил полпроцента. В общем, это неплохой промышленный рост. Рост промышленного производства в апреле по отношению к апрелю прошлого года составил 5 процентов. Если говорить о темпе роста ВВП, то прирост ВВП в апреле по сравнению с мартом текущего года составил 0,6 процента, а прирост апреля к апрелю предыдущего года составил 6,1 процента. За 4 месяца динамика составила 5,3 процентного пункта.
В.Путин: А как по сравнению с прошлым годом выросли инфляция и потребительские цены?
Г.Греф: За первые три месяца инфляция выросла на 6,5 процентного пункта. Это примерно в 1,4 раза выше, чем в прошлом году. В прошлом году за первый квартал инфляция составила 4,6 процента. С 1 по 16 мая прирост цен составил 0,3 процента. Мы прогнозируем, что по месяцу мы выйдем на инфляцию где‑то 0,6 процента. Это уже ниже, чем в мае прошлого года. Пока май – это первый месяц, когда мы можем констатировать, что динамика ниже прошлогодней.
В.Путин: В этой связи каков Ваш прогноз до конца года? На какие показатели по инфляции мы выйдем? Сколько планировало Правительство в этом году? 8 – 9 процентов?
Г.Греф: Да, в этом году планировали 8,5 процента, но скорее всего, конечно, у нас есть шанс остаться в пределах 10 процентов. И этот показатель мы уже закладываем в бюджетный прогноз будущего года.
В.Путин: А прогноз МВФ Вам известен?
Г.Греф: Прогноз МВФ известен, но мы считаем, что при скоординированной денежной политике Правительству все‑таки нужно удержаться в пределах десяти, может быть, немного больше, чем 10 процентов.
В.Путин: Они показывают для российской экономики 11 – 11,5 процента.
Г.Греф: Да, 11,5 процента. Но это очень негативный прогноз.
В.Путин: Вы считаете, что в рамках 10 процентов удержитесь?
Г.Греф: Я считаю, что шанс удержаться в рамках 10 процентов есть. Пока, конечно, еще точно сказать нельзя, может быть, мы выйдем за пределы десяти, это покажет динамика летних месяцев. В принципе самый значительный вклад в темпы прироста инфляции в первые месяцы составил рост тарифов ЖКХ. Это был самый серьезный фактор. Второй фактор – это рост цен на продовольственные товары, около 7 процентов за первый квартал.
В.Путин: Все‑таки надо стремиться к выполнению той задачи, которую поставило перед собой Правительство.
Г.Греф: Сейчас мы активно занимаемся изучением ситуации на рынке, в частности с Министерством промышленности и энергетики, с антимонопольной службой. Держим руку на пульсе того, что у нас происходит на рынке нефтепродуктов. Конечно, мы не хотим повторять опыт Украины. Мы видим, к каким последствиям привели административные решения на Украине. Была введена административная надбавка, и сейчас уже неделю в стране ощущается недостаток нефтепродуктов, а на заправках огромные очереди. Введен лимит отпуска нефтепродуктов на один автомобиль.
В.Путин: Это плохо. Но и не контролировать инфляцию тоже плохо. Поэтому еще раз повторю, и давайте к этому возвращаться не будем. Правительство поставило перед собой определенные задачи, надо исполнять.
Г.Греф: Вторая тема, по которой я хотел Вам кратко доложить, – это работа над бюджетом 2006 года. Наше министерство вместе с заказчиками приступает к бюджетному процессу несколько раньше, чем все остальные, в силу того, что мы занимаемся инвестиционными расходами, а это связано с подготовкой различных проектов и федеральных целевых программ, которые должны быть подготовлены значительно раньше, чем активная фаза бюджетного процесса. И у нас сейчас самое горячее время: ежедневно мы встречаемся со всеми министерствами. Каждому министерству отведено полтора часа, мы занимаемся распределением лимитов, выяснением того, насколько качественно подготовлены заявки по инвестиционным расходам всех бюджетополучателей.
Я приехал с совещания у премьер-министра. Мы как раз рассматривали подходы к распределению лимита между текущими расходами силовых ведомств и гособоронзаказов. Если сегодня будет принято решение, то в части программы вооружений, гособоронзаказа мы сразу же начнем работу вместе с Минобороны.
В.Путин: И сюда же денежное довольствие военнослужащим.
Г.Греф: Сегодня мы рассматривали три варианта повышения денежного довольствия военнослужащим. Сегодня в Правительстве должно быть принято окончательное решение, и, наверное, в понедельник Вам будет о нем доложено.
В.Путин: Герман Оскарович, а как идет работа над Вашим детищем – законопроектом по созданию особых высокотехнологичных зон? Что там происходит?
Г.Греф: Сейчас закон находится в Государственной Думе. В понедельник в 10 утра состоятся парламентские слушания. Я должен докладывать всем приглашенным – всем депутатам и всем членам Совета Федерации – о содержании закона, и мы будем обсуждать конкретные нормы.
10 июня у нас состоится первое чтение. Вместе с Администрацией Президента и вместе с Думой мы составили график рассмотрения таким образом, чтобы успеть его принять до 15 июля.
Пока график такой: 10 июня – первое чтение; затем по закону (это 72-я статья Конституции) месяц уйдет на согласование, совместно с Советом Федерации; 10 июля – второе чтение; затем сразу третье чтение, и до 15 июля Совет Федерации должен его принять, и затем Вам на подпись.
Сейчас премьер-министр принял решение о назначении своим советником, курирующим эти вопросы, Юрия Николаевича Жданова, бывшего замминистра экономического развития, который сейчас вместе с регионами занимается отработкой дислокации этих зон. В первую очередь 6–7 высокотехнологичных зон, о которых мы Вам докладывали.
В.Путин: Эта работа не снижается?
Г.Греф: Она наращивается, Владимир Владимирович. У нас есть задача параллельно с прохождением закона уже проработать и проекты создания, развития инфраструктуры и строительства зон, чтобы сразу после принятия закона тут же объявить конкурсы и определить регионы, где они будут находиться. Тогда мы сможем закончить проектирование в текущем году, чтобы с 1 января будущего года начать строительство.
Такая задача стоит, и я думаю, что к концу будущего года мы сможем уже показать первые результаты по тому, что сделано. Мы закладываем в бюджет будущего года пока предварительно 6 миллиардов рублей для создания инфраструктуры особых экономических зон. Сейчас мы говорили с губернатором Сахалина о том, что собираемся разместить промышленно-производственные зоны в первую очередь на Дальнем Востоке. Сейчас мы также изучаем возможность использования этого инструмента для портов и, может быть, для одной рекреационной зоны. И в 2006 году мы должны это запустить. Сейчас мы постараемся не потерять ни одного дня.