В.Путин: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые коллеги, друзья!
Очень рад возможности вместе с Вами, уважаемый господин Президент, встретиться с руководителями приграничных областей России и Казахстана, а также с представителями центральных ведомств двух стран.
Полагаю, что в таком формате мы сможем не только подробно обсудить сегодняшнюю ситуацию, но и простимулировать поиск новых эффективных механизмов межрегионального взаимодействия.
Вы помните, наверное, – некоторые из присутствующих принимали участие и в Омской встрече в 2003 году на Форуме приграничных областей – мы с вами знаем, какой позитивный импульс был дан тогда по его итогам. Убежден, такие встречи самым положительным образом влияют и на весь комплекс российско-казахстанского взаимодействия. Предприниматели наших стран быстрее и легче устанавливают деловые связи, а представители государственных органов более эффективно реализуют заключенные между регионами соглашения. Их, напомню, уже более 250.
Отмечу также, что в последнее время внешнеторговый оборот России и Казахстана отличается устойчивым ростом, хорошей динамикой. В 2004 году он вырос на 41,2 процента, достигнув рекордного за десять лет уровня – более восьми миллиардов долларов США. А уже в этом году за два первых месяца почти на треть превысил аналогичный уровень 2004 года.
Думаю, что по итогам текущего года у нас с вами есть все шансы выйти на десять миллиардов долларов.
Генератором экономической интеграции, несомненно, являются наши приграничные регионы. На их долю приходится более 50 процентов всего двустороннего обмена товарами и услугами.
Сегодня утром Нурсултан Абишевич назвал мне цифру, которую я считаю показательной. Из восьми миллиардов торгового оборота один миллиард приходится на ту область, в которой мы сейчас находимся. Один миллиард – приличная цифра, сразу ясно значение приграничного сотрудничества.
Без преувеличения огромный потенциал, которым обладают приграничные районы, может и должен использоваться сегодня с еще большей эффективностью. И именно на это следует нацелить имеющуюся инфраструктуру приграничного взаимодействия, включая работу российско-казахстанской межправительственной комиссии, а также действующую программу приграничного сотрудничества.
Сейчас крайне выгодные перспективы открываются в совместном восстановлении и обслуживании общей транспортной инфраструктуры. Кстати, вчера мы, Нурсултан Абишевич, очень много на внутреннем совещании уделяли внимания именно развитию инфраструктуры – и прежде всего инфраструктуры транспорта, в том числе в привязке к нашему сотрудничеству с Казахстаном.
У нас много общих задач в совместных сельскохозяйственных проектах, охране окружающей среды, формировании сети экологического мониторинга.
Добавлю, что устойчивые торгово-экономические связи с Республикой Казахстан уже имеют 76 субъектов Российской Федерации. И развитие такого межрегионального сотрудничества – весомый вклад успешного выхода и России и Казахстана на реальную интеграцию, на создание Единого экономического пространства.
Отдельно остановлюсь на вопросах российско-казахстанской государственной границы. Договор, который мы подписали с Президентом Казахстана в Москве в январе текущего года, прямо направлен на обеспечение ее прозрачности и упорядочение приграничных контактов.
Больше того, сейчас мы пошли еще дальше. Сегодня мы уже договорились с Нурсултаном Абишевичем, наши эксперты согласовали, и мы подпишем совместное заявление, в котором зафиксируем решение установить для граждан наших стран режим поездок по внутренним паспортам или удостоверениям личности и свидетельствам о рождении для детей, которые пока не имеют внутренних паспортов. При этом мы даем поручение правительствам издать нормативные акты, обеспечивающие выполнение этого решения.
Рассматриваем этот очередной шаг, направленный на упрощение межгосударственных процедур в интересах граждан двух стран, как еще одно свидетельство реальных преимуществ, которые простые люди получают от участия своих государств в Едином экономическом пространстве.
Сегодня утром Нурсултан Абишевич сделал предложение: до того как будут приняты какие‑либо решения на уровне правительства, сохранить действующий порядок. Я с этим согласен, и соответствующие поручения ведомствам будут даны. Но нам очень хотелось бы, чтобы принятое сегодня решение было отработано на правительственном уровне как можно быстрее.
Хочу в целом отметить: схожесть наших задач и общее понимание путей их решения закладывают прочную основу для обеспечения коллективной безопасности на приграничных территориях Российской Федерации и Республики Казахстан.
Убежден, в борьбе с наркоторговлей, контрабандой, незаконной миграцией и организованной преступностью нам необходимо обеспечить высокий уровень взаимодействия между правоохранительными органами.
Наконец, огромное значение имеет приграничное сотрудничество в гуманитарной сфере. Прежде всего идущая модернизация и обустройство наших границ должны быть в обязательном порядке нацелены на интересы жителей приграничных территорий, на то, чтобы жизнь людей была здесь максимально комфортной, удобной для них, пригодной и для делового, и для широкого человеческого общения.
Напомню, что 8 мая этого года в Москве главы государств СНГ подписали Декларацию о гуманитарном сотрудничестве. И сегодня совместными усилиями мы должны не просто сохранить, но и максимально расширить научные, культурные, образовательные связи между нашими народами, с успехом развивать их на новой, уже заметно окрепшей экономической базе.
Беспрепятственное, открытое, дружеское общение людей – это основа основ успешной межгосударственной деятельности и политики, это лучшая база для развития самых разнообразных связей между государствами.
Уважаемые коллеги!
Здесь собрались люди, непосредственно занимающиеся развитием сотрудничества России и Казахстана, те, кто не раз убеждался в эффективности и взаимовыгодности приграничных связей. И на собственной практике Вы знаете, много раз доказывали экономическую привлекательность, слаженность совместной работы.
Решая насущные проблемы таких территорий, вы укрепляете не только экономику России и Казахстана, но и создаете особую, теплую и дружественную атмосферу между людьми, что не менее важно – а может, даже более важно.
И я искренне желаю всем вам, всем нам успехов и новых результатов.
Спасибо.
Н.Назарбаев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые друзья!
Прежде всего хочу еще раз выразить благодарность Президенту России и руководству Челябинской области, Петру Ивановичу [Сумину], за приглашение и возможность побывать здесь и встретиться с вами.
Мы все находимся сейчас под впечатлением недавно прошедшего празднования 60-летия Великой Победы и грандиозного мероприятия в Москве с участием ведущих лидеров стран мира, которое еще раз приковало внимание к России как к основному государству, понесшему тяготы прошлой войны. Это событие еще раз доказывает, чего мы можем добиться, когда мы вместе, ту нерушимую дружбу и общие устремления в борьбе с общим врагом. Думаю, имеют прямое отношение к сегодняшней нашей встрече и те показатели, которых мы достигли в двусторонних отношениях. Они сами за себя говорят.
Из последних событий особо хотел бы отметить исторический документ, который мы подписали с Президентом России, – договор о казахстанско-российской государственной границе. Это является показательным примером нового качества отношений между нашими странами и еще раз говорит о том, что любые трудные вопросы, которые есть, решаются в дружественном духе, как мы всегда это делаем.
Уважаемые участники встречи!
Это второй по счету форум приграничных руководителей. Первый мы проводили в Омске в 2003 году. Он открыл новые перспективы наших отношений. Экономики Казахстана и России, представляющие собой составные части некогда единого народнохозяйственного комплекса, имеют огромный потенциал. В этом плане большая роль принадлежит приграничному сотрудничеству двух стран.
Сидящие в этом зале руководители с обеих сторон являются активными сторонниками межрегионального сотрудничества. Минувшие два года были плодотворными в плане расширения нашего взаимодействия. Этому способствовали, безусловно, Год Казахстана в России и Год России в Казахстане. Мы активно стали обмениваться как опытом реформ, так и опытом жизни в целом.
За последние годы объем торговли между нашими странами вырос почти в три раза, как здесь было сказано. Особо хотел бы подчеркнуть, что больше половины товарооборота приходится именно на приграничную торговлю. Это хорошая динамика, которую нам надо продолжать. Из 72 субъектов Российской Федерации, с которыми торгует Казахстан, 16 регионов имеют для нас особое значение. Наряду с хозяйственными активно решаются вопросы координации индустриально-инновационных инвестиций. Все это мы рассматривали на предыдущей встрече в Омске.
Органы центральной исполнительной власти наших стран, на мой взгляд, должны с позиций уже завтрашнего дня решать все вопросы расширения нашего сотрудничества, и мелочей здесь быть не может. Тем не менее есть вопросы, требующие нашего общего решения. В этой связи хотел бы обратить внимание на необходимость повышения эффективности работы подкомиссии по приграничному сотрудничеству, особенно в плане согласования наших документов. Имею в виду прежде всего основополагающий документ – план мероприятий на 2005–2007 годы, который мы подписали. Согласование этого документа необходимо активизировать. Есть вопросы по взаимному введению временных защитных пошлин в отношении кондитерских изделий, хлебопекарных дрожжей, поставляемых из России. Предлагается введение количественных ценовых ограничений на экспорт казахстанского оцинкованного проката, поставляемого в Россию, и наоборот. Понятно, что это огромные потери для бюджетов обеих государств. Думаю, что это никому не выгодно. В связи с этим предлагаю дать соответствующие поручения правительствам и разобраться со всеми инициированными действующими ограничительными мерами по взаимной торговле в соответствии с договоренностями в рамках ЕврАзЭС.
Еще один актуальный вопрос. Объем товарооборота в прошлом году, по казахстанским данным, – 7,6 миллиарда долларов США, по российским данным, – 8,2 миллиарда долларов США. Несмотря на единые методические подходы статистики полномочных органов, подобная ситуация с расхождением по показателям внешней торговли складывается ежегодно. Это негативно влияет на своевременное объективные начисление таможенных налоговых платежей. И в этом тоже нам надо разобраться, идентифицировать.
В связи с этим, Владимир Владимирович, предлагаю сформировать казахстанско-российскую рабочую группу для выявления причин значительного расхождения таможенной статистики во внешнем обороте наших стран и внести в соответствии с предложением. Нам – двум президентам – есть все возможности поставить задачу в ближайшие годы удвоить наш товарооборот, выйти на 15 миллиардов, а в ближайшей перспективе – на 20 миллиардов долларов США.
Полагаю важным активизировать работу по созданию единой тарифной базы, применению специальных тарифных условий на перевозку грузов железнодорожным транспортом наших стран. «Российские железные дороги», «Казахстан Темиржолы» и наши министерства должны активно поработать. Одним из путей решения видится поэтапное введение единой тарифной базы и специальных тарифных условий. К примеру, на первом этапе необходимо согласовать перечень наиболее важных экспортных позиций Казахстана и России. Одним из проблемных вопросов, сдерживающих развитие торговли, является несовершенство законодательства наших стран в этой области. И в законодательство надо будет вносить изменения, чтобы снять все препоны. Предлагаю целесообразным поручить нашим экспертам приступить к разработке таких изменений в соответствующие законы.
Другой пример. Одной из важных задач в организации взаимодействия таможенных органов является внедрение совместного таможенного контроля на казахстанско-российской границе. Мы уже в прошлый раз говорили, что в Щербакты–Кулунде существует совместный пограничный пункт. Мы посчитали: если будет единая таможня, плата сразу уменьшается в два с половиной раза, прохождение машин сокращается в три раза, и выгода всем. Думаю, что нам нет нужды через сто метров строить два пограничных пункта. Это показывает опыт, я надеюсь, что сегодня наши таможенники об этом договариваются. В этой связи предлагаем расширить количество соответствующих пунктов для проведения совместного контроля. Одним из перспективных направлений приграничного сотрудничества было бы создание экономических территорий со специальным режимом в районах, что мы и собираемся делать в Китайской Народной Республике. Вопрос этот требует обсуждения правительства.
Активному развитию транзитно-транспортного потенциала будет соответствовать мост через реку Кигач между Атырау и Астраханью. Это вообще большая магистраль, которая пройдет от России через Казахстан в сторону Китая. Надеюсь, что руководители Атырауской и Астраханской областей будут в этом заинтересованно помогать. Важной задачей является определение перспектив сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере, в совместном освоении природных ресурсов, в сфере туризма и спорта, торгово-экономической сфере, особенно в топливно-энергетическом секторе, по всему спектру вопросов.
Естественно, энергетический сектор в первую очередь привлекает внимание деловых кругов. Но, как вы знаете, мы в Казахстане ставим перед собой задачу индустриально-инновационного развития страны. В этой связи взят курс на диверсификацию национальной экономики. Реализуются такие крупные государственные программы, как стратегия индустриально-инновационного развития, агропродовольственная программа, программа развития сельских территорий. И мы приглашаем регионы России принять участие в освоении выделяемых на это средств. Создана система таких государственных институтов развития, как центр инжиниринга и трансферта технологий, банк развития, национальный инвестиционный фонд Казахстана, который капитализирован на миллиард долларов и участвует во всех проектах со стороны государства. Все эти меры направлены на привлечение потенциальных инвесторов в улучшение инфраструктуры. К этому мы хотели бы привлечь ваше внимание сегодня.
Следует отметить, что залогом развития добрососедских связей, взаимовыгодного сотрудничества с приграничными районами является согласование политики по обеспечению безопасности. Предпосылки для этого есть. К примеру, в рамках центральноазиатского сотрудничества. Что происходит вокруг территории, мы все с вами очень хорошо знаем. Считаю, что проведение таких форумов очень полезно, Владимир Владимирович. Мы на следующий год, в мае месяце, приглашаем на такой третий форум в городе Уральске.
Еще раз хочу поблагодарить челябинцев за гостеприимство. Большое спасибо!
Думаю, что сегодняшняя встреча будет новым импульсом улучшения товарооборота и в целом отношений наших дружественных, братских государств.
В.Путин: Хочу предоставить слово Христенко Виктору Борисовичу, Министру промышленности и энергетики России, председателю российской части межправкомиссии по сотрудничеству между Россией и Казахстаном. Пожалуйста, Виктор Борисович.
В.Христенко: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Экономики наших стран, как было уже сказано, не только являются в определенной степени продуктом, вышедшим из экономики Советского Союза, не только дополняют друг друга, но очень во многом похожи друг на друга. Россия и Казахстан сегодня – это страны с весьма динамично развивающейся экономикой. Обе обладают большими запасами природных ресурсов. Экономическое благополучие обеих наших стран существенно зависит от нефтегазодобывающей промышленности. И в этом смысле нам приходится решать одну и ту же очень сложную задачу, например, проблему перехода с экспортно-сырьевого пути развития экономики на инновационно-технологический. И в значительной степени проводить параллельно экономические реформы.
Несколько лет назад мы, анализируя логику и тенденции нашего взаимного товарооборота, были вынуждены констатировать, что вошли в некий коридор возможностей. Причем этот коридор объективно ограничен, с одной стороны, степенью развития каждой из отдельно взятых экономик, с другой стороны – степенью эффективности реальной интегрированности российских и казахстанских экономик и мер по их регулированию. Мы увидели, что у такого «коридора», по сути, есть лишь две перспективы.
Одна из них – это сужение, то есть замыкание в рамках национальных границ, ужесточение барьеров для движения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, убыточное импортозамещение. В этих условиях наши оценки по прогнозу товарооборота шли в диапазоне примерно 3,5 – 5 миллиардов долларов в год. По сути, демонстрируя какие‑то очередные всплески, либо благодаря благоприятной конъюнктуре цен, либо за счет факторов сезонности, они постепенно прибивались к нижней границе. Неизбежно возникающие при этом проблемы на рынке услуг и капиталов вынуждали бы обе наши страны искать инвесторов в третьих странах и обходные маршруты транспортировки.
Другой путь – это путь расширения, то есть путь минимизации, а в перспективе – устранения трансграничных издержек, движения товаров, услуг, капиталов. И результатом такого расширения должно стать формирование потенциала общего интегрированного пространства, резко повышающего конкурентоспособность каждой из наших экономик.
Это тот анализ, который мы делали, собственно говоря, как раз готовясь к форуму в Омске в 2003 году. Как вы знаете, тогда руководство Казахстана и России признало этот путь – путь реальной, институционально закрепленной экономической интеграции – единственно правильным. Был придан импульс развитию Евразийского экономического сообщества, и чуть позже – созданию Единого экономического пространства. По сути, именно это во многом и предопределило ту динамику двустороннего сотрудничества, результаты которой сегодня были подчеркнуты президентами наших стран.
И действительно, если в Омске мы фиксировали снижение товарооборота, обсуждали и анализировали все эти причины, то, приняв системные, существенные перспективные решения, мы сегодня, по сути, говорим об абсолютно иной картине, об абсолютно иных параметрах. И, безусловно, сама работа над взаимной интеграцией экономик наших стран, над созданием мер по их совместному регулированию в значительной степени создает уверенность, надежность для бизнеса, надежность ориентиров для хозяйствующих субъектов не только по текущим торговым вопросам, но и в том числе – что, наверное, важнее – по перспективам инвестиционного сотрудничества, по долгосрочным проектам.
С этой точки зрения, конечно, для нас очень важно способствовать развитию сотрудничества в сфере реальной экономики. Мне представляется, конечно, весьма затруднительным в короткое время попытаться даже обозначить основные объекты нашего сотрудничества. Может быть, скажу лишь о наиболее крупных из них и ближайших по своему решению.
В первую очередь, как уже было упомянуто, сотрудничество в энергетическом секторе является, наверное, важнейшим не только с точки зрения товарооборота, но и с точки зрения совместных инвестиционных действий.
Если говорить об электроэнергетике, то консультации, которые прошли у нас в прошедший четверг в Астане, говорят о том, что проект совместного предприятия на базе Экибастузской ГРЭС-2, над которым приходилось всем работать так или иначе последние 6–7 лет, в июле месяце может стать уже юридической реальностью. Сегодня идет напряженная работа по графику в суточном разрезе, и мы надеемся, что этот объект совместного сотрудничества уже в июле месяце вступит в полные права и сможет работать активно как на рынке России, так и на рынке Казахстана.
Другая тема, не менее важная, не менее интересная, которую тоже удалось обсудить в прошедшие четверг-пятницу в Астане, – это тема каспийского сотрудничества. И в этом плане сроки, которые мы видим для запуска юридического оформления проектов на Каспии, также похожи на экибастузские. Мы надеемся, что в июле месяце первый совместный проект по освоению структуры Курмангазы вступит в юридическую силу.
Мы будем стараться, чтобы и экибастузский проект, и проект «Курмангазы» были подготовлены для подписания в присутствии президентов. При этом по Каспию начата работа и по двум структурам, Нурсултан Абишевич, по которым Вы обратились с предложением к российской стороне. На этой неделе уже начаты консультации между правительствами двух стран по формулировкам, связанным с протоколом. В этом смысле у нас здесь тоже достаточно хорошая перспектива.
Идет работа по Карачаганаку. Рабочие группы работают, хотя надо сказать, что скорее всего в календаре это выйдет за июльский график и будет несколько позже. Тем не менее проект, связанный с совместной работой по Карачаганакскому месторождению, по восстановлению и освоению ресурсов Оренбургского газоперерабатывающего завода, находится в самой актуальной повестке дня нашего двустороннего сотрудничества.
Из машиностроительных проектов могу упомянуть лишь один, не желая обидеть другие, – КамАЗ, который сегодня очень активно вышел не только на рынок Казахстана с точки зрения своей продукции. Эта продукция, в том числе и городские автобусы, междугородные, нашли реальный отклик на казахстанском рынке, и сегодня разворачивается совместное производство этих автобусов на территории Казахстана.
Конечно, я мог бы приводить и другие примеры, но думаю, что в условиях дефицита времени оставлю возможность своему коллеге дополнить меня по отдельным направлениям сотрудничества, в частности, по предыдущему исполнению омских договоренностей.
Приоритетным направлением в расширении взаимодействия, как вы уже отметили, стало и приграничное сотрудничество. Именно здесь в начале 90-х годов, по сути, прошел разрыв единой инфраструктуры советского хозяйства, и здесь сегодня завязался тот же самый клубок проблем, решение которых невозможно исключить на региональном уровне и требует выхода на государственный уровень. Но здесь же зарождаются и новая форма и новые идеи сотрудничества, происходит локализация межгосударственных соглашений.
Несколько лет назад, с учетом значимости этой темы, была принята программа приграничного сотрудничества на 1999–2007 годы. Прошедшее только что заседание подкомиссии по приграничному сотрудничеству зафиксировало, что эта программа требует серьезного обновления, и многие ее пункты просто уже не соответствуют действительности, неадекватны именно в связи с тем, что по многим направлениям совместные шаги стали гораздо более продвинутыми, чем были положены в основание этой программы. И, безусловно, эта программа в ближайшее время должна будет претерпеть соответствующие изменения.
И здесь я хотел бы снова вернуться к тематике интеграционных процессов, поскольку именно они по большому счету определяют основную перспективу развития и торгово-экономического, и инвестиционного сотрудничества между нашими странами. И проекты такого масштаба и значимости, как проект Единого экономического пространства, конечно, не терпят поспешности и скороспелых простых решений. Такие решения подчас манят своей видимой легкостью и простотой, но это обманчивая легкость и обманчивая простота. Часто мы пытаемся или пытались вырвать из контекста общих соглашений некоторые из таких вопросов, даже самые важные, такие как вопрос транспортных тарифов, и по ним заключить двустороннее соглашение, оставив остальных коллег или остальные темы на потом. Правильно ли это? С одной стороны, да – на некоторое время мы получаем определенный эффект. Но затем этот эффект будет нивелирован под тяжестью различий в конкурентной, таможенной, нетарифной – другой – политики. И даже если это отдельное продвижение удастся сохранить, оно окажется под угрозой размена при реализации тех или иных осложнений на торговом направлении, вероятность которых, собственно, как показывает и мировой опыт, довольно высока в условиях неинтегрированных экономик. И именно поэтому в рамках проекта Единого экономического пространства президентами было принято решение о первом пакете документов из 29 соглашений, которые должны составить первый этап, первый шаг работы по всем четырем векторам: по товарам, по услугам, по капиталу и по рабочей силе.
По этим 29 соглашениям работа уже идет. Работа идет, но наши украинские переговорщики сегодня принимают участие в работе лишь над половиной из этого списка. И в этом смысле, конечно, это не самое благоприятное, скажем так, обстоятельство, но при всем при этом, я абсолютно убежден, значимость этого пакета, если хотите, – это как аттестат о среднем образовании. Трудно себе представить, что можно получить аттестат, выбрав те предметы, которые я хотел бы сдать, отказавшись от сдачи математики и литературы, а остановившись только на химии и биологии. Может быть, такой аттестат где‑то и какую‑то службу может сослужить, но вряд ли для того, чтобы двигаться вперед для получения хотя бы среднего специального образования. Поэтому мы держимся логики пакета 29 соглашений. И учитывая то, что у нас в графике переговоров четыре месяца, по сути, было потеряно, сегодня для интенсификации мы приняли решение проводить рабочие встречи Группы высокого уровня еженедельно, по субботам, в Москве, чтобы стимулировать переговорщиков к преодолению тех или иных барьеров. Мы стараемся выдержать тот график, который вы нам задали, чтобы к первому июля первый пакет из 29 соглашений был готов.
В то же время в сентябре в Астане Нурсултан Абишевич спросил, сколько нам надо к этим 29 соглашениям добавить, чтобы выйти на качественный уровень, на уровень таможенного совета. Мы оценили, сколько нам надо добавить. Таких соглашений еще надо сделать 14 дополнительно к этим 29. И тогда мы можем уже выходить на следующий качественный этап и, образно говоря, получать уже аттестат о среднем специальном образовании вслед за первым пакетом.
Думаю, что и по первой и по второй частям мы на июльской нашей встрече полностью сумеем доложить и отчитаться. Россия и Казахстан являются участниками целого ряда интеграционных процессов, которые охватывают не только постсоветское пространство, но и соседние с ним регионы Европы, Азии, Дальнего Востока.
Не слишком преувеличивая, можно сказать, что от нашего взаимопонимания и сотрудничества зависит стабильность, социальный мир и экономическое развитие Евразии в целом. Безусловно, это накладывает на наше государство высокую ответственность, но дает нам и дополнительные политико-экономические возможности. При этом наличие разных многосторонних форматов не сдерживает наших возможностей для двусторонних проектов, в том числе прорывного характера.
Я вот уже упоминал про Экибастузскую ГРЭС-2. Проект достаточно давний и долгий, и надо сказать, что его эволюция проходила на фоне эволюций экономик и капиталов наших стран. Крепчали экономики, крепчал капитал, более четко выражал свои интересы и заинтересованности, подчас это мешало реализации проектов. Могу откровенно сказать, это приводило к новым ситуациям, к новым вариантам. Поскольку сам объект выглядел гораздо интереснее с точки зрения более ясных перспектив развития экономик наших стран. И, мне кажется, сегодня, реализуя проект Экибастузской ГРЭС-2, можно и нужно делать и следующий шаг в двустороннем прорывном проекте, который был бы связан, скажем, с созданием общего рынка электроэнергии России и Казахстана. И в этом случае мы могли бы выйти на тот режим, когда операторы Казахстана могли бы работать на российском рынке электроэнергии, который сегодня формируется, а российские – на казахстанском. Они могли бы работать как национальные операторы, и в этом смысле мы могли бы реализовать идеи общего электроэнергетического рынка, а завтра, когда они заработают в полную меру, могли бы и унифицировать правила работы электроэнергетического рынка. Именно это, как нам представляется, создает еще более четкие и точные стимулы, мотивы для бизнеса. Мы действительно видим смысл всех наших усилий не столько в количестве соглашений и плотности нашего взаимодействия, хотя оно, прямо можно сказать, беспрецедентно – мало с какой страной у нас такие контакты существуют, – сколько в обеспечении реального движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в интересах народа Казахстана и России. И на динамику этих отношений мы ориентируемся и исходя из нее просим оценивать нашу работу. Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо, Виктор Борисович. Казахстанский коллега, Ясимов, пожалуйста.
Ясимов: Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники совещания!
В своем выступлении Виктор Борисович не только осветил состояние приграничного сотрудничества, но и затронул весь комплекс двустороннего сотрудничества между нашими государствами. Я в своем выступлении хотел бы остановиться на ходе выполнения конкретных поручений глав государств, которые были даны на предыдущей встрече в Омске в апреле 2003 года, и коротко проинформировать о решениях, принятых подкомиссией по приграничному сотрудничеству, которая заседала накануне сегодняшней встречи.
Первое поручение касалось завершения работы по делимитации казахстанско-российской границы.
Как известно, это поручение выполнено. В настоящее время эксперты завершают описание линии прохождения государственной границы и готовится альбом листов карты государственной границы. В ближайшее время ожидается подписание приложений к договору министрами иностранных дел. Тем самым будет завершена техническая сторона вопроса, и останутся только внутригосударственные процедуры по вступлению данного договора в законную силу, то есть ратификация парламентами двух стран.
Второе. В настоящее время в целях дальнейшего развития казахстанско-российского приграничного сотрудничества утверждена программа приграничного сотрудничества до 2007 года, создана и работает подкомиссия по приграничному сотрудничеству. Из 89 регионов Российской Федерации 74 имеют торгово-экономические связи с Казахстаном. Как было уже отмечено, наиболее значимый объем товарооборота приходится на приграничные регионы, которые в минувшем году составили около 50 процентов от общего товарооборота. В приграничной зоне действует более 340 совместных предприятий. Только в прошлом году их создано около ста. Для создания еще более благоприятных условий двустороннего сотрудничества, на наш взгляд, следовало бы принять специальный закон о приграничной торговле, который закрепил бы либеральный режим во взаимной торговле, позволил бы создавать специальные зоны и центры приграничной торговли на сопредельных территориях.
Третье. По поручениям, касающимся нашего взаимодействия в области топливно-энергетического комплекса, здесь уже было сказано. В соответствии с протоколом от 13 мая 2003 года в целях осуществления суверенных прав на недропользование реализуются проекты «Курмангазы», «Хвалынский» и «Центральный». В текущем году планируется подписание соглашения о разделе продукции по проекту «Курмангазы». А по остальным двум проектам возможность заключения такого соглашения рассматривается в настоящее время. Ведется целенаправленная работа по завершению создания СП на базе станции Экибастузская ГРЭС-2. В стадии финансово-технического решения находится проект по переработке карачаганакского газоконденсата на Оренбургском заводе.
Четвертое. Положительная динамика наблюдается в агропромышленном секторе. За период 2002–2004 годов в Российскую Федерацию отгружено 2,6 миллиона тонн казахстанского зерна. В 2004 году объем экспорта увеличился в 2,2 раза. Полагаем, что рассмотрение до 1 января, в соответствии с договоренностью на подкомиссии, вопросов сотрудничества приграничных областей в сфере торговли зерном и продуктами его переработки, селекции семеноводства и обмена семенами сельхозкультур и поставок фосфорных и азотных удобрений расширит рамки двустороннего взаимодействия в агропромышленном комплексе. Также решено в срок до 15 июля текущего года проработать вопрос об изменении порядка оформления пропускных документов на животноводческую продукцию с целью создания условий, сопоставимых с условиями оформления пропускных документов на указанную продукцию в нашей республике. В соответствии с поручением, данным в Омске, принято решение о том, что до 1 августа этого года российская сторона представит информацию о ходе рассмотрения вопроса подписания межправительственного соглашения об охране и воспроизводстве волгоуральской популяции сайгаков.
Пятое. Заметно активизировалось инвестиционное сотрудничество между банками двух стран. Так, Казахстанский «Турамалембанк» заключил соглашение о сотрудничестве с открытым акционерным обществом «Омскбанк», а «Сибакадембанк» заключил соглашение о сотрудничестве с казахстанским банком «Каспийский». В Казахстане созданы финансовые институты развития, такие как Банк развития, Инвестиционный фонд, Национально-инновационный фонд, Центр инжиниринга и трансферта технологий, а также ряд сервисных институтов развития. Сегодня представители практически всех этих институтов присутствуют здесь, и до обеда они провели презентацию индустриально-инновационной стратегии Казахстана и рассказали о своих возможностях по финансированию совместных проектов и налаживанию деловых партнерских отношений.
О транспортном взаимодействии. В декабре прошлого года подписано соглашение между правительствами о совместных действиях по строительству и эксплуатации пограничного мостового перехода через реку Кигач. Также рассмотрен вопрос о целесообразности разработки проекта соглашения о проектировании строительства и реконструкции автомагистрали Волгоград – Астрахань – Атырау – Бейнеу – Кунград – Нукус – Ташкент. По согласованию в срок до 1 июля необходимо завершить работу по организации, оформлению и выдаче спецразрешений на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов непосредственно в приграничных регионах.
Теперь о вопросах, которые нам предстоит рассмотреть и принять по ним решения в ближайшей перспективе.
Это организация движения грузовых поездов на участке Кустанай – Золотая Сопка. По этому вопросу поступают многочисленные обращения от казахстанских и российских предпринимателей, руководства Челябинской области и депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
Другой проблемой продолжает оставаться вопрос применения согласованного унифицированного железнодорожного тарифа. Этот вопрос является одним из важнейших факторов увеличения объема перевозки грузов.
Требует ускоренного решения вопрос упрощенного таможенного оформления товаров. В этом плане важна организация совместного таможенного досмотра товарных потоков, а также строительство совместных пунктов и постов. Принято решение до 15 июля согласовать перечень пунктов пропуска на казахстанско-российской государственной границе, а также в срок до 1 июня внести предложения о включении автомобильного пункта Казанское–Кызыл-Жар в перечень пунктов пропуска, открытых для многостороннего сообщения. На рассмотрении находится и вопрос определения единого для казахстанских и российских таможенных органов времени оформления товаров и транспортных средств. Вопросы упрощения порядка пересечения границы жителями приграничных территорий в целях поддержания родственно-бытовых связей и культурного сотрудничества, а также спасателей и спасательных формирований и подразделений в проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ будут решены с принятием соглашения между правительствами двух стран. Как сегодня здесь было сказано, такое поручение главами государств правительствам дано.
Таковы вкратце итоги работы, проделанной за прошедший период, и наше видение дальнейшего приграничного сотрудничества. Благодарю за внимание.
В.Путин: Теперь предоставим слово руководителям приграничных регионов. Начнем с хозяина. (Обращаясь с П.Сумину.) Петр Иванович, прошу Вас.
П.Сумин: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемые участники совещания, друзья!
Встреча руководителей двух государств на южноуральской земле, практически в центре Евразии, где на протяжении тысячелетий формировались европейские восточные протокультуры, – историческое событие. Оно имеет исключительное значение и в геополитическом плане, и в разрезе пограничного сотрудничества наших стран. Российско-казахстанская граница протянулась по Челябинской области на 869 километров. Область, безусловно, крайне заинтересована в развитии многопланового сотрудничества с Казахстаном. Это обоюдная заинтересованность, в чем я убедился еще восемь лет назад, когда впервые с делегацией Челябинской области посетил Алма-Ату, и Нурсултан Абишевич радушно нас встретил. И эта встреча дала значительный импульс новому этапу сотрудничества между областью и Казахстаном. Тогда, Нурсултан Абишевич, Вы сказали, что у нас были проблемы с обеспечением экибастузскими углями Троицкой ГРЭС. Вы сказали: блокировать Троицкую ГРЭС не будем. И действительно, она работала, работает и будет работать, во благо двух народов и двух стран. С тех пор мы подписали с правительством и акиматом республики восемь соглашений. Все они выполняются. Торговый оборот области с Казахстаном вырос за эти годы в 2,7 раза и превышает четверть областного внешнеторгового оборота. Только в прошлом году он увеличился почти вдвое, превысив полтора миллиарда долларов США. Казахстанский бизнес инвестировал в 2004 году в экономику Челябинской области 54 миллиона долларов, в том числе и в сельское хозяйство, а наши предприятия участвуют в развитии строительной и добывающей индустрии Казахстана. За последние годы создано несколько российско-казахстанских предприятий, в том числе «Росказмедь», «Урал-Цесна» и многие другие.
У нас самые тесные культурные и общественные связи. Работают два казахских национальных культурных центра, которые способствуют сохранению и развитию казахского языка, обычаев и традиций. Вместе мы организуем десятки проектов в сфере образования, просвещения, занятости населения, оздоровления экологии, этнографического и экологического туризма. И в области с большим успехом и пользой прошли мероприятия в рамках Года Республики Казахстан в России и Года России в Республике Казахстан. Мы и акиматы Казахстана принимали самое активное участие.
Эти по‑настоящему братские связи будут только крепнуть, я думаю, при решении еще и ряда актуальных на сегодняшний день проблем. Это развитие инфраструктуры на границе, которая проходит по территории области. Пока установлено только пять международных пунктов пропуска, два из которых железнодорожные, три автомобильные. Причем должным образом оборудован лишь один – троицкий автомобильный пункт Бугристое. Хороший пункт. Это, безусловно, сдерживает грузопотоки, усложняет ведение бизнеса, доставляет много неудобств людям. Необходимо строительство и оборудование дополнительных пунктов пропуска. И сегодня в планах – об этом уже говорил и вице-премьер – сооружение совместного международного железнодорожного пункта пропуска на станции Золотая Сопка. Нам вместе надо в этом плане поработать. Повысится интенсивность грузовых и пассажирских перевозок, улучшится таможенный и паспортный контроль, а значит, снизятся морально-психологические издержки наших граждан при пересечении границы. Вот только за прошлый год на Челябинском участке российско-казахстанской границы переместилось 226 тысяч транспортных средств двух наших государств и 1 миллион 466 тысяч человек. И этот поток постоянно возрастает. Не учитывать этого нельзя. И вот поэтому, Владимир Владимирович, Нурсултан Абишевич, я убежден, что граждане Казахстана и России сердечно благодарны вам за то, что приняли решение дать возможность пользоваться при пересечении границы внутренними паспортами. Это просто необходимо. Это сейчас же снимет напряжение, которое уже есть в области.
Второе. Сегодня актуальным является укрепление развития экономических, производственных связей между уральскими предприятиями – потребителями казахстанского рудного сырья, железорудного сырья и горнодобывающими предприятиями в Казахстане. У нас есть традиции тесного сотрудничества между Магнитогорским металлургическим комбинатом и Соколовско-Сорбайским ГПО – об этом мы тоже сегодня уже говорили. Однако в последнее время это сотрудничество стало давать серьезные сбои. И было бы целесообразно выработать межправительственный экономический договорный механизм, который бы способствовал сохранению и расширению сотрудничества двух мощных хозяйствующих субъектов.
Третье. Целесообразно создание особых экономических зон в городе Троицке и в поселке Локомотивном. Там для этого есть все необходимое. Это открыло бы для российских регионов и акиматов Казахстана новые возможности экономического и торгового сотрудничества. Юридическое решение проблемы видится путем включения в законопроект об особых экономических зонах в Российской Федерации третьего типа особой экономической зоны – зоны приграничной торговли.
И четвертое: синхронизация правового положения учреждений образования на территории Республики Казахстан и Российской Федерации. В Кустанае в соответствии с договором о сотрудничестве между нашей областью и акиматом вот уже четыре года функционирует филиал Челябинского государственного университета. В нем обучается 1200 человек. В прошлом году в Республике Казахстан приняты изменения к закону об образовании. В соответствии с ними образовательный процесс в филиалах может вестись только в течение первых двух лет. Это значит, что более тысячи студентов кустанайского филиала ЧелГУ должны будут после двухлетнего обучения приехать в Челябинск и три года обучаться вдалеке от своего дома.
Трудно предугадать, сохранится ли при этом у них мотивация на получение высшего образования. В законе Республики Казахстан об образовании положение о том, имеют ли филиалы международных вузов право вести образовательную деятельность по полному циклу, явно не определено. Значит, есть возможность согласования этого вопроса на межгосударственном уровне.
Дальнейшему развитию приграничного сотрудничества способствовало бы также создание единой информационной системы в рамках приграничных регионов. Она даст российским и казахстанским предприятиям сведения о действующем законодательстве, о реализуемых и разрабатываемых на соседних территориях проектах, о заказах на поставку продукции и строительстве объектов, о проведении тендеров и конкурсов.
В.Путин: Спасибо вам, Петр Иванович. Это был губернатор Челябинской области. Теперь – аким Кустанайской области Сергей Витальевич [Кулагин]. Пожалуйста.
С.Кулагин: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники встречи!
Проведение встречи с обсуждением широкого круга вопросов внешнеэкономического и культурного развития двух стран на столь высоком уровне, несомненно, имеет огромное значение для наших двух государств.
Кустанайская область граничит с тремя областями Российской Федерации на участке полутора тысяч километров. Жители приграничной зоны связаны родственными узами и давними традициями общения. Необходимо отметить, что объявленный нашими президентами в 2003 году Год Казахстана в России стал знаменательным событием в истории отношений двух государств. Логическим его продолжением стало проведение Года России в Казахстане. Эти события позволили укрепить двустороннее сотрудничество практически во всех сферах, активизировались связи между регионами, конкретными предприятиями, торговыми фирмами, средним и малым бизнесом. Между областями были подписаны совместные заявления и планы действий.
Важным событием 2005 года стало подписание президентами государств договора о российско-казахстанской границе. Мы глубоко уверены, что взаимопонимание и дружеские отношения президентов наших стран позволят создать благоприятные условия для жителей приграничных областей и вывести их на новый уровень развития экономики.
Россия является основным партнером Кустанайской области. На ее долю приходится более 70 процентов от общего внешнеторгового товарооборота. Из 116 зарегистрированных и действующих в области совместных предприятий 70 сотрудничают с российскими компаниями. Основу сотрудничества составляют приграничные Челябинская, Курганская и Оренбургская области. В прошедшем году внешнеторговый оборот с этими регионами возрос, по сравнению с предыдущим годом, более чем в два раза и составил 600 миллионов долларов. Экспорт увеличился до 513 миллионов долларов, или в 2,3 раза. Импорт составил 86 миллионов, рост составил 38 процентов.
В структуре экономики Кустанайской области преобладает горнодобывающая отрасль и сельское хозяйство. Основные статьи экспорта, соответственно, приходятся на железнородный концентрат, окатыш, асбест, зерно и муку. В импорте наибольший удельный вес занимают оборудование, черные металлы и изделия из них.
Из трех приграничных областей наиболее тесные внешнеторговые отношения сложились с Челябинской областью. На ее долю приходится 90 процентов от объема приграничного товарооборота. В основном сотрудничество осуществляется крупными промышленными предприятиями области: металлургическими комбинатами и машиностроительными заводами Челябинска, Нижнего Тагила, Магнитогорска и Оренбурга.
Необходимо отметить многолетнее тесное сотрудничество Соколовско-Сорбайского горнопроизводственного объединения с Магнитогорским металлургическим комбинатом – ежегодные поставки концентрата и окатыша составляют около десяти миллионов тонн. Думаю, что эти два хозсубъекта, у которых сегодня возникли недоразумения, найдут общий язык, и, если будут какие‑то вопросы, мы поможем разобраться в них.
Важной сферой двусторонних отношений является развитие культурно-гуманитарных связей. Активно сотрудничаем с Кустанайской областной ассамблеей народов Казахстана, ассамблеей народов Зауралья. В соседних с нами российских областях издаются газеты на казахском языке. У нас, в Казахстане, благодаря последовательной государственной политике в области развития языков русский, в отличие от других стран СНГ, был и остается наравне с государственным, являясь основным языком общения в российских сферах жизни общества. В рамках межправительственного соглашения и планов совместных действий в гуманитарной сфере в Кургане и Кустанае проводились международные молодежные фестивали. Эти и другие мероприятия позволяют нам обмениваться накопленным опытом государственно-молодежной политики и укреплять связи между молодежью Казахстана и России.
Наша область открыта сотрудничеству во всех направлениях и готова вносить на обсуждение конкретные инициативные вопросы.
Я также хочу выразить свою благодарность нашим президентам. Сегодня уже прозвучали два первых вопроса, которые я хотел поднять: создание пунктов упрощенного перехода границы и пересечение по удостоверению личности. Большое вам спасибо!
Для расширения торгово-экономического сотрудничества считаю необходимым ускорить решение вопроса по присвоению станции Золотая Сопка статуса международного стыкового пункта. Что интересно, раньше по этому пути проходили все поезда: и пассажирские, и товарные – а сегодня грузовые поезда там не проходят.
Сегодня процедура оформления мясомолочных продуктов занимает несколько месяцев. Разрешение на ввоз в Россию подконтрольных госветнадзору товаров и грузов из Республики Казахстан выдается федеральной службой в городе Москве. Целесообразно, на наш взгляд, эти функции передать на уровень областных ветеринарных служб, как это делается в Казахстане. Необходимо содействовать созданию торгового представительства с правом осуществления покупки и продажи мясомолочной продукции, а также продлить до 20–25 дней срок временного пребывания для представителей бизнеса Казахстана и России, осуществляющих приграничное внеэкономическое сотрудничество.
Убежден, что созданный потенциал развития торгово-экономических, культурных и других форм взаимоотношений позволит повысить эффективность приграничного сотрудничества.
Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы уверены, что личные качества и колоссальный авторитет, которыми вы пользуетесь не только у наших народов, но и за рубежом, позволят нашим государствам достичь высокого уровня развития. У Казахстана и России давнее объединяющее начало – это политическая воля лидеров, желание народов к интеграции, общее прошлое и неконфликтная историческая память. Об этом с благодарностью говорили кустанайские ветераны, вернувшиеся с Парада Победы. Они с признательностью отметили, что никто не сделал для празднования юбилея Победы столько, сколько сделали президенты Назарбаев и Путин.
В заключение хотелось бы сказать, что мы со своими коллегами приложим максимум усилий для качества решений, способствующих добрососедским отношениям.
В.Путин: Уважаемые коллеги, у кого есть какие‑то соображения, замечания, предложения для обсуждения?
Мы только что говорили о порядке пересечения границы гражданами России и Казахстана по внутренним документам, то есть по внутренним паспортам и для детей – по свидетельствам о рождении. Мы сейчас подпишем с Президентом Казахстана соответствующее заявление. Однако с тем, чтобы не создавать проблем для граждан до того момента, пока правительства не внесут соответствующие изменения, договорились, что руководители пограничных служб примут решение на своем уровне. (Обращаясь к Е.Проничеву.) Владимир Егорович, пожалуйста.
В.Проничев: Уважаемый Нурсултан Абишевич! Уважаемый Владимир Владимирович!
В соответствии с вашим решением 12–13 мая мы провели двустороннюю встречу с пограничным ведомством Казахстана для обсуждения тех проблем, которые возникли в приграничье и связаны с пересечением государственной границы. Готовы сегодня доложить о том, что необходимые распоряжения и проекты для указаний пограничным службам сохранить прежний порядок пересечения государственной границы до принятия решения правительствами государств по изменению подписанного соглашения, которое должно было бы действовать с 25 мая этого года, подготовлены. Соответствующее указание будет направлено для того, чтобы сохранить действующий порядок пересечения государственной границы.
Реплика: Знаю, что такое предложение было подготовлено для внесения на данную встречу. Мы с коллегой, как он доложил, на встрече в Актау подготовили предварительные распоряжения в войска по сохранению старого режима пропуска через государственную границу, чтобы создать максимально благоприятные условия для населения двух государств.
В.Путин: Уважаемые коллеги, какие есть еще соображения, замечания? Прошу Вас. Губернатор Астраханской области Александр Александрович [Жилкин].
А.Жилкин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Нурсултан Абишевич правильно поставил вопрос по реке Кигач. Действительно, есть соглашения между министерствами России и Казахстана о строительстве моста, это даст серьезную динамику увеличения грузооборота в три раза. Сегодня российская сторона целиком готова строить. Я обратился к министру, чтобы нам разрешили в этом году, не дожидаясь, пока будут подписаны соглашения о создании совместного предприятия. В бюджете деньги заложены. Если бы было, Нурсултан Абишевич, такое решение с Вашей стороны, то мы бы за полтора года построили. Не возражаете? Тогда я попросил бы, Владимир Владимирович, это в протоколе как‑то отметить.
Н.Назарбаев: Вопрос абсолютно правильный, потому что совместное финансирование, создание совместного предприятия займет определенное время. Мы были готовы еще в 2003 году выполнять проектно-сметную документацию. Это будет восполнено, если у вас есть средства, чтобы вы начали реализацию проекта. К сожалению, соглашение слишком долго проходило, поэтому мы это поддерживаем. Это будет компенсировано с нашей стороны. На следующий год в бюджетной заявке нашего министерства в 2006 году строительство этого моста будет предусмотрено.
Я хочу подчеркнуть, что результат сегодняшней встречи очень важен. Особенно важны два момента для людей, живущих по ту и эту стороны границы. Во‑первых, это прохождение границы по внутренним документам. Во‑вторых, мы договорились о создании совместных таможенных пунктов: девять строит Казахстан, десять строит Россия. Мне дали справку, что только на грузовом транспорте вместо восьми часов будет четыре часа, если мы так сделаем. Вместо 400 долларов финансовых затрат будет 200 – то есть выгода очень существенная. Эти два момента мы должны подчеркнуть.
Я считаю, что эти наши встречи еще больше укрепляют отношения дружбы. Каждая встреча сама по себе полезна. Губернаторы с той и с другой стороны между собой общаются и мы – два президента – подтверждаем, что вы должны наращивать эти взаимоотношения в духе того главного подписанного нами соглашения о дружбе, сотрудничестве, обращенного в XXI век.
Спасибо.
В.Путин: Нурсултан Абишевич! Уважаемые коллеги!
Я полностью присоединяюсь к тому, что здесь было сказано только что Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Хочу поблагодарить наших казахстанских друзей за то, что они приехали. У нас еще будет время и в неформальной обстановке пообщаться. Уверен, что это общение будет не менее плодотворным.
Тем не менее я бы уже сейчас хотел отметить, что считаю эту встречу полезной и своевременной и для решения пограничных вопросов, и для решения вопросов, связанных с передвижением людей через границу, и для развития приграничного и межгосударственного сотрудничества. Мы очень много в последнее время на разных уровнях говорили о необходимости развития различных инфраструктур – и транспортных, и экономических, и финансовых. Много обсуждали такой проект, как создание российско-казахстанского межгосударственного банка развития с возможностью приглашения для участия в этом финансовом учреждении наших коллег по ЕврАзЭС и по СНГ. Мы договорились дать дополнительный импульс для того, чтобы это финансовое учреждение было создано, и было создано как можно быстрее. Я хочу обратить ваше внимание на то, что руководители регионов, уверен, смогут воспользоваться этим инструментом, и думаю, что он будет эффективным, потому что его уставной капитал предполагается где‑то в районе полутора миллиардов долларов.
И в России, и в Казахстане сегодня уровень и темпы экономического роста, состояние государственных финансов находятся на таком уровне, что мы заинтересованы в создании такого механизма и можем его создать. И уверен, что это будет хорошим дополнительным подспорьем для решения в том числе и проблем межрегионального сотрудничества. Вы, надеюсь, это почувствуете сразу после того, как такой инструмент будет создан. Мы уже практически определились с местом штаб-квартиры, с руководством этого учреждения. Надеюсь, что оно будет создано и будет функционировать эффективно в самое ближайшее время.
Это все, что мне бы хотелось сказать в заключение. И сейчас мы должны будем подписать соответствующее заявление по пересечению границы.