В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Напомню, что с 1 мая текущего года в соответствии с решением, которое было принято на совещании в Орле, и в соответствии с указом Президента, который был принят по результатам этого совещания, начались дополнительные выплаты инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, средний размер пенсий которых должен составить свыше восьми тысяч рублей. Я прошу Правительство внимательно следить за своевременностью, регулярностью этих выплат – имея в виду и нашу договоренность о том, что в следующие годы мы будем думать, как индексировать эти выплаты.
Сейчас я бы хотел попросить Министра транспорта, пожалуйста, расскажите о заседании Правительства, на котором была принята стратегия транспортного развития, транспортной инфраструктуры. Мы говорим об этом уже несколько лет начиная с 2003 года. Доложите в общих чертах о тех решениях, которые были приняты в окончательном виде.
И.Левитин: 28 апреля Правительство Российской Федерации одобрило стратегию транспортного развития до 2020 года. Предпосылкой к разработке стратегии на период до 2020 года явилось обсуждение данной темы на президиуме Государственного совета в 2003 году. Это концептуальный документ, над которым в течение двух лет работали регионы, Администрация Президента, Правительство, отраслевая наука. В результате – учитывая, что для России транспорт является также основным инструментом в решении политических, экономических задач и в обеспечении обороноспособности – в стратегии присутствуют приоритеты военной безопасности транспортной системы, они также согласованы с Министерством обороны.
Транспортную стратегию предполагается реализовать в два этапа. Первый – 2005 – 2010 годы, второй – 2010 – 2020 годы. Ее планируется развивать в увязке с альтернативными сценариями социально-экономического развития страны. Это инновационно-активная модель развития.
Хотелось бы также отметить, что в транспортной стратегии учитывается государственно-частное партнерство, когда государство будет создавать условия для привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру, чего до настоящего времени у нас пока нет.
К 2020 году планируется завершить создание единой опорной сети транспортной системы, снизить транспортные расходы пользователей (только по автомобильному транспорту снижение – до 16 процентов).
В стратегии обращено очень большое внимание на безопасность дорожного движения. Вместе с Министерством внутренних дел мы планируем провести работу, чтобы только за счет дорожных составляющих сократить гибель и травматизм на 25 процентов.
Целый раздел посвящен развитию портовой инфраструктуры. Мы планируем, что 90 процентов внешнеторгового груза в России будет перерабатываться в портах России. Также планируем, что фрахт морских судов будет использоваться с помощью наших судов. Все эти меры направлены на удвоение валового внутреннего продукта, и, по нашему мнению, Правительство, одобряя эту программу, подтвердило, что все эти прогнозы реальны.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
Рашид Гумарович (обращаясь к Министру внутренних дел Р.Нургалиеву), как прошло 1 мая с точки зрения обеспечения безопасности? Как сработало Министерство?
Р.Нургалиев: В 819 городах проведены праздничные мероприятия, посвященные Дню Весны и Труда, в них приняли участие порядка 1 миллиона 220 тысяч человек. В обеспечении правопорядка были задействованы 94600 сотрудников органов внутренних дел и 5800 сотрудников внутренних войск. Порядок в местах проведения мероприятий обеспечили в полном объеме. Каких‑либо серьезных правонарушений не допущено.
В.Путин: Хорошо.
Сергей Викторович (обращаясь к Министру иностранных дел С.Лаврову), как у нас идет подготовка к 10 мая, к встрече с «тройкой» Евросоюза по «дорожным картам» четырех общих пространств?
С.Лавров: Мы вносим на комиссию по сотрудничеству с Евросоюзом посредством Михаила Ефимовича Фрадкова пакет четырех «дорожных карт», в которых сохраняются два-три момента, требующих дальнейших переговоров, которые сейчас идут. У нас есть понимание с партнерами, что развязки обозначены, и в общем‑то надеемся, что это дело техники. Так что рассчитываем, что до 10 мая можно будет одобрить эти «дорожные карты».
В.Путин: То есть в целом работа идет по графику?
С.Лавров: По графику.
В.Путин: Алексей Васильевич (обращаясь к Министру сельского хозяйства А.Гордееву), один из ключевых вопросов сегодняшнего дня – это ход весенне-полевых работ.
А.Гордеев: Как я Вам уже докладывал, к сожалению, из‑за погодных условий у нас шло отставание порядка двух недель. И на сегодня сельхозпроизводители провели сев на шести миллионах гектаров, в том числе четыре с половиной миллиона гектар – это зерновые, примерно 15 процентов от прогнозных площадей в текущем году. Надо сказать, Южный федеральный округ завершил сев и вошел в график. То есть то отставание порядка двух недель, которое касалось регионов Южного федерального округа (это основные наши производители зерна): и Краснодарский край, и Ставропольский край, Ростовская область – сегодня в графике, и работы ведутся очень организованно. Входят в посевные работы регионы Центрального и Приволжского федеральных округов. Здесь мы, к сожалению, видим отставание опять же по погодным условиям примерно на 10 дней, но с учетом высокой подготовки и организации, я надеюсь, к 20 мая мы в основном все работы завершим. Сибирский округ и Уральский округ, наоборот, на пять дней опережают среднегодовые темпы.
В апреле мы провели практически во всех округах и в крупных регионах совещания, и не просто совещания – с участием представителей научных организаций, устраивались выставки, и вся наша промышленность представляла технику, где мы показывали и новые технологические комплексы, и приемы, и рекомендации науки по проведению всего комплекса сезонных работ.
Поздравили ветеранов войны и тыла времен Великой Отечественной войны. И вообще использовали лозунг того времени «Организованным севом ты приближаешь нашу победу», он как‑то ложится на сегодняшнее время.
Скажу еще несколько слов о рыбохозяйственном комплексе. Вылов водных биоресурсов тоже идет со значительным опережением: за четыре месяца мы имеем прибавку на 23 процента по сравнению с теми же сроками прошлого года, всё это в рамках общедопустимых уловов. Можно констатировать, что именно за счет подготовки нормативно-правовой базы и за счет того, что мы ликвидировали излишние бюрократические процедуры и обеспечили своевременный выход судов в море, мы в общем‑то и наблюдаем такой рост и показатели. И сегодня будем продолжать работу над созданием комплексной нормативно-правовой базы. В этом году еще предстоит принять примерно 40 новых нормативных актов Правительства и Министерства.
Если можно, два слова о состоянии зернового рынка. Мы прогнозировали, что в текущем зерновом году – с 1 июля по 1 июля – экспорт зерна составит около девяти-десяти миллионов тонн. На сегодня, на 1 мая, экспорт уже составил около семи миллионов тонн, но, к сожалению, в настоящее время Евросоюз ведет очень жесткую торговую политику. С одной стороны, ввели квоты на импорт зерна из России и, по сути, закрыли для нас европейский рынок и, с другой стороны, ввели субсидии на поставки зерна из Европы в страны Северной Африки: это, прежде всего, Египет, один из крупнейших потребителей, это наши традиционные покупатели, и соответственно нас пытаются вытеснить из этих стран.
В настоящее время мы вносим предложение войти в переговоры с Евросоюзом. С одной стороны, мы видим требования к России в связи со вступлением в ВТО, призывы к нам сделать либеральные действия на рынке и, по сути дела, уйти от регулирования и защиты отечественных производителей. С другой стороны, они все ужесточают протекционистские меры, чтобы не только не пустить к себе наших товаропроизводителей, но еще и закрыть для нас традиционные рынки.
В.Путин: Алексей Васильевич, Послание Федеральному Собранию слышали?
А.Гордеев: Да.
В.Путин: Помните цифру, сколько у нас ежегодно в стране умирает от употребления алкогольных суррогатов?
А.Гордеев: Да.
В.Путин: Что делать‑то будем? Вы подумайте и Председателю Правительства доложите Ваши предложения, сформулируйте, потому что это ненормальная ситуация, сколько можно!
И по поводу «битвы за урожай». Хорошо бы без битв и без военных лозунгов. Нам нужна ритмичная, хорошо организованная работа с положительным результатом для сельского хозяйства и для страны.