В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Вначале два слова скажу о визитах в Париж и Киев. Работа прошла в соответствии с теми планами, которые мы с вами выстраивали. В Париже, как вы знаете, речь шла в основном о развитии наших отношений с Евросоюзом. Руководители стран, с которыми мы там встречались, самым решительным образом последовательно поддерживают усилия России и Евросоюза, направленные на строительство отношений, основа которых была заложена на встрече в Петербурге во время празднования 300-летия Петербурга. Имею в виду известные четыре «общих пространства». Мы сверили часы по тому, как идет совместная работа. И прошу Правительство, тех наших коллег, которые занимаются подготовкой соответствующих документов к десятому мая этого года, к встрече Россия–Евросоюз, эту работу интенсифицировать, сделать все от нас, во всяком случае, зависящее, чтобы эти документы были подготовлены к подписанию.
Обсуждали также вопросы текущей мировой политики, двусторонние отношения. Должен сказать, что это немножко вышло за рамки обычного обсуждения, потому что говорили еще и о некоторых наших инициативах в рамках Парижского клуба. В целом мы выходим на понимание того, как вместе должны решать те проблемы, перед которыми стоит Европа, Россия, весь мир. Это была позитивная и интересная работа. Мы потом по направлениям отдельно еще поговорим. Чуть позже расскажу, о чем мы договорились.
Что касается визита в Киев, то он, как мы с вами и думали, прошел на очень высоком уровне. Действительно, мы встретили там понимание необходимости развивать российско-украинские отношения с того уровня, на который он был поднят за последние годы. Мы с удовлетворением констатировали, что украинское руководство настроено в высшей степени позитивно, конструктивно подходит к решению тех вопросов, которые перед нами стоят в сфере энергетики, в сфере строительства Единого экономического пространства, по другим направлениям. Здесь есть отдельные темы, которые требуют особого внимания со стороны Правительства, прежде всего экономического блока. Президент Украины предложил предпринять еще одну попытку – а таких «подходов к снаряду» было уже много – до минимума сократить все ограничения, связанные с торговлей. Естественно, со своей стороны мы указали на то, что эти ограничения есть и с украинской стороны. Но в целом, мне кажется, подход правильный. И прошу Министерство экономики вернуться к этому еще раз. С нашей стороны это касается таких групп, как цемент, автомобили, а с украинской стороны ставят вопрос по сахару, спирту, по некоторым другим товарам. Все это можно и нужно решать, но, думаю, что решать мы должны в пакете. Это должно быть общее решение, просчитанное и обоснованное. Если мы сможем выйти на решение этих проблем, думаю, что в конечном итоге выиграют все.
В последнее время, в последние годы, в прошлом году Россия сделала ряд очень существенных шагов навстречу. Думаю, что мы поступили правильно. Во всяком случае, наши коллеги это понимают, они оценивают это позитивно и готовы также конструктивно работать с нами дальше.
Что касается Единого экономического пространства, то вы нашу позицию знаете, она была изложена нашим украинским коллегам. В качестве переговорщика по этим проблемам назначен министр экономики. Нужно, чтобы Виктор Борисович Христенко с ним связался в ближайшее время. Нужно настраиваться на четырехстороннюю встречу на экспертном уровне для того, чтобы сделать следующие шаги на этом пути. На пути согласования тех документов, о необходимости принятия которых мы говорили раньше. Это, по‑моему, список из 29 документов.
Вот это очень коротко. По ведомствам, по направлениям еще чуть позже также расскажу. В целом оцениваю итоги визитов и в Париж, и на Украину очень высоко.
Теперь давайте поговорим по нашим текущим вопросам. В Минске прошел Совет министров иностранных дел СНГ. Сергей Викторович [Лавров] принимал участие. И я Вас прошу коротко проинформировать нас о результатах.
С.Лавров: Владимир Владимирович, там достигнуты неплохие результаты в сфере конкретных отраслевых договоренностей, в частности, в развитие поручения саммита в Астане в сентябре прошлого года. Согласованы тексты концепций и программы действий по борьбе с терроризмом, достаточно конкретные вещи. Согласован ряд сугубо практических документов, которые позволят в каждодневной деятельности наших соответствующих ведомств более эффективно работать. Например, есть договоренность об обмене информацией, о маркировке боевых припасов и взрывчатых веществ – это важно для пресечения их незаконного оборота. Договоренность об использовании современных методов определения региона происхождения перехватываемых партий наркотиков, что также имеет весьма непосредственное отношение к практическим шагам по пресечению террористической и иной незаконной деятельности на пространстве Содружества. Эта договоренность практически всеми поддержана, что показывает, что, когда речь идет о практических вещах, Содружество вполне и вполне востребовано.
По гуманитарному сотрудничеству принят ряд документов, которые касаются также и сферы образования, в том числе наделения ряда учебных заведений на территории России, Армении, Белоруссии статусом базовых вузов для СНГ. И также приняты договоренности, касающиеся активизации работы с молодежью на пространстве Содружества.
На этом фоне наши предложения по реформе, которые мы внесли по итогам работы за последние полгода после Астаны, в соответствии с поручениями глав государств, обретают уже практические очертания. Согласован промежуточный документ с конкретными направлениями реформирования. И у меня есть основания полагать, что мы к августу, когда будет необходимо доложить Вам и другим президентам стран СНГ о результатах переговоров по реформе, сможем представить нормальный конкретный пакет реформенных предложений, которые сохранят Содружество как важный форум нашего общения, которые укрепят его гуманитарные составляющие, сохранят те отраслевые органы, которые функционируют эффективно и в которых будет предложено отказаться от тех документов, которые были подписаны, но остаются на бумаге. И в рамках этого пакета также важная тема – налаживание рабочих контактов между органами СНГ и органами тех субрегиональных объединений, которые на этом пространстве сложились, включая и ЕЭП, и ЕврАзЭС, и ОЦАС, да и в общем‑то ГУУАМ, к чему в экономической сфере практически все наши партнеры готовы.
В.Путин: Хорошо. Хочу вас проинформировать, что мною подписан Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте». Это то, о чем мы говорили ранее, еще осенью прошлого года.
Я прошу все ведомства и прежде всего Министерство внутренних дел Российской Федерации сделать все для того, чтобы закон исполнялся. Это же касается и Министерства транспорта России. Какие у вас есть соображения на этот счет? Есть какие‑то трудности организационного, административного характера, нужна вам какая‑то дополнительная помощь, может быть, с точки зрения координации действий?
Р.Нургалиев: Я думаю, что федеральный закон направлен прежде всего на создание правовых и организационных основ взаимодействия авиационной службы безопасности и Министерства внутренних дел. Мы сегодня совместно со службой авиационной безопасности участвуем в предполетном и послеполетном досмотре. Сегодня нам даются права при сопровождении воздушных судов, а также охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры. Кроме того, и я думаю, что это тоже очень важно, мы будем заниматься проблемами приема лиц, которые будут участвовать в службе авиационной безопасности. Полагаю, что сегодня необходима также информационная база данных на авиаперевозчиков. Имеются в виду так называемые билетные данные, которые позволят нам более эффективно проводить совместную работу.
Мы обсуждали с Минтрансом: каких‑либо серьезных противоречий нет, и сегодня этот закон позволяет нам более эффективно решать задачи авиационной безопасности.
В.Путин (обращаясь к И.Левитину): Игорь Евгеньевич.
И.Левитин: Мы работаем с осени в режиме совместного приказа Министерства внутренних дел и Минтранса. За этот период узкие места, которые были у нас во взаимодействии, к выходу этих изменений можем уже снять. Мы, конечно же, ждем сотрудников Министерства внутренних дел для их переобучения. Мы создали базу для обучения, программу. Первые сотрудники уже начали проходить переобучение. И я думаю, что этот закон позволит нам более усиленно работать в плане безопасности в аэропортах.
В.Путин: Необходимо уделять этому первостепенное внимание. Не ослаблять внимание к этим вопросам ни на секунду.
(Обращаясь к Г.Грефу) Герман Оскарович, результаты работы экономики за последнее время. За февраль.
Г.Греф: Мы получили итоги роста промышленного производства и ВВП в феврале, и за два месяца результат следующий. В феврале рост ВВП составил 5,2 процента к февралю прошлого года, накопленный рост за два месяца – 4,4 процента. Рост промышленного производства за февраль – 5,1 процента к февралю прошлого года, и месяц к месяцу рост составил 0,3 процента. Инвестиции выросли на 7,8 процента, доходы граждан выросли на 5,2 процента, заработные платы – на 7,5 процента. Пока здесь еще сложно оценить влияние на эти два фактора снижения единого социального налога с 1 января этого года, потому что фактически пока предприятия оплачивали еще по старой ставке налога. С марта уже, наверное, можно будет проследить, какое влияние дало существенное снижение ЕСН, которое было произведено.
Если говорить о том, какие отрасли у нас росли – лидеры и аутсайдеры роста, – то, к сожалению, очень медленно у нас росла в январе и феврале нефтедобыча и переработка нефти.
В.Путин: Зато цены росли.
Г.Греф: Да, цены росли. К сожалению, это фактор, который проявился в прошлом году: при росте цены стимулирующего воздействия на рост производства это уже не имеет. Хорошо растет машиностроение – за два месяца по сравнению с январем-февралем 2004 года – на 24,5 процента. Это хороший фактор, но пока еще его удельный вес в структуре не настолько значителен, чтобы быть локомотивом роста. Неплохо росли металлургия и электроэнергетика. Собственно говоря, они и определили небольшую, но положительную динамику февраля.
В.Путин: Что Вас настораживает?
Г.Греф: Конечно, самый отрицательный момент – это относительно низкая динамика инвестиций. У нас инвестиции выросли на 7,8 процента, тогда как в предыдущие годы они всегда росли – за исключением 2003 года, когда произошло реформирование налога на прибыль, – темпом выше 10 процентов. Пока структуры инвестиций у нас еще нет, появится через неделю, но и в январе, и в феврале есть существенное падение темпов инвестиций, что, собственно, и предопределило несколько скромную динамику промышленного производства и роста ВВП. Это, наверное, пока самая настораживающая позиция.
В.Путин: Прошу обратить внимание на темпы роста инфляции.
Г.Греф: Да, и, конечно, инфляция.
В.Путин (обращаясь к С.Иванову): Сергей Борисович, начинаются учения ВДВ. Пожалуйста, проинформируйте нас.
С.Иванов: Сегодня у нас начинаются достаточно крупные по современным меркам учения, которые будут проходить на территории Центрального федерального округа под командованием главкома Военно-воздушных сил и командующего Воздушно-десантными войсками. К этим учениям привлекается целиком 106-я воздушно-десантная дивизия, а также истребительная, штурмовая, бомбардировочная и военно-транспортная авиация.
Всего в учениях будет задействовано около трех тысяч военнослужащих и триста единиц боевой техники. В рамках учений будет проведено десантирование свыше тысячи военнослужащих, десантников, и около двенадцати боевых машин. Всего самолеты ВВС на этих пятидневных учениях совершат около сорока учебно-боевых вылетов. В целом должен Вам сказать, что боевая подготовка в этом году в Вооруженных Силах идет по плану. И во многом этому способствовало то, что Минфин своевременно выделил нам все лимиты на квартал, в том числе на горюче-смазочные материалы. И мы уже в конце января в рамках квартала законтрактовали закупку большого количества горюче-смазочных материалов. И в целом рост цен на топливо, на горюче-смазочные материалы в первом квартале этого года почти нулевой или с незначительным ростом, за исключением флотского мазута…
В.Путин: Присвойте Кудрину очередное воинское звание.
С.Иванов: Хорошо. За исключением флотского мазута. Цена на этот вид…
В.Путин: Тогда подождите.
С.Иванов: Он у нас по Сухопутным войскам идет, поэтому флоту меньше внимания уделяет. Но, Владимир Владимирович, действительно в течение первого квартала цена флотского мазута у нас выросла на десять процентов.
В.Путин: Надо смотреть. Нужно обеспечивать финансами все равно. Нужно на это реагировать. Мы же не можем, не будем флот у причала держать.
С.Иванов: За один квартал – на десять процентов!
В.Путин: А как у вас идет подготовка к учениям с нашими иностранными партнерами?
С.Иванов: Сегодня из Китая возвращается начальник Генерального штаба генерал армии Балуевский. Он проводил переговоры с китайской стороной об учениях в третьем квартале этого года на территории Китая. В этих учениях будут задействованы наши Воздушно-десантные войска, морская пехота, в небольших количествах по числу военнослужащих, а также достаточно серьезная боевая техника – авиация и флот.
Также у нас запланированы на этот год учения с Индией, с Узбекистаном и с рядом наших натовских партнеров. Подготовка идет по плану. Помимо тех учений, которые мы, конечно, будем проводить, – одно я уже назвал – ряд серьезных учений будет на Северном и других флотах, в военных округах.
В.Путин: Хорошо.