В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Нам сегодня предстоит рассмотреть вопросы миграционной политики. Для нашей страны эффективность ее реализации чрезвычайно важна. Именно поэтому обсуждение данной темы выносится на заседание Совета Безопасности. Хочу напомнить, что в последний раз на Совете мы анализировали, обсуждали эту тему в октябре 2001 года.
За прошедший период в этой сфере был предпринят ряд конкретных мер как законодательного, так и административного характера. Миграционные аспекты играют значимую роль при принятии решений на федеральном и региональном уровнях.
Между тем миграционный фактор сам по себе довольно подвижен. Многие страны мира считаются с этим обстоятельством. И Россия здесь не исключение. Тем более что за последние годы наши социально-экономические возможности расширились.
С учетом этого нам необходимо в сжатые сроки скорректировать стратегию действий в миграционной сфере. И превратить период вынужденных издержек в наше видимое преимущество. Мы можем с вами это сделать.
Для этого, во‑первых, необходимо совершенствовать государственную миграционную политику и, во‑вторых, теснее увязать ее с насущными задачами социально-экономического развития страны.
Очевидно, что вопросы миграции требуют пристального и каждодневного внимания. Это связано с международными обязательствами России, но главным образом – с необходимостью неотложного решения экономических и демографических проблем самой Российской Федерации.
Известно, что трудоспособное население России уменьшается, и уже в ближайшем будущем это может негативным образом сказаться как на росте экономики, так и на возможностях исполнения ряда социальных обязательств.
Надо иметь в виду и другое. По оценкам Федеральной миграционной службы, динамика миграционных процессов с каждым годом теряет свои темпы. Фактом является то, что миграция перестала влиять на улучшение демографической ситуации в нашей стране. Иммиграционный приток сегодня уже не компенсирует естественную убыль населения – как это было у нас еще в середине 90-х годов. И перед нами сейчас стоит задача сформировать новые дополнительные условия для привлечения в Россию людей, способных внести позитивный вклад в развитие нашей страны. Безусловно, это не уменьшает других задач – с поддержанием рождаемости, с продлением, уровнем жизни и так далее. Но иммиграционный фактор крайне важен. И думаю, что вы со мной согласитесь: мы пока его используем неэффективно.
Вынужден повторить: многие государства успешно решали похожие проблемы и решают до сих пор. Решали – благодаря грамотной иммиграционной политике. Они целенаправленно стимулируют приток в экономику, науку, культуру, другие сферы людей с капиталами, знаниями и высокой квалификацией.
Кстати сказать, в страны с эффективной миграционной политикой уезжают в том числе и наши специалисты. Мы это с вами хорошо знаем. По экспертным оценкам, за период с 1989 по 2001 год Россию покинули более ста тысяч ученых, занятых в таких традиционно сильных для России областях, как математика, химия, физика, биология. И это в основном зрелые люди, в возрасте 35–45 лет.
Мы обязаны продолжать работать над созданием условий для достойной жизни наших специалистов в своей собственной родной стране. Но надо одновременно работать и над тем, чтобы иностранные специалисты и квалифицированные рабочие могли получать адекватный ответ на свои запросы жизни здесь, в России. И сегодня нашей важнейшей задачей является стимулирование миграционных процессов. Подчеркну: стимулирование, а не простое воспроизводство потерь населения.
Конечно, речь идет о законной, легальной и, хочу это особенно подчеркнуть, регулируемой миграции. Сегодня же, по экспертным оценкам, в России находится около четырех миллионов незаконных иммигрантов. При этом сама среда так называемой нелегальной иммиграции – это тоже неоднородная среда. В ней, безусловно, есть и чистый криминал, но есть и люди, которые вынужденно и во многом по нашей с вами вине оказываются в теневом секторе.
Основная причина – это пресловутые административные барьеры, которые непреодолимой преградой стоят на пути людей, желающих законным, хочу это подчеркнуть, образом оформить свое пребывание или право на трудовую деятельность в России. Многие наши хронические бюрократические болезни бьют по мигрантам особенно остро. Я уже не говорю об отсутствии целостной системы мер их социальной защиты. А это тоже важный фактор, потому что мы просто таким невниманием к людям, которые у нас здесь миллионами находятся и проживают, выталкиваем их в криминальную среду.
Некоторые российские предприниматели заинтересованы, конечно, в дешевой рабочей силе. И определенные специалисты даже считают, что это в известной степени является преимуществом российской экономики. Вместе с тем эта неразбериха, нечеткость процедур натурализации иммигрантов в конечном итоге наносит ущерб и государству, и обществу, и экономике.
Еще одна проблема – это отсутствие достоверной и точной статистики о миграционных процессах. В том числе о потребностях страны в трудовых ресурсах. Введенная практика квотирования пока тоже субъективна и не опирается на знание конкретной ситуации.
И мы хорошо знаем, что в отдельных регионах страны возникают довольно острые ситуации в связи с резким притоком иностранных рабочих. Однако мы обязаны относиться к этому с особым вниманием. И крайне важно, чтобы по всем принципиальным проблемам в миграционной сфере вся система государственной власти имела единство мнений и проводила согласованную государственную политику.
Я хочу обратить внимание на то, что, когда мы говорим об этих особых острых ситуациях – это тоже признак неблагополучия иммиграционной политики. Где‑то пусто, а где‑то густо. И нам нужны специалисты определенных рабочих специальностей в тех местах, где они действительно востребованы. А не только там, где им хочется жить.
Миграционная и демографическая ситуация в стране диктует необходимость принятия взвешенных мер для масштабного привлечения иностранной рабочей силы в целом в экономику России. При этом следует иметь в виду все возможные и крайне чувствительные изменения в социальной, этнической, конфессиональной структуре общества. То есть необходимость и в эффективной защите национального рынка труда, и в особом внимании к тому, чтобы коренное население России не подвергалось испытанию неоправданными издержками.
Хотел бы также отметить, что миграционная политика – это еще и мощный рычаг консолидации между странами Содружества Независимых Государств. Люди, приехавшие из государств Содружества, способны серьезно укрепить интеграционные связи. А их благополучное законное трудоустройство и нормальная социальная жизнь – один из факторов укрепления сотрудничества с нашими ближайшими партнерами. Для нас это самый естественный способ пополнения наших трудовых ресурсов, поскольку для нас не важны ни религиозная принадлежность в конечном итоге, ни цвет кожи, ни другие факторы этнического характера. Для нас важно другое. Важно, что практически все эти люди – носители русского языка, русской культуры. Они легко, без всяких проблем, адаптируются к российской жизни. И это, конечно, огромное преимущество, которого нет в других странах, особенно в странах, скажем, Западной Европы, которые получают приток иммигрантов из Северной Африки, из других регионов, скажем, из Латинской Америки. Достаточно сложно. Люди десятилетиями не могут адаптироваться к жизни в европейских странах. Только во втором-третьем поколении способны это сделать. У нас такой проблемы не существует. И мы этим не пользуемся.
Давайте поговорим обо всех этих проблемах поподробнее.