В.Путин: Михаил Ефимович [Швыдкой] сказал, что много есть возможностей у многих людей заработать деньги, но ни в коем случае нельзя этого делать на Мариинке и на Большом театре. К сожалению, у денег совести нет. И сам факт того, что заявленные суммы постоянно увеличиваются, говорит о том, что все‑таки все исполнители на всех этапах хотят на этом заработать. И, в общем, здесь ничего зазорного нет. Нужно только, чтобы наши расходы и их прибыль были в рамках существующих в мире норм, чтобы она не зашкаливала.
А то, что на таких объектах кто‑то хочет заработать, – здесь ничего особенного нет. Но мы, к сожалению, знаем, что у нас в России на других не менее знаковых объектах зарабатывали. И нельзя допустить, чтобы здесь у нас норма прибыли превышала то, что является нормальным во всем мире, и у нас в стране должно быть нормой.
Вы знаете, что я бы хотел сказать в завершение. Безусловно, у нас в стране очень много проблем, и в области культуры тоже, много проблем в субъектах Российской Федерации, и мы, безусловно, должны думать об этом, доводить до завершения начатые проекты, планировать новые.
Но есть вещи абсолютно знаковые для страны. И, безусловно, к ним относятся Мариинский театр и Большой театр (или Большой, потом Мариинский – не важно). Во всяком случае, оба этих театра – это сценические площадки, которые, безусловно, являются символами России. Не только культуры России, но России в целом. Очень правильными символами, нужными нам символами. И, безусловно, мы должны сосредоточить свое внимание на решении задач по реконструкции одного и второго театра. И сконцентрировать административные и финансовые ресурсы. Без всяких сомнений, это нужно делать в таком режиме, который, как я уже говорил, отвечал бы цивилизованным нормам и принципам работы в инвестиционной сфере.
Уже было сказано о том, что у нас появились возможности решать такие крупные задачи. А между тем они появились не в последнюю очередь благодаря достаточно осмысленной и последовательной экономической политике последних лет. В этой связи, скажем, взять и отменить НДС на завоз технологического оборудования для реконструкции этих объектов теоретически можно. Но дело ведь не только в этих деньгах. Дело в том, что это в известной степени нарушение тех самых принципов, которые нам позволили сегодня решать эти задачи.
Вы с экономическим блоком Правительства обсудите. С депутатами Государственной Думы этот вопрос можно обсудить. Я не говорю, что сейчас мы должны расставить точки, не возвращаться к тем предложениям, которые сегодня прозвучали в ходе нашего обсуждения. Но нужно очень аккуратно ко всему этому подходить.
Без всяких сомнений, еще раз хочу это сказать, мы должны сконцентрировать ресурсы на основных объектах. Это нужно сделать очень аккуратно, мягко, не нарушая, повторяю, планов, которые есть на территориях. Но мы же знаем, как у нас разрастаются эти планы. Вот то, что есть, – нужно доводить. Но не нужно пока строить никаких других планов до тех пор, пока мы не реализуем эти задачи. Либо тогда не нужно ввязываться в решение этих проблем. Потому что – я еще раз хочу вернуться к разговору с ребятами там, наверху, с преподавателями, с теми, кто работает в театре – и для них, и для нас – я имею в виду себя в данном случае как зрителя, как любителя искусства – важны вот эти сроки. Важно, чтобы они были предельно короткими. Если мы говорим, что мы начинаем с такого‑то числа, мы должны знать, что такого‑то числа мы закончим. А если мы не готовы закончить – лучше не начинать.
Так понимаю, что оттягивать начало этих работ уже нельзя. Поэтому давайте сегодняшнюю нашу встречу закончим на позитиве. Мы будем это делать. Мы сделаем все, чтобы осуществить и завершить работы в те сроки, о которых мы договорились. Но что касается общих расходов, объема расходов, прохождения этих денежных средств, что касается административного ресурса, который должен быть собран в кулак и эффективно использован, – большинство из собравшихся здесь должны в самое ближайшее время это проработать. Давайте договоримся таким образом: мы этот вопрос на определенных этапах будем обсуждать у меня. Необязательно здесь – надеюсь, что это здание в ближайшее время уже будет в стадии реконструкции, – а в Кремле.
То же самое относится, конечно, к руководителям, к творческим руководителям: если у вас будут какие‑то сложности в тот период времени, когда будет производиться реконструкция, тоже готов буду вам помочь, чтобы, как сказал Валерий Абисалович [Гергиев], коллективы не растерять и, наоборот, поддерживать высокий уровень творческого состояния коллективов и войти в новую жизнь даже, может быть, окрепшими, а не ослабленными.
Спасибо.