В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня обсудим вопрос о путях развития авиапрома. Дискуссия по этому вопросу идет давно, и обсуждение этого вопроса явно затянулось.
Именно поэтому мы с вами выносим этот важнейший вопрос на заседание президиума Госсовета, и должны рассмотреть состояние дел в авиационно-промышленном комплексе, и решить, каковы будут основные направления долгосрочной стратегии развития отрасли. Пора принимать окончательное решение о том, каков будет вектор развития отрасли, определить ее долгосрочную стратегию.
К сожалению, в ходе этой непростой дискуссии часто групповые интересы вступают в противоречие с общенациональными.
Такая стратегия должна быть адекватна вызовам глобальной промышленно-технологической конкуренции, учитывать перспективные тенденции мирового рынка и опираться на уже открывшиеся возможности и ресурсы российской экономики.
Хочу подчеркнуть, авиастроение было и должно остаться одним из значимых направлений нашей экономической политики. Мы не вправе забывать, что наши позиции на этом рынке были традиционно сильны.
Кроме того, в нынешних условиях авиастроение может стать одним из важнейших рычагов диверсификации и структурной перестройки экономики, серьезной базой для ее дальнейшего роста.
Наконец, при разработке стратегии нужно учитывать, что авиапром играет важную роль в обеспечении национальной безопасности страны, в повышении потенциала Вооруженных Сил России.
Вы знаете, что уникальный по своей сути потенциал отечественного авиастроения формировался на протяжении целого века. Вот здесь, в ЦАГИ, мы еще раз в этом убеждаемся. В него вложены усилия, огромные средства целых поколений, и финансовые, и интеллектуальные ресурсы. И по сей день все ведущие авиационные державы мира используют российскую экспериментальную, производственно-испытательную и стендовую базы здесь, в ЦАГИ, в институте, где проходит наше заседание.
Кроме того, наша продукция востребована и на мировом рынке вооружений. Это позволяет России занимать позиции одного из главных экспортеров военной авиационной техники. Добавлю также, что в ряде сегментов отечественной авиационно-строительной отрасли уже стали появляться достаточно высокие темпы роста.
Между тем очевидны и тревожные, негативные тенденции. Налицо усиливающаяся неконкурентоспособность гражданской продукции. Очевидны ее низкая привлекательность и несоответствие международному уровню комфортности, что никак не способствует усилению наших позиций на мировых рынках, в том числе на таком для нас традиционном и хорошо освоенном ранее рынке, как рынок СНГ.
В самой отрасли идет износ оборудования, продолжается отток кадров, снижается квалификация персонала и, что особенно плохо, падает технологический уровень как в производстве, так и в проектировании.
Ясно, что причины сложившегося положения дел носят системный характер. Корень проблем в том, что российский авиапром так и не получил адекватной современным требованиям системы управления и эффективных экономических инструментов, способных обеспечить и стабильное функционирование отрасли, и ее инвестиционную привлекательность, а следовательно, обеспечить России значимую долю и вес на мировом рынке авиатехники.
Полагаю, что мы должны использовать накопленные достижения нашей военно-технической составляющей для авиапрома в целом и четко определиться, на каком сегменте мирового рынка авиапродукции следует сконцентрировать наши ресурсы, а в конечном счете, укрепиться и получить здесь видимые результаты.
Убежден, сегодня требуются ответственные и по‑настоящему новаторские решения, причем в масштабе всей отрасли и в самих принципах организации российского авиастроения.
Рассчитываю, что мы подробно обсудим эти вопросы, и хотел бы особо обратить ваше внимание на следующие моменты.
Первое. Необходимо иметь в виду, что расчет только на внутренний рынок, на внутренний спрос не обеспечит нам устойчивую работу и равномерную загрузку предприятий.
Современный авиационный рынок – это рынок глобальный, и для успешного продвижения продукции на таком масштабном рынке государства задействуют колоссальные ресурсы. Конкуренция здесь идет не между отдельными национальными компаниями, а между целыми авиационными державами.
Второе. В борьбе за этот рынок невозможно опираться исключительно на протекционистские меры. Как мы уже не раз убеждались, это прямой путь к стагнации и снижению качества одного из высокотехнологичных отечественных производств.
Конечно, нужно думать о том, как аккуратно защищать своего производителя. Вместе с тем современный потребитель выбирает сейчас самую продвинутую, безопасную и комфортабельную технику, ориентируется на самые выгодные для себя условия покупки и сервисного обслуживания. И, если мы хотим обеспечить российской продукции реальный спрос, отечественные производители должны следовать именно этим довольно жестким, но необходимым требованиям.
Третье. Для расширения географии нашего партнерства и наращивания экспортного потенциала требуется самое широкое использование кооперационных связей. Имею в виду заинтересованное привлечение иностранного капитала и прогрессивных технологий в российские проекты и соответственно активное участие отечественных производителей в международных авиационных альянсах.
Полагаю, что следует серьезно обновить и разнообразить имеющиеся в отрасли финансово-экономические механизмы работы – включая, конечно, и поддержку лизинга авиационной техники. Об этом тоже очень много говорили. Считаю, что здесь есть над чем подумать и государственному заказчику.
Частным инвестициям может и должен быть открыт доступ в авиастроение. Авиастроительный бизнес в целом должен стать коммерчески выгодным и привлекательным.
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, источником многих сегодняшних проблем отрасли является ее неэффективная организационная и управленческая модель.
Рассчитываю, что концентрация ресурсов на действительно перспективных направлениях позволит России получить ощутимые результаты уже в ближайшей, а не в отдаленной перспективе.
Рабочая группа Госсовета подготовила на этот счет свои предложения, мы их сегодня подробно рассмотрим и сформулируем конкретные поручения Правительству.