В.Путин: Добрый день!
Михаил Юрьевич [Зурабов], Вы на прошлой неделе были в ряде регионов, смотрели, как на практике осуществляются мероприятия, предусмотренные Правительством в социальной сфере. Я Вас прошу сказать несколько слов по поводу того, где, как Вы считаете, Правительство продвинулось достаточно неплохо, а в чем все‑таки еще есть проблемы, и что нужно сделать дополнительно, чтобы эта работа была более эффективной и проводилась с большей отдачей для людей.
М.Зурабов: Действительно, Владимир Владимирович, на прошлой неделе по поручению Председателя Правительства группа специалистов Министерства здравоохранения и социального развития и подведомственных федеральных служб посетила Ростовскую область, Волгоградскую область, Краснодарский край, Ставропольский край и Астраханскую область. Во всех этих регионах оценка реализации 122-го закона осуществлялась по следующим направлениям: обеспечение ежемесячных денежных выплат и формирование федерального регистра льготника, а также контроль за его актуализацией, то есть внесение изменений в этот регистр по мере того, как начинают работать бюро медико-социальной экспертизы, и по мере того, как мы собираем полную информацию в отношении такой категории, как военнослужащие, участники боевых действий.
С нашей точки зрения, показатели, которые были представлены нам в качестве информации для анализа, являются обнадеживающими. Выплаты были во всех регионах произведены в полном объеме, в том числе и в декабре прошлого года. Были произведены выплаты в полном объеме в январе, и сейчас по графику осуществляются выплаты за февраль. Количество лиц, которые по разным причинам не получили выплаты, соответствует тому же количеству граждан, которые по тем же самым причинам не получили в январе пенсии. Причины разные. В том числе, может быть, нахождение в медицинском учреждении, выезд в другой регион и тому подобные причины.
Второе направление, которое анализировалось, – это организация санаторно-курортного лечения. Должен доложить Вам, что на сегодняшний день уже сто тысяч человек получили путевки на санаторно-курортное лечение. Этот показатель превышает показатель аналогичного периода прошлого года более чем в три с половиной раза. Что касается санаторно-курортного лечения, то, безусловно, небольшие проблемы существуют. Они прежде всего касаются стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении. Представители этой отрасли настаивают на том, чтобы мы во второй половине года пересмотрели сумму. Напомним, что это 400 рублей за один день пребывания в санаторно-курортном учреждении. Но с учетом анализа расходов в первом полугодии мы, может быть, вернемся к рассмотрению этого вопроса во втором полугодии.
Следующее направление – это работа бюро медико-социальной экспертизы и финансирование изготовления протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации. С нашей точки зрения, организационный период на сегодняшний день уже завершен. Финансирование этих расходов открыто, хотя в некоторых регионах мы отметили рост количества граждан, которые нуждаются в первичном и повторном медицинском освидетельствовании. Нами были подготовлены предложения, которые, я надеюсь, позволят ликвидировать все неудобства, связанные с приемом граждан в службах медико-социальной экспертизы в тех регионах, где существует такая проблема.
Очень обстоятельно мы изучали ситуацию, связанную с лекарственным обеспечением. Должен сказать, что в целом по положению на сегодняшний день уже более 6,5 миллиона рецептов выписаны, из которых 5,5 миллиона рецептов уже обслужены, и порядка 600 тысяч рецептов находятся на гарантированном обслуживании, срок обслуживания таких рецептов нами сейчас установлен в десять дней. Речь идет о тех лекарственных средствах, которые предоставляются не срочно. Есть перечень лекарственных средств, относящихся к списку жизненно важных. В этом случае отпуск лекарственных средств должен осуществляться в течение двух дней. Медикаменты, входящие в общий список, должны быть предоставлены гражданам по медицинским показаниям в течение десяти дней, в случае если их нет в наличии.
Вот я назвал цифру: 660 тысяч рецептов. Надо иметь в виду, что еженедельно количество рецептов, которое выписывается здесь сейчас льготным категориям, превышает 51 миллион 100 тысяч. Таким образом, то количество рецептов, которое находится на гарантированном обслуживании, составляет менее объема недельной выписки, то есть приблизительно пять-шесть дней работы лечебной сети дает такой результат.
На что надо обратить внимание? Мы прежде всего анализировали четыре основных направления. Первое направление: формирование заявок на лекарственные препараты органами управления здравоохранением, наличие лекарственных препаратов в аптечной сети как по номенклатуре, так и по объему, организация оперативного управления запасами лекарственных средств. Тщательно анализировали в том числе вопрос, касающийся формирования аптечных учреждений и заявок на так называемую дефектуру, то есть на те лекарственные средства, которые отсутствуют в отпуске, а граждане уже обратились с рецептами для получения соответствующих лекарственных средств. Анализировали весь информационный и организационный обмен, связанный с реализацией этой части программы. Не во всех регионах ситуация нас в полной мере устроила. В числе регионов, где, с нашей точки зрения, она обстоит неплохо, я бы выделил Ростовскую область, Астраханскую область, я бы оценил как удовлетворительную ситуацию в Краснодарском крае. Тем регионам, которым необходимо будет в ближайшее время активно подключиться к реализации тех мероприятий, которые мы сейчас в плане определили в качестве приоритетных, я бы выделил в первую очередь Волгоградскую область. Мы по каждому региону составили подробный план мероприятий. Этот план мероприятий и протоколы были подписаны с губернаторами и всеми, кто в той или иной степени имеет отношение к организации этой работы на местах, и далее мы рассчитываем, что будет осуществляться не только эффективный мониторинг проведения этой работы, но нам удастся еще и подготовить ряд нормативных актов ведомственного плана, который позволил бы нам урегулировать ряд вопросов, в частности с информационным обменом и с регламентами организации работы по цепочке «аптечные учреждения – лечебные учреждения».
Ну и последнее замечание. Мы получили – я коллегам показывал сегодня, представлю этот доклад Председателю Правительства – первые результаты работы информационной системы, которая позволяет учитывать отпущенные медикаменты на каждого отдельного льготника. Такая система начинает работать, она дает возможность получить совершенно бесценный материал, который, мы уверены, даст нам возможность более точно прогнозировать потребности в лекарственных средствах на оставшиеся месяцы первого квартала и сделать более точный прогноз потребности в лекарственных средствах на второе полугодие, поскольку промышленность сейчас от нас начинает уже просить ясную заявку на лекарственные препараты на второе полугодие, потому что объем отпуска лекарственных препаратов у нас вырос в разы. Следовательно, меняется структура потребности. Начинает увеличиваться количество препаратов, которые отпускаются бесплатно, и уменьшаться объем лекарств, которые продаются в коммерческом отпуске, потому что раньше граждане были вынуждены покупать эти препараты так или иначе. Либо они, либо их родственники. Мы сейчас видим, что удельный вес препаратов, которые отпускаются бесплатно, в общем товарообороте начинает расти. Мы побывали в ряде аптечных учреждений, где в прошлом году такого льготного отпуска не было вообще. А сейчас он составляет до 80 процентов товарооборота.
В.Путин: А количество этих аптечных учреждений достаточное?
М.Зурабов: Я бы не сказал, что количество их всегда достаточное. Мы в какой‑то степени в этом вопросе понадеялись на субъекты Федерации, потому что задача субъектов Федерации была определить количество так называемых пунктов отпуска, в том числе и аптечных учреждений. Сейчас мы настоятельно рекомендуем и будем принимать усилия к тому, чтобы эти рекомендации были выполнены, в том числе открывать аптечные киоски непосредственно на территории лечебных учреждений, с тем чтобы человек мог получить препарат сразу же, выходя от врача. Таким образом, постоянно обновлялась бы и информация о имеющихся в наличии лекарственных препаратах у врачей, которые работают в лечебном учреждении, и, с другой стороны, удобство в обслуживании было бы существенно лучше. Мы сейчас определяем это также как приоритетное направление и наметили пути по реализации этой задачи.
В.Путин (обращаясь к М.Зурабову): Теперь у меня вопрос к Вам и к Министру финансов. У нас с первого марта повышение базовой пенсии по старости, и потом еще повышение денежного довольствия военнослужащим, повышение пенсий военным пенсионерам, затем повышение стипендий студентам, повышение денежного довольствия военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву, включая первые два года обучения курсантов в военных вузах. Как Вы оцениваете состояние финансов? Готово ли Правительство к тому, чтобы это все произошло без сбоя?
М.Зурабов: Что касается вопроса пенсионного обеспечения, то средства, которые необходимы для того, чтобы профинансировать увеличение пенсий с первого марта текущего года…
В.Путин: Извините, я уже спрашивал об этом, я помню. Но сегодня уже 21 февраля, на продвижение у вас осталось всего несколько дней, десять дней до начала этой работы. Поэтому я задаю этот вопрос еще раз.
М.Зурабов: Да, Вы давали это поручение. Я хотел бы доложить о некоторых принципиальных вопросах, касающихся исполнения этого поручения.
Значит, 26-го числа подготовка к выплате пенсий будет завершена. Все выплатные ведомости будут подготовлены. Во время поездки мы также специально анализировали ситуацию, связанную не только с выплатой единовременного денежного вознаграждения, но и с подготовкой к выплате пенсий в увеличенном размере с первого марта, поэтому все, что касается подготовки исходных данных для выплаты, – у нас нет сомнений, 26-го числа эта работа будет завершена.
Что касается финансирования. На сегодняшний день средства для финансирования расходов в марте на выплату базовой пенсии в Пенсионном фонде имеются. Поэтому никаких сбоев не будет. Но одновременно с этим, Владимир Владимирович, подготовлены поправки к закону о бюджете Пенсионного фонда на текущий год. Поскольку мы Вам докладывали этот вопрос первоначально, мы принимали только лишь закон без определения финансовых источников, что, надо сказать, вызывало определенные вопросы даже при прохождении этого законопроекта в Совете Федерации. Министерство финансов и Министерство здравоохранения и социального развития подтвердили коллегам-депутатам о том, что финансовые средства на эти цели имеются. И закон о бюджете Пенсионного фонда, и закон о федеральном бюджете на текущий год будут уточнены с учетом складывающихся расходов, и поправки будут внесены в течение ближайшего месяца-полутора.
В.Путин (обращаясь к А.Кудрину): Алексей Леонидович!
А.Кудрин: Можно я доложу? Дело в том, что средства в бюджете сейчас есть, чтобы на ближайшие месяцы все выплаты были обеспечены в полном объеме. Для этого мы совместно с министерствами и ведомствами, и с Минздравсоцразвития, и с силовыми министерствами вносим изменения в бюджетную роспись. И все средства для выплаты нового денежного довольствия, увеличенного на один оклад, и в части…
В.Путин: Военным?
А.Кудрин: Военным, да. Или в части военных пенсий, или в части увеличения базовой пенсии – эти все решения мы принимаем совместно. И деньги направляются вместе с теми деньгами, которые предназначены на очередное денежное довольствие. Здесь с точки зрения техники никаких проблем нет. С точки зрения объема денег никаких вопросов сейчас нет. Соответствующие министерства силового блока должны своими приказами довести это до подразделений, и тем самым у них должно быть время сейчас, чтобы прошли сами начисления этих новых окладов. Это все укладывается в ближайшие дни до первого марта. Поэтому мы считаем, что все выплаты, которые Вы назвали, будут произведены в срок. Средствами обеспечены.
В.Путин: Хорошо.
Герман Оскарович [Греф], как в целом оценивает ситуацию министерство?
Г.Греф: Мы подвели предварительные итоги за январь текущего года. По предварительным оценкам, ситуация следующая. В промышленности мы видим в январе рост – с исключением сезонного и календарного фактора. Этот рост небольшой, он составляет примерно 0,1 процента месяц к месяцу.
Если говорить о росте ВВП, то мы оцениваем примерно 4,4 процента к январю прошлого года. То есть, несмотря на то что январь, как мы ожидали, будет достаточно сложный для экономики в силу десятидневных праздников, он оказался сложным, но тем не менее мы видим небольшой рост в этот период времени. Можно констатировать, что рост в основном был за счет роста потребительского спроса, в основном в перерабатывающих отраслях. Мы наблюдаем примерно десятипроцентный рост товарооборота, оборота в торговле. Есть некоторое снижение объемов инвестиций. Вот те предварительные выводы, которые мы имеем по результатам января.
Подведены итоги первых двух недель февраля в отношении темпов инфляции. У нас инфляция за первые две недели февраля составила 0,7 процента.
В.Путин: Я потом попрошу Вас поподробнее остановиться на планах, связанных с нашими дальнейшими шагами в области налогового законодательства, с тем чтобы, как мы договаривались, создавать лучшие условия для функционирования экономики и бизнеса в целом. Я знаю, что у Правительства есть эти планы, они обсуждаются. Попрошу вас потом поподробнее об этом рассказать.
А сейчас, Рашид Гумарович [Нургалиев], несколько слов, пожалуйста, об операции на Северном Кавказе.
Р.Нургалиев: Владимир Владимирович, в процессе проведения оперативной профилактической операции в северокавказском регионе была получена оперативная информация, что руководством банд подполья поставлена предметная задача карачаевскому джамаату провести серию диверсионно-террористических актов в России. Были установлены две их штаб-квартиры непосредственно в Кабардино-Балкарской Республике.
В.Путин: Только не нужно употреблять их терминологию: джамаат какой‑то. Бандиты – они и есть бандиты.
Р.Нургалиев: Совместно с Федеральной службой безопасности 19 февраля по улице Добровольского было задержано четыре пособника, одновременно по улице Шагинского были заблокированы три боевика. С ними стали проводиться переговоры. Переговоры никаких результатов не дали. Было принято решение о проведении силовой составляющей. Силами группы оперативного управления была проведена успешная операция, все три боевика уничтожены, среди мирных жителей и непосредственно сотрудников правоохранительных органов потерь нет. В результате отработки информации уже у задержанных была выявлена непосредственно в городе Нальчике, в одном из гаражей, лаборатория-склад по изготовлению самодельных взрывных устройств. Было обнаружено большое скопление взрывных веществ, таких как тротил, пластит, гексоген, четыре самодельных взрывных устройства, электронные платы с часовым механизмом и карты Кабардино-Балкарии и Ставропольского края. На сегодняшний день в прокуратуре Кабардино-Балкарии возбуждено уголовное дело, и межведомственная оперативно-следственная группа проводит соответствующие следственные действия.
В.Путин: Я рассчитываю на то, что до конца отработаете все хвосты, которые могут появиться в ходе расследования этого дела, до конца отработаете вместе с прокуратурой, с ФСБ, и в целом это должно позитивно повлиять на ситуацию в регионе. В дальнейшем в таком же режиме нужно работать. И пожестче с ними! Пожестче!