В.Путин: Прежде всего хочу обратиться к вам, студентам, аспирантам, преподавателям университета, и, естественно, поздравляю вас с юбилеем – 250-летием Московского университета. Это большое событие не только в вузовской среде, но и в жизни страны. В XVIII веке, когда университет был образован, произошло это, конечно, не случайно: Россия была на подъеме, были востребованы новые люди, новые знания. Это нужно было для развития страны.
Мы переживаем примерно похожий период своего развития. И сегодня, так же как и во времена основания университета, и знания и новые люди востребованы, они крайне нужны для развития и будущего России.
У меня вчера, секрета большого в этом нет, была ректор Петербургского университета. В Петербурге свой счет: там идет спор, кто первый, кто второй. Мы сейчас с ректором обсуждали эту историческую проблему, но факт остается фактом – сразу же с момента своего основания Московский университет стал одним из самых ярких символов России. И стал он таким символом прежде всего за счет тех людей, которые здесь учились, которые здесь преподавали, занимались творческой и научной деятельностью.
Было очень приятно сегодня посмотреть планы развития Московского университета. Построить за год такое великолепное здание! Я с ректором согласен: думаю, по праву можно сказать, что это одна из лучших библиотек в мире – и по внешнему виду, и по оснащенности: 55 тысяч квадратных метров, пять миллионов томов, прекрасное оборудование, замечательные условия для работы. Но самое главное даже не в этом – самое главное в том, что у университета прекрасное будущее и замечательные планы развития. Вот мы сейчас посмотрели, что предполагается сделать в ближайшие годы, – это действительно впечатляет, и это очень приятно.
Но я сейчас хотел бы обратиться к тому, о чем недавно сказал по поводу востребованности знаний, людей, которые являются носителями этих знаний. У вас, наверняка, вопросы будут. Много, конечно, проблем, но то, что знания материализуются, то, что они становятся фактором развития производства, – это совершенно очевидно. Несмотря на все споры – а если здесь есть экономисты, они знают, о чем идет речь, – все‑таки мы пришли к выводу о том, что государство должно напрямую оказать поддержку развитию высоких технологий, развитию образования – прямую государственную поддержку. Мы будем это делать и дальше, будем делать настойчиво. Разумеется, это невозможно сделать в отрыве от таких научных образовательных центров, как Московский государственный университет. Я знаю, что у вас технопарк работает, работает эффективно уже несколько лет. Это очень хороший пример для других вузов страны; оборот там уже, по‑моему, несколько десятков миллионов долларов. Это очень хороший пример.
Хочу пожелать вам успехов.
Хочу еще раз от души поздравить вас с праздником!
Всего вам доброго!
* * *
Татьянин день, День студенчества – это чисто российское «изобретение». Наверняка, присутствующие в этом зале знают, что он возник в связи с тем, что именно в этот день был образован Московский университет – это день святой Татианы. Чтобы закрепить его на государственном уровне, я вчера подписал указ об объявлении 25 января Днем российского студенчества. (Слушатели встают, звучат аплодисменты). Я так понимаю, что вы встали не для того, чтобы сказать, что пора заканчивать, – садитесь, пожалуйста.
Вопрос: Осокина Марина, студентка второго курса филологического факультета. Во‑первых, от имени всех студентов Московского университета я хотела бы сказать, что мы очень рады видеть Вас сегодня здесь, и нам очень приятно, что Вы нашли время посетить нас в день нашего 250-летия. И я хотела бы задать вопрос, который волнует студентов не только нашего университета, но и вообще студентов всей страны. Будут ли в 2005 году повышаться стипендии студентам и аспирантам? И если да, то возможна ли индексация стипендий с учетом темпов инфляции, ростом потребительских цен?
В.Путин: Повышение стипендий планировалось с 1 сентября текущего года в среднем на 200 рублей, но с учетом того, что мы перешли к реализации известного закона номер 122 и, кроме всего прочего, во многих регионах были значительно увеличены тарифы на коммунальные и транспортные расходы, я Правительству вчера дал поручение, чтобы эту индексацию стипендий ускорить и как минимум увеличить на сто рублей с 1 апреля, а с 1 сентября – еще на сто рублей в среднем. Понятно, что это потребует дополнительных расходов бюджета, поскольку 50 процентов от запланированной суммы будут выплачиваться почти на полгода раньше. Думаю, что это обоснованно. Деньги небольшие, но хотя бы для проезда на транспорте, для каких‑то других коммунальных вопросов подобного рода их можно будет использовать. И кроме всего прочего, думаю, будет справедливо – с некоторыми руководителями регионов мы говорили, практически все с пониманием к этому относятся – было бы справедливо распространить на студентов возможность приобретения льготных проездных документов. В Москве Юрий Михайлович [Лужков] сохранил эту возможность, это функционирует. Но я сейчас говорю не для вас, собственно говоря, а для других регионов, учитывая то, что здесь присутствует пресса. Для других это важно, потому что там еще непонятно, что будет там происходить. Но сейчас Правительство и представители Президента в регионах работают непосредственно с губернаторами – понимание такое есть. Думаю, что такие решения будут приниматься.
Вопрос: Антиков Евгений, физмат-школа при МГУ, 11 класс. Уважаемый Владимир Владимирович, идут упорные слухи об отмене отсрочек и льгот при службе в Вооруженных Силах. Соответствует ли это действительности, и каково Ваше мнение?
В.Путин: Вас интересует отмена отсрочек?
Е.Антиков: Да, мне известно, что, возможно, со следующего года ряд институтов будет лишен возможности отсрочек.
В.Путин: Институты отсрочек не предоставляют, высшие учебные заведения не предоставляют отсрочек – отсрочки предоставляет Министерство обороны. Во многих вузах есть военная кафедра. Больше того, некоторые вузы специально создаются для того, чтобы создать возможность «косить» от армии, поскольку никакого качественного образования они не предоставляют. Но вы, наверное, слышали, что с 1 января 2008 года мы должны перейти к сокращенным срокам службы в Вооруженных Силах по призыву – до одного года. Если взять – здесь математиков много – и посчитать, сколько должно призываться людей, чтобы обеспечить потребности Вооруженных Сил, то при сокращении сроков службы получается достаточно серьезный дефицит для Вооруженных Сил. Вместе с тем я считаю, что никакой огульной отмены отсрочек быть не должно. Министерство обороны само должно определить, в каких вузах должны остаться военные кафедры, но повторяю: во‑первых, до 2008 года не планируется никаких изменений, но даже после 2008 года все равно Министерство обороны должно будет посчитать вместе с Правительством при понимании того обстоятельства, что ряд категорий студентов должны такое право сохранить.
Вопрос: Андренов Андрей, химический факультет. На недавнем совещании в Новосибирском Академгородке было указано на необходимость интенсивного развития информационных технологий и создания технопарков в различных регионах страны. Также было указано на необходимость развития науки в вузовских учреждениях России. В связи с этим хотелось бы узнать, какие меры собирается предпринимать руководство страны для поддержки вузовской науки и для интеграции науки и образования?
В.Путин: Мы обсуждали эту проблему, она постоянно обсуждается, кстати говоря, в стенах Московского университета. Здесь, в Московском университете, как раз такие программы развиваются достаточно активно, создаются центры совместного пользования, технопарк работает, активно развиваются контакты с Академией наук. В Москве это проще сделать, чем где‑либо в другом месте. Что касается той темы, которую мы обсуждали в Новосибирске, то она была более, я бы сказал, специализированной. Все‑таки основная цель нашей встречи с учеными и рядом руководителей и ведомств России заключалась в том, чтобы принять решение о создании так называемых технопарков и зон с особым правовым, административным, налоговым и таможенным регулированием. Вот об этом шла речь.
Решение такое принято. Такие специальные зоны высоких технологий создаваться будут, и Правительство вместе с научным сообществом, вместе с Академией наук, с ректорским сообществом будет определять, где начать развитие таких зон. Предварительно – в московском регионе речь шла о Московской области, о Дубне, потом – Петербург, Новосибирск, Томск, Нижний Новгород. Конечно, Московский университет, база Московского университета весьма подходит для реализации подобных планов. Это уже предмет обсуждения между Минобрнауки и руководством университета
Вопрос: Узунян Ольга, биологический факультет. В настоящее время в стране активно осуществляется политика монетизации льгот. В связи с этим какие предусматриваются изменения по компенсационным выплатам при пользовании общественным транспортом для студентов дневных отделений?
В.Путин: Я сейчас говорил об этом. Что касается льгот в целом, то у студентов не так много было этих льгот, и в основном они касались доплат к стипендиям тех студентов, которые проходят обучение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. Вас это не затрагивает. Но для тех, кого это касается, могу сказать, что эти доплаты будут сохранены, и они производятся из федерального бюджета.
Что касается проезда на транспорте, то все льготные проезды для студентов всегда обеспечивались за счет местных бюджетов, за счет региональных бюджетов. В Москве такая система сохранена. Я уже сказал, что мы сейчас активно ведем переговоры с руководителями других регионов России, с тем чтобы студенты имели возможность приобретать льготные проездные билеты – такие же по стоимости, как и для других льготных категорий граждан. Вот, собственно, и все.
Ребята, наверное, знают: мы увеличили с 5 до 25 процентов наш взнос из федерального бюджета в стипендиальный фонд для решения проблем социального характера. Немного, но все‑таки там есть движение.
Вопрос: Галкин Юрий, студент геофака. Уважаемый Владимир Владимирович, мне очень приятно, что мой день рождения и день рождения университета совпали – мне 19 лет.
В.Путин: И я, и мы все поздравляем Вас с этим.
Ю.Галкин: Спасибо. Мне как будущему специалисту интересно, как Вы относитесь к проблеме «утечки мозгов»? И какие меры предпринимаются и будут предприниматься, чтобы молодые специалисты, талантливые специалисты не уезжали из России?
В.Путин: Вы знаете, самое главное, что нужно сделать, – это просто развивать экономику и повышать жизненный уровень, повышать денежное содержание, повышать научную базу для возможности проводить исследовательскую работу на высоком технологическом уровне. Однозначного ответа и «кремлевской таблетки» по этому поводу нет. Это все вопросы, требующие системного подхода и времени. И самое главное, еще раз хочу сказать то, с чего начал, самое главное – обеспечить темпы развития экономики и решения социальных задач и проблем тех людей, которые работают в сфере научных исследований. Это самое главное и самое большое. Но для этого нужны серьезные усилия со стороны государства. Мы постоянно увеличиваем на это средства из федерального бюджета, которых недостаточно, будем создавать те дополнительные условия, о которых я сказал выше: проводить такие программы, как создание технопарков, специальных зон, в которых, надеюсь, найдут применение люди, которые сегодня у нас в стране, может быть, еще недостаточно востребованы.
Когда мы в Новосибирске обсуждали эту проблему, по‑моему, приводилась цифра – двести с лишним тысяч программистов есть у нас в стране, они разбросаны по всей территории, а возможности им применить свои силы не так уж и много. Вот если такие центры – пять, шесть, десять, двадцать центров – в стране будут созданы, то, по предварительным подсчетам, практически все смогут найти там работу. Нужно создавать условия для того, чтобы можно было свободно перемещаться по стране и в связи с этим решать жилищную проблему для молодых специалистов. Это очень большой комплекс вопросов. Есть понимание того, что нужно делать, будем стараться выполнять эти задачи. При этом, конечно, – думаю, что вы со мной согласитесь, – настаивать на том, чтобы держать силой с помощью каких‑то административных барьеров, препятствовать выезду – дело неперспективное и результата не принесет.
Вопрос: Логинов Вячеслав, химический факультет, аспирант. Уважаемый Владимир Владимирович, в последние годы наблюдается усиление проблемы проникновения экстремистских политических организаций в вузы. В связи с этим вопрос: какие меры должно проводить государство, отвлекать молодежь от экстремистских настроений, либо этим должны заниматься вузы и вузовские студенческие организации?
В.Путин: Я Вам благодарен за этот вопрос, потому что Вы обратили внимание на одну из серьезных проблем сегодняшнего дня, и уверен: для того чтобы противостоять любому радикализму – левому, правому, религиозному, национальному, нужны усилия и государства и общества. И, конечно, я чувствую скрытую критику в Вашем вопросе по поводу того, что, может быть, государство мало делает для работы в молодежной, студенческой среде. Согласен с Вами.
Уже с начала этого года и Администрация Президента, и Правительство получили соответствующие поручения для того, чтобы сформулировать те задачи, которые государство может решить административным путем.
Не менее важным является настрой и самого общества. Если мы говорим о молодежной среде, то настрой в молодежной, студенческой среде – неприятие никакого экстремизма. Причем сила действия должна быть равна силе противодействия: если вы видите, что экстремизм набирает какие‑то обороты и какую‑то силу, нужно противопоставлять ей такую же активность, но позитивного характера.
Вопрос: Меня зовут Татьяна Лопатина, и поэтому мне вдвойне приятно поздравить Вас с сегодняшним праздником. Пользуясь возможностью, хочу задать вопрос, который не менее серьезный, чем все заданные. Я хочу спросить, какие Вы видите пути эффективного решения жилищной проблемы для молодежи?
В.Путин: Вы, наверное, слышали о том, что из федерального бюджета выделяются определенные средства, они небольшие, но наращиваются – полмиллиарда рублей, по‑моему, в этом году. У нас договоренность с регионами о том, что на определенное количество денег, выделяемых из федерального бюджета, региональные руководители добавляют свои средства и в общем на цели жилищного строительства для молодежи из бюджетов разных уровней получается 16 – 18 миллиардов. В отдельных регионах это становится заметным. В Москве много строится – правда, дорогое жилье, но здесь и жизнь другая, – но в регионах Российской Федерации совершенно неожиданно имеют успех и эти программы: строительство для молодых семей и для молодых специалистов. Это первое.
Второе. Думаю, что мы должны будем дополнительно рассмотреть возможность улучшения функционирования ипотечной системы именно для молодых специалистов, с тем чтобы государство взяло на себя часть забот по процентным ставкам и по решению административных вопросов, и по срокам погашения кредита, с тем чтобы он был реальным для молодых специалистов. Этого невозможно было сделать до сих пор, поскольку жилищное законодательство, по сути, не было адаптировано к ипотечной системе. Очень надеюсь на то, что и первое и второе даст положительный эффект. И, наконец, самое главное – нужно просто повышать доходы молодых специалистов и дать им возможность воспользоваться и тем и другим.
ВОПРОС. Константин Берегудин, физический факультет. Владимир Владимирович, позвольте Вас тоже поздравить с праздником; конечно, огромное спасибо, за указ. Можно личный вопрос? Я знаю, у Вас две дочери, Маша и Катя, они наши ровесники…
В.Путин: Хотите познакомиться? Заезжайте в гости. Вы на каком курсе учитесь?
К.Берегудин: На шестом курсе физического факультета.
В.Путин: Нормально.
К.Берегудин: Я просто хотел узнать, если не секрет, расскажите, пожалуйста, какую профессию они получают и как они собираются праздновать новый праздник? И хотят ли они прийти к нам, в МГУ, отпраздновать Татьянин день?
В.Путин: Они должны значительную часть образовательного процесса проходить, к сожалению, дома в связи с рядом обстоятельств. И, как они организуют свою дальнейшую жизнь, это прежде всего их выбор, но они хотят получить российское образование. Я бы на этом ограничился.
Вопрос: Евдокимчик Юля, студентка философского факультета. Владимир Владимирович, Татьянин день – это праздник студенчества, в том числе и будущего. Не могли бы Вы прояснить сегодняшнюю ситуацию с Единым госэкзаменом: что следует ожидать школьникам ближайших выпусков, все ли вузы должны будут следовать этим нововведениям, и не считаете ли Вы, что превосходная качественная планка, которую держит Московский университет в области высшего профессионального образования, будет опущена после этого проекта?
В.Путин: Это Вас ректор подговорил? Что касается мотивов введения Единого государственного экзамена, я ничего нового не скажу, но повторю, поскольку вопрос прозвучал, что мотивом введения Единого государственного экзамена явилось желание воспрепятствовать коррупции и поборам в высших учебных заведениях с абитуриентов. Это первое. Второе – обеспечить возможность поступления в престижные вузы страны талантливым молодым людям, которые не имеют материальной возможности добраться до этих вузов, чтобы лично сдавать экзамены. Есть и другие причины, но это основные.
Эксперимент, который проводится в последние годы, показал, что эти решения являются обоснованными. И эффект есть. Действительно, в престижных вузах появляются студенты, которые по своему уровню, знаниям, по подготовке вполне соответствуют тому или иному вузу, но никогда бы не смогли поступить в прежней системе отсчета. Вместе с тем, конечно, такие вузы, как Московский государственный университет, Бауманка, Санкт-Петербургский университет и другие, конечно, должны иметь возможность посмотреть на тот «материал», который попадает в руки, к преподавателям вот этих престижных вузов. И дело даже не в престижности, а в особом уровне требований к абитуриентам. И это уже дело самого высшего учебного заведения и Министерства образования и науки – найти такую форму, которая бы подходила для этих вузов, находящихся все‑таки по своему уровню на особом положении. Вместе с тем нужно подумать и о тех людях, которые могут поступить в вузы по новой системе.
Сейчас просто не хочу давать окончательных каких‑то формул, потому что опасаюсь, что это будет принято как руководство к действию. А я не хочу вмешиваться в этот процесс напрямую. Но отношение свое я, по‑моему, сформулировал.
Вопрос: Зайцев Александр, психологический факультет Московского государственного университета. Уважаемый Владимир Владимирович, я бы хотел задать вопрос, который волнует практически всех студентов: какие перспективы дальнейшего трудоустройства студентов России?
В.Путин: Мы не можем и – мне кажется, Вы тоже согласитесь – не должны переходить повсеместно к государственному распределению. Такая обязаловка малоперспективна. В некоторых отраслях, может быть, это и оправдано в силу востребованности специалистов экономикой либо социальной сферой страны и сложностей с трудоустройством. Приведем, скажем, в качестве примера медицину. И здесь подход должен быть взвешенным и рыночным и, на мой взгляд, должен распространяться на тех студентов, которые получают образование за счет государства, – или тогда нужно возвратить так называемый образовательный кредит и быть свободным. Но самая главная проблема сегодня заключается в том, что до сих пор мы не смогли добиться соответствия между потребностями рынка труда и количеством и номенклатурой готовящихся специалистов. Вот это – самая главная проблема, в ходе решения которой может быть закрыт вопрос, который Вы поставили.
Есть вопросы еще? Как услышали про медовуху – сразу вопросы кончились.
Поздравляю вас с праздником!