В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В январе 2004-го на итоговом заседании коллегии Генеральной прокуратуры мы с вами говорили о приоритетах на предстоящий 2004 год. Вы помните, обсуждались первоочередные задачи, а также пути модернизации прокуратуры в целях повышения эффективности работы в условиях нового процессуального статуса. Остро ставился вопрос о необходимости преодоления узковедомственных подходов в работе правоохранительных органов, усиления координирующей роли, функции прокуратуры.
Полагаю, что нужно и сегодня проанализировать то, что выполнено, и сделать необходимые выводы на перспективу. Рассчитываю, что именно такой откровенный разговор, как и в прошлом году, у нас состоится с вами и сегодня.
Как показал прошедший период, главной задачей прокуроров остается обеспечение верховенства закона, его неуклонного соблюдения, – и прежде всего в сфере защиты прав граждан, их безопасности и охраняемых законом интересов государства и общества.
Актуальными направлениями работы, как и год назад, продолжают быть: противодействие терроризму, экстремизму, борьба с организованной преступностью, наркоугрозой, защита деловой среды от криминального и коррупционного давления.
Очевидно, что Генпрокуратура как координирующий центр имеет и полномочия, и необходимые возможности, чтобы обеспечить четкое взаимодействие всех элементов правоохранительной системы. Должен сразу подчеркнуть, что доверие общества и к вашей работе, и к правоохранительным органам в целом во многом зависит от успеха решения именно этой системной задачи.
Вы знаете, целая серия терактов, организованных и исполненных в прошлом году международными преступными группами, показала необходимость серьезной перестройки государственной деятельности в области безопасности. И граждане нашей страны, граждане России ждут от властей конкретных действий как по выявлению и наказанию преступников, так и по организации действенной защиты их прав на безопасную жизнь.
Сегодня стратегически необходимо не только эффективно противодействовать самим актам террора, но и наладить аналитическую работу, действовать на упреждение. Необходимо раннее выявление очагов возникновения потенциальных конфликтов, ситуаций, используемых идеологами терроризма и экстремизма для разжигания национальной и религиозной розни.
Надо особенно тщательно осуществлять уголовное преследование лиц, в том числе находящихся за рубежом, причастных к терактам и их подготовке, – осуществлять, строго соблюдая нормы уголовно-процессуального законодательства, грамотно используя международное право.
На первый план сегодня выходит и борьба с наркоугрозой. Нужно признать, что число преступлений, связанных с распространением и употреблением наркотических средств, продолжает расти.
При этом темпы выявления наркоторговцев и привлечения их к ответственности все еще крайне низки. Знаю, что на этом направлении у нас есть положительные сдвиги, особенно после образования специального органа по борьбе с наркоугрозой, но все‑таки проблем пока больше, чем решений.
Должен отметить, что еще не везде прокуроры на местах сумели подчинить прокурорский надзор и следствие задачам профилактики и борьбы с этим опасным преступлением.
Более высокие требования нужно предъявлять и к самому качеству следственных и надзорных действий прокуратуры по наркопреступлениям. Это в полной мере относится и к следственной работе по латентным преступлениям, связанным с отмыванием теневых капиталов, взяточничеством, должностными злоупотреблениями.
Уважаемые коллеги, ключевым направлением деятельности органов прокуратуры – от Генеральной до районной – остается защита прав и свобод граждан Российской Федерации. Так, по‑прежнему много жалоб поступает на несоблюдение работодателями трудового законодательства. В общей массе нарушений социальной направленности таких нарушений около 60 процентов. Ваша прямая обязанность – немедленно на них реагировать. И при необходимости привлекать виновных как к административной, так и к уголовной ответственности.
Необходимо также усилить надзор за исполнением законодательства в Вооруженных Силах России. В частности, нужен постоянный контроль за реализацией социальных гарантий для военнослужащих, за сохранностью военного имущества и выделяемых на оборону финансовых средств.
Особое внимание следует уделить реализации закона о накопительно-ипотечной системе обеспечения военнослужащих жильем.
Должна быть в целом продолжена работа по развитию законодательной базы как на федеральном, так и на региональном местном уровне. Прокуратуре необходимо заявлять свою собственную позицию по всем проектам, связанным с противодействием преступности, обеспечением национальной безопасности и защитой интересов граждан.
Наглядный положительный пример в этом смысле – мониторинг применения принятого в 2001 году Уголовно-процессуального кодекса. В результате совместной работы нескольких ведомств подготовлены и приняты три федеральных закона, устраняющие пробелы, внутренние противоречия и двойные толкования отдельных положений Кодекса.
В заключение хочу подчеркнуть: сегодня почти половина прокурорского корпуса – это молодые люди, в возрасте до 30 лет. И крайне важно создать условия для их закрепления и профессионального роста.
Молодым прокурорам есть на что равняться. Во все времена лучших представителей прокуратуры отличали беспристрастность, объективность, честное служение Закону и Долгу. И я уверен, что эти принципы останутся верными ориентирами для нынешнего и будущих поколений сотрудников.
Прокуратура олицетворяет силу и справедливость государства. Она является одним из самых мощных и влиятельных звеньев нашей правоохранительной системы. Вам поручен надзор за соблюдением Конституции, надлежащим исполнением законов на всей территории нашей страны.
Уверен, вы хорошо понимаете, что подходы и практика работы прокуратуры должны в полной мере соответствовать характеру современных вызовов и угроз и быть адекватными всем общенациональным задачам, которые стоят перед Россией и которые решаются нашим народом.
Спасибо большое за внимание.