Вопрос: Прошло четыре года с тех пор, как Индия и Россия договорились о ежегодном проведении встреч на высшем уровне, Вы снова посетите Нью-Дели в декабре. Насколько сильно влияние проводимых саммитов на укрепление стратегического сотрудничества между двумя странами?
В.Путин: Между Россией и Индией давно сложились по‑особому дружественные и теплые отношения. И наше стратегическое сотрудничество – это действительно исторический выбор. В его основе не только общность международных подходов, геополитических интересов, но и духовная близость двух великих культур. Кроме того, вот уже на протяжении длительного времени и на официальном, и просто на человеческом уровне мы умели и умеем находить общий язык, всегда были интересны друг другу.
Поддержанию регулярного диалога на высшем уровне мы придаем большое значение. Наши ежегодные саммиты укрепляют взаимопонимание между двумя странами, в том числе и по ключевым вопросам мировой политики. Между нами не существует «закрытых» тем. И в числе обсуждаемых проблем – стратегическая стабильность, аспекты разоружения, деятельность ООН, формирование глобальной системы противодействия терроризму, другим угрозам современного мира и, конечно, вопросы экономического, гуманитарного, культурного и научного сотрудничества. Большие перспективы есть у развития нашего технологического партнерства в таких ключевых для цивилизации сферах, как информационные и биотехнологии, авиастроение и освоение космоса.
Должен отметить, что регулярные контакты создают благоприятные условия для эффективного решения практических задач. Они позволяют ускорить выработку совместных решений по оперативным, в том числе «пробуксовывающим» вопросам. В результате за четыре года удалось в значительной мере укрепить и расширить двустороннюю договорно-правовую базу российско-индийского взаимодействия, насытить его новыми инициативами.
Ежегодные встречи серьезно стимулируют сотрудничество Индии и России, придают ему динамику. Подчеркну: сама жизнь подтверждает правильность такого формата политических контактов между нашими странами.
Вопрос: Вы впервые встретитесь с Премьер-министром М.Сингхом, представляющим партию «Индийский национальный конгресс» (ИНК). Считаете ли Вы, что данное обстоятельство внесет какие‑либо новые моменты в наши отношения или это будет продолжением прежней же политики?
В.Путин: На самом деле мы уже встречались с господином Манмоханом Сингхом в 2002 году. Тогда, являясь членом рабочего комитета ИНК, он принимал участие в нашей встрече с председателем ИНК госпожой Соней Ганди.
Хотел бы сказать, что господина М.Сингха хорошо знают в России. Он относится к числу тех, кого уместно было бы назвать «молодой гвардией» Джавахарлала Неру – человека, глубоко почитаемого в нашей стране. Именно он сыграл во многом решающую роль в успешном проведении экономических реформ в Индии.
При этом подчеркну: достигнутый уровень российско-индийского партнерства не может и не должен зависеть от вполне естественных для демократических государств внутриполитических перемен. Во взаимодействии наших стран уже сложился устойчивый курс, и в его формирование внесли свой ценный вклад все ведущие политические силы Индии, в том числе, безусловно, ИНК. Мы не сомневаемся в преемственности такого курса и при новом руководстве Индии.
Нам известно о твердой приверженности М.Сингха политике развития дружественных отношений с Россией. И я жду от встречи в Нью-Дели нового серьезного продвижения в российско-индийском сотрудничестве.
Вопрос: Правильно ли считать, что Россия и Индия расширяют сотрудничество в нефтяной отрасли и Нью-Дели инвестирует в сектор нефтедобычи в России? Могли бы Вы остановиться на этих вопросах подробнее?
В.Путин: Россия и Индия действительно расширяют сотрудничество в нефтяной отрасли. При этом планируется, что инвестиции пойдут не только в Россию. Намечена реализация проектов и в самой Индии.
В качестве примера успешного российско-индийского сотрудничества могу привести совместное участие Индийской нефтегазовой корпорации и российской нефтяной компании «Роснефть» в проекте «Сахалин-1». Индийская нефтегазовая корпорация намерена вложить в проект 1,7 миллиарда долларов, и это будет самое крупное ее капиталовложение за рубежом. Насколько мне известно, в настоящее время уже завершен монтаж буровой установки и начато бурение скважин, а к добыче нефти партнеры планируют приступить в 2006 году.
Индия со своей стороны разрабатывает условия международного тендера на разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений в шельфовой зоне Бенгальского залива. Участие в нем может принять одна из ведущих и, безусловно, надежных российских компаний – ОАО «Газпром».
Российские компании ГП РВО «Зарубежнефть», ОАО «Стройтрансгаз», ЗАО ВТК «Нефтегазэкспорт», «Тюменьнефтегеофизика» также имеют опыт работы в Индии и готовы оказывать содействие в разработке ее нефтяных и газовых месторождений. Хочу подчеркнуть, что российские компании придут в Индию с передовыми технологиями повышения продуктивности нефтяных скважин, реанимации старых, простаивающих нефтяных полей и освоения месторождений, содержащих трудноизвлекаемую нефть, то есть для выполнения именно тех производственных задач, которые представляют для Индии особый интерес.
Главное – укрепление энергетического партнерства России и Индии выгодно экономикам обеих стран. В настоящее время Индия импортирует 73 процента от объемов потребляемой нефти. Как известно, новое правительство Индии придерживается курса на достижение 8-процентного годового экономического роста. И уже в ближайшем будущем топливно-энергетические потребности страны возрастут. Россия, как давний и проверенный партнер Индии, готова внести свой вклад в обеспечение энергетической стабильности крепнущей индийской экономики, в развитие ее топливно-энергетического комплекса.
Вопрос: В сентябре весь мир с ужасом наблюдал за убийством школьников в Беслане чеченскими террористами. Какие шаги предприняты Вами по борьбе с террористической угрозой внутри страны?
В.Путин: В первую очередь хотел бы высказать признательность за ту поддержку, которую индийский народ, правительство Индии выразили в связи с чудовищным преступлением в Беслане. Те, кто мучил и расстреливал детей в Беслане, – это убийцы из международного «террористического интернационала». Им нет и не может быть никаких оправданий.
Индия горечью своей новейшей истории познала всю чудовищность и отвратительность террора. Выдающиеся граждане вашей страны, ее признанные лидеры – Индира Ганди и Раджив Ганди – были убиты. Жертвами террора стали тысячи мирных людей. Мужество индийского народа, сумевшего достойно пережить эти трагедии и сплотиться для отпора террористам, всегда будет для нас примером.
Очевидно: из того, что случилось в Беслане, мы не могли не сделать выводов. Международный террор объявил нам войну. И мы были обязаны ответить на этот вызов, надежно защитив суверенитет и целостность страны, жизнь и покой наших граждан.
Речь идет о системных мероприятиях. Во‑первых, мы повышаем эффективность правоохранительных органов и специальных служб. Они должны быть на уровне тех задач, которые встали сегодня и перед всем обществом, и перед самими спецслужбами. А система взаимодействия, силы и средства, формы и способы работы правоохранительных органов должны в целом соответствовать характеру и масштабу угроз, с которыми столкнулась Россия.
Во‑вторых, подготовлены и частично проведены меры по укреплению единства исполнительной власти в стране, а также, что особо подчеркну, сделаны шаги по развитию институтов демократии, федерализма и гражданского общества, содействию росту крупных общенациональных политических партий. Убежден: только политически структурированное, зрелое общество может сформировать ответственную и дееспособную власть, эффективно противостоять таким угрозам, как экстремизм, терроризм, сепаратизм.
Впредь мы намерены действовать против террористов также и превентивными методами, но в строгом соответствии с законом, нормами российской Конституции и положениями международного права. И в целом вся работа по укреплению безопасности российских граждан, по обеспечению их конституционных прав, разумеется, будет идти при строгом сохранении ценностей демократии, укреплении и развитии демократических институтов. Для этого, в частности, создается российская Общественная палата. Ее задачей станет гражданская экспертиза важнейших государственных решений.
Вопрос: Россия была основным инициатором новой антитеррористической резолюции Совета Безопасности ООН, которая расширила возможности противодействия терроризму. Считаете ли Вы, что Совет Безопасности способен разрешить те проблемы терроризма, с которыми сталкиваются и Россия, и Индия?
В.Путин: Я понимаю подоплеку Вашего вопроса. Действительно, уже много говорилось о том, что результативность СБ ООН в организации борьбы с террором недостаточно высока. Но нужно понимать, что этот механизм эффективен настолько, насколько его участники готовы совместно и решительно работать во имя общей цели.
Убежден, что в борьбе с террором международное сообщество должно опираться на ясную стратегию, эффективные организационные механизмы и адекватную международно-правовую базу. И в формировании такой глобальной антитеррористической системы альтернативы ООН нет. Отмечу также, что предложенная Россией резолюция Совета Безопасности 1566 серьезно укрепляет центральную роль ООН в международной борьбе с террором. Кроме того, резолюция Совета Безопасности дает серьезный импульс работе Контртеррористического комитета СБ ООН, который является главным координирующим антитеррористическим органом в рамках ООН.
Главный акцент в резолюции сделан на то, что террористические акты являются преступлением, которое не может быть оправдано никакими соображениями политического, идеологического или религиозного характера. А лица, причастные к террору, должны нести неотвратимое наказание соразмерно содеянным ими преступлениям.
Чрезвычайно важное значение также имеет положение, в соответствии с которым государства обязаны привлекать к ответственности террористов, их пособников и спонсоров по принципу «либо выдай, либо суди». Мы давно настаивали на включении этого принципа в обязывающие документы ООН. Наряду с конкретизацией общего понимания терроризма как явления это важный шаг на пути устранения двойных стандартов.
Отмечу: этот документ был принят единогласно, и это свидетельствует, что подходы России солидарно воспринимаются мировым сообществом, вызывают у наших партнеров понимание.
Индия и Россия придерживаются общих политических принципов участия в антитеррористической коалиции. И уже сделали ряд важных совместных шагов. Так, Индия высказалась за принятие всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. А Россия со своей стороны выдвинула проект конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма. Кстати, последняя резолюция СБ ООН по терроризму призывает все страны устранить существующие препятствия на пути принятия индийского и российского проектов конвенции.
Вопрос: Проблема терроризма возникла не 11 сентября 2001 года и не ограничивается США и Западной Европой. Индия и Россия со своей стороны заявляли о противодействии политике двойных стандартов в борьбе с терроризмом. Что конкретно может быть сделано для того, чтобы жизни россиянина и индийца были так же ценны, как и жизни американца и британца?
В.Путин: Да, проблема терроризма возникла не 11 сентября и никоим образом не ограничивается Западной Европой и США. Терроризм – явление глобальное, разрушительное для всех государств и обществ, смертельно опасное для жизни каждого человека в мире.
В антитеррористической борьбе не может быть двойных стандартов, иначе такая борьба неэффективна, она просто теряет смысл. У России и Индии – общее осознание этого основополагающего принципа.
Однако не все наши партнеры проявляют понимание таких, казалось бы, очевидных истин. Здесь я позволю себе дать жесткий комментарий. Вы знаете: по европейским странам продолжает свободно разъезжать один из лидеров чеченских террористов – Ахмед Закаев. Власти США предоставили убежище другому эмиссару террористов – Ильясу Ахмадову. Предоставление террористам, их пособникам и спонсорам убежища и поддержки фактически является оправданием, более того – поощрением их преступлений. Терпимое отношение к Закаеву, Масхадову, Ахмадову и им подобным мы рассматриваем как очевидный рецидив пресловутых двойных стандартов. Такие шаги подрывают единство и взаимное доверие участников антитеррористического фронта.
Напомню: решения ООН обязывают государства при предоставлении политического убежища удостовериться, что данный конкретный человек не связан с терроризмом. Но кое‑кто в силу стереотипов или, что особо опасно, в надежде на сомнительные политические дивиденды предпочитает закрывать глаза на очевидные факты.
Вопрос: Считаете ли Вы, что вторжение в Ирак ослабило борьбу против международного терроризма в целом? Неудача с арестом Усамы бен Ладена и его продолжающиеся угрозы означают, что сеть «Аль-Каиды» продолжает активно действовать. Ваши комментарии на этот счет.
В.Путин: Нас тревожит сохраняющаяся в Ираке сложная, драматическая обстановка. Террористическая активность здесь не ослабевает, жертвами насилия становятся мирные иракцы, граждане других государств.
Об этой угрозе Россия неоднократно предупреждала США и их союзников накануне акции против режима Хусейна. После его устранения, как и прогнозировалось, Ирак да и мир в целом не стали стабильнее и безопаснее.
Нужно понимать, что террористические и экстремистские группировки всех мастей, в том числе «Аль-Каида», сейчас активно используют в своих циничных и преступных интересах сложное положение, сохраняющееся в Ираке. Ирак, как в свое время и Афганистан, превратился в мощный очаг террористической опасности, стал полигоном и «инкубатором» для боевиков. Сейчас здесь рекрутируются в террористические сети тысячи будущих террористов, и эти силы с большой вероятностью могут быть использованы в других регионах мира.
Есть и еще один важнейший аспект, о котором стоит сказать особо. Разногласия вокруг Ирака, а они были, напомню, весьма существенные, причем между ведущими участниками международной антитеррористической коалиции, привели к значительной потере темпа в развитии международного антитеррористического взаимодействия. Поэтому принципиально важно, чтобы вся деятельность, направленная против «террористического интернационала», была приведена к общему знаменателю. Шаги мирового сообщества на путях противодействия терроризму должны быть основаны на международном праве, должны быть согласованы и едины. Только тогда эти усилия дадут необходимый и нужный всему человечеству результат – победу над терроризмом.
Россия последовательно выступает за урегулирование ситуации в Ираке через налаживание общеиракского диалога, ориентированного на достижение национального согласия и примирения. Значимую роль в решении этой задачи должна сыграть Организация Объединенных Наций, которая уже оказывает иракцам содействие в подготовке первых всеобщих выборов. Их успешное проведение в зафиксированные резолюцией 1546 СБ ООН сроки считаем принципиально важным.
У России и Ирака всегда были добрые отношения, и мы готовы внести свой вклад в восстановление и возрождение этой страны как единого, стабильного и благополучного государства.
Вопрос: Накануне президентских выборов в США Вы выразили свою поддержку кандидатуры Президента Джорджа Буша на основании того, что его поражение привело бы к распространению терроризма в другие регионы мира. В ретроспективе Вы проявили проницательность в оценках политической ситуации в Америке. Считаете ли Вы, что Президент Джордж Буш в период своего второго срока будет менее односторонен в своих действиях, чем ранее? Или же мы скорее всего увидим повторение Ирака где‑нибудь еще?
В.Путин: Разумеется, в России с большим интересом и вниманием следили за ходом недавних выборов Президента США. Это очевидно, ведь продвижение наших двусторонних отношений, взаимодействие в международных делах зависят и от позиции руководства Соединенных Штатов.
Мы не раз говорили, что готовы работать с любой администрацией, получившей доверие американского народа. В то же время успехи в развитии российско-американских отношений, достигнутые за последний период, во многом стали возможны благодаря конструктивной линии Джорджа Буша –политика и государственного деятеля, которого мы считаем нашим надежным партнером и союзником в борьбе с терроризмом. Поэтому я с большим удовольствием поздравил его с заслуженной победой. Уверен, что при второй администрации Джорджа Буша российско-американское сотрудничество будет не менее динамичным и плодотворным.
Это не значит, что у России и США нет разногласий, но мы решаем их через диалог, исходя из долгосрочных интересов наших стран. В основе наших отношений – выстраивание равноправных, взаимовыгодных связей, совместное противостояние новым вызовам и угрозам, в первую очередь таким, как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, оргпреступность, наркотрафик.
На эти глобальные вызовы и угрозы нового тысячелетия могут быть даны только коллективные ответы. В мире все больше понимают эту очевидную истину. Развитие событий в Ираке лишний раз свидетельствует о контрпродуктивности односторонних действий. Скажу откровенно, в беседах со многими руководителями зарубежных государств мне доводилось слышать такой вопрос: если в мире дела будут решаться по модели Ирака, то что гарантирует безопасность и суверенитет наших стран? Мы неоднократно обращали внимание наших американских партнеров на эту реальность. И в конечном счете в ситуации с Ираком они пришли к необходимости политического урегулирования с использованием ооновских механизмов. Полагаю, что уроки Ирака будут, несомненно, оказывать влияние на выработку внешнеполитического курса новой администрации.
Вопрос: Сейчас достаточно много говорят о многосторонности и многополярности, но мир выглядит еще более однополярным, чем ранее. Способна и заинтересована ли Россия в том, чтобы принять на себя роль лидера в восстановлении определенного баланса в мировых делах?
В.Путин: Не думаю, что построить однополярную систему международных отношений в принципе осуществимо. Растет взаимозависимость государств, увеличивается взаимодополняемость национальных экономик. Глобальный характер приобретает большинство факторов развития цивилизации – как негативных, так и позитивных. В одиночку справиться с терроризмом, многочисленными локальными конфликтами, социальными болезнями, а значит, обеспечить глобальную стабильность и прогресс не может ни одно, пусть даже самое сильное, государство. Все эти проблемы мы можем решить только сообща, через многостороннее сотрудничество под эгидой ООН. И Россия не просто готова вносить, но уже реально вносит свой конструктивный вклад в эту совместную работу.
Вопрос: Россия заняла принципиальную позицию поддержки кандидатуры Индии в качестве постоянного члена СБ ООН. В настоящее время Индия с присоединившимися к ней Бразилией, Японией и Германией образовали квартет, добивающийся реформирования СБ, однако до реформы СБ, по‑видимому, достаточно далеко. Может ли Россия сделать что‑либо для ускорения этого процесса?
В.Путин: Наша поддержка Индии в этом вопросе последовательна и не подлежит конъюнктурным колебаниям. Она отражает принципиальную позицию России. Ее суть в том, что в случае расширения Совета Безопасности ООН – за счет новых постоянных и непостоянных членов – в нем должны быть представлены крупные государства, проводящие самостоятельный внешнеполитический курс на базе Устава ООН.
Что касается реформы ООН, то любые возможные преобразования в таком важном, системообразующем институте должны проводиться на основе самого широко согласия. Только тогда реформа будет и эффективной, и, что важно, легитимной в глазах мирового сообщества. При этом считаем неправильным сводить сложный комплекс модернизации ООН исключительно к расширению ее Совета Безопасности. Другие аспекты реформирования – институциональные, социально-экономические, гуманитарные – не должны оставаться заложниками процессов обновления состава СБ ООН.