В.Путин: Не буду больше говорить о повышении денежного содержания, хочу только сказать, что оно будет существенным. Существенным – это значит, что: на первом этапе – в два, может быть, в три раза; а в ближайшем будущем увеличение еще на столько же. Я хотел бы подчеркнуть, что это будет сделано в рамках общих усилий по приданию судебной системе страны совершенно другого значения в обществе и государстве. Это означает и решение многих других проблем, не только связанных с материальным обеспечением деятельности судей и судов.
Здесь называлось много проблем нашими выступившими коллегами. Я с большим интересом все выступления прослушал. Остановлюсь только на некоторых вещах – может быть, далеко не самых главных, на тех, что бросились в глаза.
Начну с самого простого – с взаимоотношений судебной системы со средствами массовой информации. Коллеги говорили о том, что идет дискредитация судебной системы страны. Должен вам сказать, что никакой команды по дискредитации никто не давал и дать не мог, потому что судебная власть – это собственно и есть часть самого государства. Мы с вами прекрасно понимаем, что при рассмотрении всех категорий дел – начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными в Конституционном суде – очень редко возникает ситуация, когда все стороны удовлетворены. Как правило, все недовольны судом. Естественно, что в этой ситуации проигравшая сторона – та, которая не добилась нужного результата, – частенько обращается в средства массовой информации для того, чтобы получить какое‑то моральное удовлетворение и компенсацию, защитить свою позицию перед общественностью, оправдаться перед кем‑то или использовать их как средство давления на суд.
И что судебная система может противопоставить? Инструменты в демократическом обществе хорошо известны: это прозрачность, доступность и своевременное информирование общественности о ходе того или иного разбирательства – это то, о чем я говорил во вступительном слове. Конечно, здесь нельзя переходить определенные грани. Если должна быть следственная и судебная тайна – всё это понятно. Но, когда нужно и там, где это обоснованно. Нужно своевременно и в полном объеме информировать общественность. Тогда у тех, кто пытается давить на суд через СМИ, не будет аргументов, я вас уверяю. Это первое, что я бы хотел сказать.
Теперь по поводу технологии организации судебной деятельности. Я согласен – мы с Председателем Верховного суда разговаривали, и я поддержал его, – Судебный департамент, конечно, должен сохраниться внутри судебной системы, а формирование судебных коллегий должно быть направлено на повышение их эффективности. Знаете, давайте прямо скажем друг другу: не должно быть ситуаций из «если», описанных в народе как «рука руку моет». Поэтому формирование коллегий должно быть направлено, повторяю, на то, чтобы повышать эффективность судебной системы, чистоту ее рядов, не нарушать принцип разделения властей.
И здесь законодательному совместно с судейским сообществом нужно подумать над самыми адекватными способами решения этого вопроса
И еще одно замечание в связи с последним выступлением. Я записал дословно: «Сама власть зависит от олигархических группировок, которые используют ее в своих корыстных интересах». Вы знаете, отчасти это до сих пор так, к сожалению, – должен это констатировать. Мы боремся с этим и дальше будем бороться. И наша с вами задача – демократическим правовым способом и демократическими правовыми инструментами не допустить такого варианта развития России. Сделаем для этого все, что от нас зависит, и дальше будем действовать вместе с судебной системой по этому направлению.
Но не могу не согласиться с тем и хочу еще раз подчеркнуть: прочная, современная, демократическая судебная система – это одна из главных составляющих развития страны, один из главных рычагов демократического развития нашего государства в среднесрочной и очень дальней перспективе. Это историческая перспектива России.
И я хочу вам пожелать в реализации этой важнейшей для всего нашего народа задачи успеха. Всего вам доброго.
И последнее замечание. Я знаю, и многие из присутствующих в зале знают, что в начале следующего года Яковлев Вениамин Федорович заканчивает в соответствии с законом свою деятельность в Высшем Арбитражном Суде. Я хочу сделать ему предложение перейти на другую работу. Я думаю, что специалист такой высокой квалификации не должен переквалифицироваться в садоводы-любители, и хочу предложить ему перейти на работу в Кремль в качестве советника Президента по правовым вопросам, и прошу съезд поддержать это предложение.