В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!
Государственная Дума IV созыва работает уже почти год. И ваша фракция, крупнейшая фракция Государственной Думы, имеющая в парламенте устойчивое большинство, сумела за это время укрепиться внутренне, как мне кажется, укрепить свои возможности, свое влияние. И не просто в парламенте, поскольку подавляющее большинство дает, конечно, формальное влияние. Я имею в виду укрепление своего положения в стране. как одной из ведущих политических сил. Сумела наладить четкую, системную работу над законопроектами.
Важно и то, что внутри фракции вы работаете консолидировано, по спорным вопросам – а таких очень много – удается находить общий язык и выходить на общие, нужные стране решения. Все это, безусловно, позитивно влияет на законотворческий процесс в целом, на принятие необходимых в стране законов, на авторитет парламентской работы.
И сейчас, насколько я представляю, уже завершается работа над бюджетом следующего года, которая тоже, кстати, идет в плановом порядке и деловом режиме.
Хотел бы в этой связи поблагодарить вас за поддержку важнейших инициатив Правительства. Не буду перечислять все, но отмечу только законы в области межбюджетных, налоговых отношений, ипотечного кредитования.
Знаю также, что вы работали не только над самими законами и законопроектами, но и смогли в значительной степени объяснить их суть избирателям, поскольку выбран, на мой взгляд, неплохой режим взаимодействия с избирателями в округах.
Что касается дальнейших практических планов, то здесь тоже есть необходимое взаимопонимание. А наши стратегические цели обозначены, на мой взгляд, достаточно ясно – это сохранение демократических ценностей, развитие прав и свобод граждан, укрепление государства, в целом – создание условий для экономически благополучной, безопасной жизни людей.
Очевидно, что обеспечить их достижение можно только в единой и стабильной стране. В стране, где демократия способна эффективно защитить себя и от внешних, и от внутренних угроз. Работа всего общества на экономический прогресс делает Россию действительно сильным, влиятельным государством в мире.
Не секрет, что в сложных условиях начала 90-х годов, еще на заре создания демократических институтов, далеко не всегда учитывались социально-экономические особенности регионов, административно-территориальное устройство и даже геополитическое положение страны. Многие решения принимались без осознания, к сожалению, тех или иных реалий. Как результат – становление таких демократических процедур и институтов, как выборы, партии, шло достаточно непоследовательно и в дальнейшем привело к определенным проблемам. Ход выборов зачастую сопровождался – до сих пор еще сопровождается – не соревнованием политических идей, а конкуренцией денег и технологий. Подчас – весьма грязных.
Сегодня, как вы знаете, мы предлагаем меры для укрепления и развития демократических институтов. И крайне важно обеспечить взвешенность, продуманность и конституционность всех правил и процедур, которые предлагаются, и при принятии которых будет обновляться политическая система страны.
При поддержке «Единой России» уже приняты в первом чтении поправки в Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации».
Мы переходим к принципиально иной схеме наделения полномочиями руководителей исполнительной власти регионов. В ее реализации будут участвовать как Президент страны – предполагается, что будет участвовать, – так и законодательные собрания субъектов Российской Федерации. Такой подход не только позволит укрепить исполнительную власть, но и повысит роль и значение депутатского корпуса регионов, что совершенно очевидно, и, на мой взгляд, не подвергается никакому сомнению.
До конца этого года вам предстоит завершить законодательную работу в этой сфере и учесть все конструктивные поправки и замечания. Их, я знаю, очень много, они носят разносторонний характер. И, безусловно, нужно много из этого учесть, главное, чтобы нам не выхолостить, конечно, суть предлагаемых решений.
Кроме того, в ближайшее время в Государственную Думу будет представлен законопроект, обеспечивающий переход к выборам по партийным спискам. Пропорциональная система выборов призвана укрепить значение крупных и авторитетных политических партий, представляющих интересы граждан страны и объединяющих их для достижения общенациональных целей.
Убежден, что государство сегодня просто обязано обеспечить, возможно даже с определенным запасом «на вырост», необходимые правовые условия для укрепления партий и в политической системе, и в гражданском обществе в целом. Если мы не создадим условий для роста авторитета партий, у нас никогда и не будет многопартийной реальной системы.
Обычно этот процесс требует многих десятилетий, но у нас с вами, как вы знаете, нет такого запаса времени, и нужно сделать все для того, чтобы продвигать этот процесс более быстрыми темпами, чем до сих пор.
Нужно создать такие партии, которые способны принимать реальное участие в политической жизни страны, в обеспечении общенациональных интересов, как я уже сказал. Только такие партии могут иметь подлинно представительский характер и способны формировать ответственную власть.
Важно и то, что только такие мощные общественные силы способны противостоять идеологии экстремизма, сепаратизма и национализма. Мы с вами в том или ином формате много раз возвращались к этой теме – нам нужно, чтобы политические силы в виде партий были представительными, уважаемыми на местах, чувствовали связь с регионами и в то же время отражали общенациональные задачи. Это в условиях такой сложной страны, как наша, – такой много конфессиональной, многонациональной – крайне важный инструмент сохранения единства страны.
Добавлю, что в будущем, при формировании партийных списков – и я здесь хочу обратиться к руководителям фракции – партия, конечно, должна максимально учесть и поддержать интересы тех сегодняшних депутатов, которые избраны в Государственную Думу по одномандатным округам. Люди, которые избраны по одномандатным округам, работают сегодня во фракции. Конечно, при переходе на эту систему, мы должны понимать, что партия в целом, партийное руководство, фракция думает об их политическом будущем – говорю это прямо, открытым текстом. Не думаю, что здесь нужно чего–то стесняться. Это люди, которые посвятили себя политической работе, и если кто–то из них сочтет возможным поддержать эту идею исходя из общегосударственных интересов, то они должны рассчитывать на то, что инициаторы этих идей оценят их позицию.
Рассчитываю также, что ваша фракция сделает все возможное, чтобы оперативно рассмотреть законопроект об Общественной палате, который тоже в скором времени поступит в Государственную Думу.
В обществе идет активное обсуждение самой конструкции такого форума и других идей по законопроекту. Только что в Перми прошел всероссийский социальный форум, где широко дискутировались принципы формирования Общественной палаты. Такое внимание общественности не случайно, ведь это должен быть орган, способный стать связующим звеном между властью и обществом. Должен сказать, что меня порадовала такая активная поддержка этой идеи, причем практически во всех слоях общества, – в общем, всеми политическими силами. Она может стать тем местом, где будут рождаться новые идеи, связанные с общегосударственной жизнью, а также широко обсуждаться планируемые шаги власти, будет даваться и экспертная оценка ее действиям.
Только вчера на встрече в Министерстве обороны с ветеранами Вооруженных Сил и правоохранительных органов наши коллеги тоже поднимали этот вопрос, и я бы попросил фракцию в контакте с этими организациями обсудить предлагаемую тему.
Я остановился только на основных направлениях нашей совместной работы, которые призваны увеличить запас прочности политической системы страны. И мне хотелось, разумеется, послушать ваше видение хода нашей совместной работы и ближайшего будущего нашего взаимодействия.
Большое спасибо вам за внимание.