В.Путин: Леонид Константинович, я помню, Вы еще в Госсовете занимались ЖКХ. И, как мне сказали, Вы внедряете у себя ту систему, которую разрабатывали.
Л.Полежаев: На самом деле я тогда для себя решил, что эта система была глубоко проработана в принципе и одобрена Государственным Советом. Разные были причины, почему она не приняла такого массового характера.
У себя в области мы ее переложили на целевую программу реформирования всего жилищно-коммунального комплекса. Прошло три с небольшим года. Мы полностью решили вопросы задолженности, которые были в жилищно-коммунальном комплексе. Более того, за эти годы мы получили 1,8 миллиарда рублей прибыли от сбережения энергоресурсов, которые направили на модернизацию и воспроизводство энергоресурсов в этом комплексе.
Это стало заметным. В этом году наш опыт заинтересовал и Всероссийскую конференцию, которую проводил «Рострой», и полпреда Анатолия Квашнина, который проводил свой первый совет в новом качестве в Омске и очень детально рассмотрел с губернаторами все эти дела.
Но добавилась еще одна деталь, которую мы не рассматривали в рамках жилищно-коммунальной реформы, – это строительство жилья. Оказывается, «разрывать» эти проблемы нельзя – здесь одно из другого вытекает, поэтому воспроизводство жилья, строительство обычного жилья, не элитного, которое строится во многих городах, в том числе и в Омске, а именно доступного, является неотъемлемой частью всей программы жилищно-коммунального комплекса.
Мы разработали собственную региональную нормативную базу ипотечного кредитования. Поскольку бюджетных средств на ее развитие недостаточно по понятным причинам, мы привлекли серьезные крупные инвестиционные компании. На каких условиях? Мы предоставляем бесплатно земельные участки в городе под комплексную застройку, не одиночные дома, а микрорайон берем, и верхний «потолок» стоимости одного квадратного метра – восемь тысяч рублей.
Это сразу расширило границы возможных участников этой программы. Сразу же с банками мы решили вопросы кредитования. Первые два года банки очень осторожно присматривались – пойдет не пойдет, получится не получится, – но когда вошел серьезный инвестор и начал вкладывать большие деньги в это дело, сразу появился интерес, причем под достаточно приемлемый процент. 10–15 лет – срок возврата кредита.
Сегодня только по этой программе мы в городе вводим полмиллиона квадратных метров жилья. Это очень серьезный сдвиг.
Что касается села, там программа имеет несколько иной характер. Поскольку на село привлечь крупных, серьезных инвесторов сложно. Это и понятно – раздробленность очень большая. Мы вкладываем туда бюджетные средства, как бы инвестируем, примерно на тех же самых условиях: 10–15 лет возврата, но там установлен «порог» для малоимущих – 10 процентов собственного взноса. У кого имущественное положение получше – 20 процентов. Самое большое – 30 процентов. Но эта программа – для молодых семей и бюджетников. Причем в этом году мы, скажем, устанавливаем программу ввода тысячи таких домов именно для этой категории, но сразу, закладывая дом, мы пишем, что это – «дом Иванова», а это – «дом Петрова», а это – «дом Сидорова». И они получают сертификат на конкретный дом. То есть возможность злоупотреблений сужена до предела. Скажем, из областного бюджета выделяются на реализацию этой программы, допустим, строительства 20 домов, средства под конкретный список людей. Вот этот – врач, этот – учитель, этот – ветеран войны, а это – молодая семья. Вот такая программа.
В.Путин: Спасибо.