В.Путин: Александр Михайлович, расскажите, пожалуйста, каковы сборы урожая в крае?
А.Ткачев: Должен сказать, что неплохо сработали крестьяне Кубани – в целом более восьми миллионов тонн зерна собрали. Курортный сезон тоже был один из самых лучших.
В.Путин: Это какой прирост по сравнению с прошлым годом?
А.Ткачев: До 30 процентов мы получили. Во‑первых, год был сам по себе урожайным, во‑вторых, крестьяне уже научились применять современные технологии, лизинговые схемы приобретения техники, вопросы собственности земли стали решаться как‑то четче, продуманнее – появляется хозяин.
В.Путин: Мы с Вами очень много говорили, дискутировали по поводу решения земельных проблем, по поводу законодательства. Вот сейчас на практике как работают законы, которые были приняты у вас на Кубани?
А.Ткачев: Самое главное – земля переходит от слабого собственника к более эффективному, более сильному. Это как раз, на мой взгляд, те процессы, которые способствуют увеличению производства зерна, увеличению заработной платы работающих на земле. Естественно, что приходит новый собственник, приходит как рачительный хозяин, думающий, в том числе, и о крестьянах, о районе, в котором он возделывает эту землю, обо всем регионе. Отсюда поднимается и налоговая база. Хотя, конечно, проблемы еще остаются, их много. Это и ценообразование, цены на энергоносители. Но должен сказать, что у нас цены на бензин в этом году достаточно умеренно поднимались.
В.Путин: Александр Николаевич, мы с Вами долго говорили про закон о земле. Вы были одним из критиков этого закона. Я помню, как мы с Вами спорили. Я просто сейчас хочу понять и услышать Вашу оценку: работает этот закон на Кубани? Как он работает? Есть ли какие‑то издержки и оправдались ли те озабоченности, которые звучали в ходе обсуждения этого закона?
А.Ткачев: Скажу честно, такого ажиотажа, что сегодня кто‑то приходит и скупает землю, что она является товаром «молниеносной покупки» – такого нет. Все получается достаточно цивилизованно, плавно, регулируется всеми властями.
В.Путин: То есть те озабоченности, те опасения, которые высказывались, они не подтвердились, не оправдались?
А.Ткачев: Не подтвердились и не оправдались, тем более что мы на уровне региональной власти, на уровне муниципальных образований делаем так, чтобы это было «не больно» прежде всего для людей и, конечно, для землепользователей, для новых акционеров, новых собственников. В целом эти процессы происходят под присмотром. Я бы так сказал: мы регулируем.
В.Путин: Понятно. Тогда исходя из практики я Вас тоже попрошу анализировать: как это работает? По ходу наших встреч, а может быть, и сегодня чуть позже, мы обсудим и проанализируем кое‑какие детали. Может быть, есть необходимость что‑то «донастраивать». В общем, надо реагировать на то, что жизнь нам преподносит какие‑то неожиданные вещи. Хорошо? Теперь по поводу курортного отдыха.
А.Ткачев: Можно сказать, что этот год состоялся для наших курортов, для рекреационной сферы – порядка семи миллионов отдыхающих, увеличение порядка 25 процентов. Это ощутимо. Конечно, это деньги, это возможности для отдыха. В целом мы довольны, но есть проблема, которую я хотел бы поднять.
Вы дали мне поручение, когда были в нашем крае, по проблеме сохранения водных биоресурсов. Она очень серьезно стоит. Мы буквально недавно на совете безопасности края обсуждали эту тему.
Ситуация катастрофическая – рыба просто исчезает. К сожалению, масса федеральных ведомств…
В.Путин: И что происходит?
А.Ткачев: Происходит дублирование многих инстанций, ведомств, их более десяти. Особенно государственная морская инспекция – это наши пограничники, и рыбная инспекция – это Минсельхоз. Нет четких разграничений, нормативной базы, каждый пытается «рулить», особенно когда идет икра, сезон. Столько проверяющих – больше чем самих рыбаков!
Вот здесь необходимо навести порядок, если можно – дать поручение Правительству разобраться с учетом нашей специфики. У нас не океан, у нас лиманная зона, километровая зона, где идет непосредственно рыба и главный улов. Нужно кому‑то одному быть хозяином. Так не должно быть, что все только друг другу мешают, противодействуют друг другу, соперничают между собой, а рыбы нет, и с каждым годом ситуация все только хуже и хуже. А рыбак в этой ситуации встает в последнюю очередь. Его вообще никто не спрашивает. Хотя и там есть проблемы – есть браконьерство.
И второе в этой связи – область наказания, область права. У нас за браконьерство дают максимум условный срок, а как правило – штраф. Хотя по своим масштабам эти преступления очень тяжкие, на мой взгляд.
Есть просьба пересмотреть наше законодательство. Браконьерство – это преступление. Мы на многие годы теряем наши рыбные ресурсы. Есть угроза на самом деле.
В.Путин: Хорошо, Александр Николаевич, мы поговорим подробнее на эту тему. Я думаю, что у Вас уже есть сформулированные предложения. Сейчас хотел бы вернуться к предыдущей теме – санаторно-курортному лечению. В связи с льготными выплатами, которые должны начаться с 2005 года, у нас столько предусмотрено выделить денежных средств на социальные нужды, в том числе и на санаторно-курортное лечение, сколько раньше вообще никогда не выделялось. И значительные ресурсы будут как раз направлены в санаторно-курортную сферу. Как вы прогнозируете загрузку своих учреждений и как у Вас идет в связи с этим диалог с Правительством по этому вопросу?
А.Ткачев: Что касается края, то здесь мы особых проблем не видим, потому что мы «закрываем» всю социальную сферу. У нас достаточно средств, и бюджет сможет выполнить свои обязательства. Что касается курортного сезона и курортных учреждений, то мы эту реформу в курортах края ждем с воодушевлением, потому что прекрасно понимаем, что большая часть людей получит свои пособия в виде реальных денег, «живых» средств, которые, конечно, в большинстве своем направит на свое оздоровление, на курортное лечение. Поэтому мы прогнозируем увеличение потока отдыхающих, прежде всего россиян.
В.Путин: Да, но есть еще так называемый социальный пакет, в который включено санаторно-курортное обслуживание. По соответствующим договорам с известными ведомствами будут «загружаться» наши отечественные учреждения отдыха, оздоровления. У вас в крае идет сам этот процесс?
А.Ткачев: Мы ведем переговоры и заключаем договоры, чтобы как раз ту категорию людей, которая нуждается в помощи, – это наши инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети – привлечь на курорты Краснодарского края.
В.Путин: Вы, как губернатор, возьмите под свой контроль, кто у Вас ведет эти переговоры, потому что от того, какие будут заключены соглашения и договоры, будет в значительной степени зависеть загрузка ваших курортов.
А.Ткачев: Мы это понимаем. Ведь эта реформа будет способствовать развитию курортов – это те же инвестиции. А любой отдыхающий – тот же инвестор, мы его так рассматриваем. Хоть и небольшие деньги, но это деньги, которые используются на развитие инфраструктуры, курортной среды и так далее.
В.Путин: Спасибо.