В.Путин: Как начали работать? Как первые месяцы?
А.Алханов: В целом сказать, что добились каких‑то успехов, еще рано. Успехов больших нет, но можно отметить то, что в целом сегодня ситуация в республике достаточно устойчива, процесс стабилизации продолжается. На сегодня по выполнению Ваших поручений в части выплаты компенсаций выплатили уже порядка 27 тысяч 500 компенсаций из 39 тысяч запланированных.
Я хотел бы поднять одну проблему. Изначально закладывалось порядка 39 тысяч компенсаций, но сейчас проверено, и количество подлежащих к выплате компенсаций составило порядка 62 тысяч. По этому вопросу мы уже говорили с Германом Оскаровичем [Грефом] на межведомственной комиссии, и я хотел Вам тоже обозначить эту проблему, ее так или иначе придется решать.
У меня есть конкретные вопросы, касающиеся федеральной целевой программы. Конечно, после того как эта программа стала координироваться Германом Оскаровичем, я должен прямо сказать: хотя и тяжело, но процесс пошел, и сегодня есть надежда, что мы до конца года сможем заложить достаточно серьезный фундамент для успешного развития экономики республики, заложить хорошую базу для строительства нового жилья.
Сегодня мы выходили с конкретным предложением по бюджету Чеченской Республики. Здесь есть ряд вопросов, которые мы с Кудриным обговаривали, докладывал и Дмитрию Николаевичу [Козаку]. Нам бы хотелось, чтобы наши проблемы учитывались с учетом нашей ситуации, нашей обстановки. И если по России мы исходим из среднестатистических данных, то наша ситуация пока не позволяет нам исходить из этих критериев. Хотелось бы, чтобы закладка нашего бюджета в этом году прошла хотя бы примерно по тому варианту и по тем суммам, которые мы обозначили в наших бюджетных заявках.
В.Путин: Сейчас, по переписи, сколько населения в республике?
А.Алханов: Один миллион сто тридцать тысяч.
В.Путин: Миллион сто тридцать тысяч… А, скажем, в 1996 году сколько было?
А.Алханов: В 1996 году было чуть меньше – около миллиона человек, где‑то девятьсот с чем‑то тысяч.
В.Путин: Точно?
Д.Козак: Точных учетных данных на 1996 год не было, последняя перепись – миллион. Из нее нужно исходить.
А.Алханов: Я исхожу из того, что в конце 1996 года был очень большой исход населения из Чеченской Республики.
В.Путин: По‑моему, это было в районе полмиллиона всего.
А.Алханов: Двести–триста тысяч человек за последние годы возврата.
В.Путин: Двести–триста тысяч человек возврата? В этой связи, конечно, социально-экономические вопросы давно вышли в первый ряд проблем, которые необходимо решать. Вы сейчас сказали о выплате денег за утраченное и разрушенное жилье. Это самый насущный вопрос, который должны решить обязательно. Мы обещали людям это сделать и должны сделать это в любом случае. Никакие оправдания – что трудно подсчитать, что мы не можем наверняка проверить и так далее – в расчет не могут быть взяты. Нужно искать возможности проверок, нужно иметь, конечно, достоверные данные, но решать эту проблему все равно нужно. Это только самый первый, самый необходимый шаг. Этого совершенно недостаточно для того, чтобы создать нормальные условия жизни в республике. Поэтому надо создавать, как мы много раз уже говорили, и новые рабочие места, и социальную инфраструктуру. Что в этом плане планируется?
Г.Греф: У нас утверждена программа на 2004 год. Изначально объем финансирования программы составил 3,5 миллиарда рублей, затем в августе объем был увеличен еще на 1,4 миллиарда рублей. В целом в этом году должно быть освоено 4 миллиарда 900 миллионов рублей.
В.Путин: В этом году?
Г.Греф: Да, в этом году. Всего по программе предусмотрено восстановление от 373 объектов. Из них главная задача, которую мы преследовали при пересмотре программы в августе (мы ее переформатировали): мы постарались максимальное количество денег сосредоточить на тех объектах, которые могут быть введены в 2004 и в 2005 году. После переформатирования программы в этом году будет введено порядка семидесяти объектов, в следующем году 70 процентов от объектов, предусмотренных программой, должны быть введены в эксплуатацию.
Приоритеты, которые были установлены при переработке программы, – в первую очередь объекты социальной инфраструктуры: больницы, роддома, школы, объекты социального развития, спорта; имеется в виду воссоздание пунктов выплаты пенсий, пунктов выплаты социальной помощи, социальных инфраструктур. Затем, на втором месте, объекты инженерной инфраструктуры: мосты, дороги, аэропорт – все, что связано с жизнеобеспечением, ЖКХ. И на третье место по приоритетности отнесены объекты, необходимые для создания рабочих мест: развитие сельского хозяйства, строительная отрасль (в первую очередь производство стройматериалов), воссоздание движения автобусного транспорта, функционирование всех общественных систем; это банки, создание филиалов банков (в этом году будет открыто два новых филиала банка в Чечне, пока работает только один банк, в полном объеме начал функционировать филиал Центрального банка).
В принципе, хотя и с большим трудом, эти задачи решаются, но должен сказать, что на сегодняшний день (мы вчера проводили заседание комиссии по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики) есть, конечно, ряд проблем.
В этом году мы в полном объеме программу реализовать не сможем.
К сожалению, мы в этом году не сможем освоить даже деньги, выделенные из бюджета на восстановление аэропорта «Северный». Хотя вчера мы получили заверения заказчика, боюсь, мы не сможем ввести в полном объеме в эксплуатацию два очень важных объекта, таких, как роддома. Это просто «кричащая» проблема в республике. Идет их восстановление, но, к сожалению, с серьезным отставанием от графика. К сожалению, мы уже точно не получим восстановления некоторых объектов спорта, в частности стадиона и спортивного комплекса имени Кадырова, который был запланирован на сегодняшний день.
Освоение составляет пять процентов. Вчера мы проверили все процедуры, и, к сожалению, до конца года мы не сможем реализовать.
В.Путин: Несмотря на выделение денег?
Г.Греф: Деньги выделены, но они освоены не будут.
В.Путин: Почему, что случилось?
Г.Греф: Целый ряд причин. В основном это, конечно, либо нерасторопность заказчиков, либо несогласованность действий с местными властями. Есть ряд объективных вещей, таких, в частности, как по аэропорту «Северный». Дважды был проведен конкурс на отбор подрядчика, и дважды он не состоялся, потому что не было заявлено ни одной организации. На второй конкурс пришла только одна военная организация «Спецстрой», которая не специализировалась на этих работах. Сейчас изучается возможность без тендера передать ей этот подряд.
В.Путин: Что это, там надо привести в порядок полосу.
Г.Греф: Полосу, систему управления воздушным движением и аэропортовый комплекс. Это не очень большая проблема. Самое главное, что там есть специализированные объекты управления воздушным движением. Если сейчас будет проверено, и они справятся с решением этих задач, тогда будет заключен договор о целевом назначении. Весь объем работ выйдет на 130 миллионов, и 270 миллионов предусмотрено из другого источника. Но в этом году уже очевидно, что они не успеют это освоить. Скорее всего они перейдут на весну следующего года, и аэропорт мы сможем пустить только в следующем году.
По разным причинам у нас есть серьезное отставание по графику. В этом году единственное, что мы, очевидно, сделаем, – по каждому из 370 объектов будем иметь полную картину. Сколько освоено, почему не введены и кто отвечает за то, что эти объекты еще не введены.
В.Путин: Плохо, что есть отставание от графика, но хорошо, что Вы об этом говорите прямо и знаете, почему это происходит. Поэтому я рассчитываю на то, что вместе с руководством республики все будет проанализировано, все недоработки учтены, и намеченные цели будут достигнуты. Здесь мы должны действовать очень целеустремленно, напряженно, и очень много зависит от федерального центра.
Д.Козак: Если продолжить по федеральной целевой программе, то мне кажется чрезвычайно важным нам сегодня остановиться, перестать бесконечно ее менять. Мы проанализировали динамику ее исполнения с 2001 года. В результате ее четырехкратного изменения недостроенными оказались три тысячи четыреста объектов, которые выпали из программы и сегодня являются бесхозными: жилые дома, объекты соцкультбыта и так далее. Абсолютно необходимо на каком‑то варианте остановиться и хоть одну программу довести до конца.
В.Путин: В рамках межведомственной комиссии?
Д.Козак: Да. Мы как раз этим там занимаемся. Кроме того, второй вопрос, который сегодня чрезвычайно важен, потому что много различных кривотолков относительно целевого использования денег и так далее: мы тоже сегодня работаем вместе с президентом и правительством республики, чтобы наладить, так сказать, механизм прозрачности деятельности правительства. С этим условием мы передаем функции заказчика на республиканский уровень. О многих организационных вопросах договорились сегодня. Поговорили с председателем правительства. Будет оказана методическая помощь. Налажена работа правительства в новых условиях, когда практически все средства передаются на республиканский уровень. Здесь надо раскрыть некоторые аспекты и федеральной целевой программы, и текущие расходы тоже проанализировать. Сегодня могу сказать: уровень бюджетных ассигнований только на текущие расходы, без инвестиционных, тех средств, которые выделяются из федерального бюджета на компенсации за утраченное жилье, в Чеченской Республике сегодня в полтора раза превышает уровень бюджетных доходов на душу населения в Южном федеральном округе. В полтора раза! До 95 процентов этих денег – это средства налогоплательщиков в целом по стране.
В.Путин: Надо, чтобы они рационально расходовались.
Д.Козак: Очень важно, чтобы они доходили по назначению. Это еще и ситуация такая. Уровень текущих расходов на душу населения – вот такой он, значительно превышает, и это притом что есть долги за коммунальные услуги. Практически семь миллиардов рублей долгов «Газпрому» и РАО ЕЭС. Вот с этим надо разобраться. Я уверен, что сегодня у нас есть взаимопонимание с руководством республики. В ближайшее время разберемся со всеми этими вопросами. Попытаемся решить таким образом, чтобы не было различных кривотолков. Самое главное, чтобы деньги шли по назначению.
В.Путин: Дело не в кривотолках. Дело в том, что если страна платит, если налогоплательщик в стране в целом платит для того, чтобы поднять экономику Чечни, то люди в стране в целом делают это для того, чтобы там в конце концов наступил мир и порядок. Чтобы территория Чечни перестала ассоциироваться с какими‑то беспорядками и источниками угрозы для всей страны. Вот за что люди готовы заплатить деньги, но нужно, чтобы эти деньги были израсходованы рационально, эффективно и чтобы те цели, ради которых мы выделяем такие достаточно большие ресурсы, были достигнуты.