Э.Рахмонов: Уважаемые представители средств массовой информации!
Мы с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным провели конструктивные и результативные переговоры, охватывающие все ключевые направления нашего сотрудничества. Обсудили региональные и международные проблемы, представляющие взаимный интерес. Переговоры прошли в деловой и доверительной атмосфере, которая характерна для наших взаимоотношений.
Я хотел бы поблагодарить лично Владимира Владимировича за его дальновидность и неординарный подход к решению непростых вопросов, мешавших нашему взаимодействию. Это проявилось и в Сочи, и на сегодняшних встречах.
По их итогам хочу заявить, что мы сделали серьезный шаг в направлении к дальнейшей интенсификации таджикско-российского сотрудничества. Достигнуты важнейшие договоренности, которые создают качественно новую ситуацию, что будет способствовать оптимизации отношений двух стран.
Сегодня мы в правовом отношении оформили вопросы создания российской военной базы в Таджикистане и урегулирования госдолга Таджикистана перед Россией. Я считаю это большим достижением. Вообще эта встреча сегодня имеет историческое значение для Таджикистана. Теперь на нас не будет давить груз нерешенных проблем, и мы можем в деловой обстановке работать над конкретными проектами, по которым мы сегодня создали серьезные заделы.
В этом отношении прежде всего хочу заявить о том, что мы договорились о различных формах участия России в осуществлении энергетических проектов в Таджикистане. Российская сторона внесет значительный вклад в эту сферу. Реализация богатейшего гидроэнергетического потенциала Таджикистана, составляющего 528 миллиардов киловатт-часов, сулит обоюдную выгоду не только нашим двум странам, но имеет большое региональное значение. Я думаю, что такими конкретными и значительными примерами мы можем продемонстрировать нашим народам выгодность наших партнерских отношений. Пользуясь этой возможностью, хочу обратиться к представителям российских деловых кругов и призвать их активнее работать на нашем рынке. Сегодня для этого имеются все необходимые условия и возможности.
В русле наших постоянных политических контактов мы обсудили и другие вопросы регионального и международного характера. Это и борьба с терроризмом и наркотрафиком, наши военно-политические контакты, а также ситуация в Афганистане и других горячих точках. Мы заявили о своей поддержке мирного процесса в Афганистане. Также мы обсудили пути повышения эффективности СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, ОЦАС и других структур, функционирующих на постсоветском пространстве, и условились о дальнейшей координации своих усилий в этом направлении.
В заключение хотел бы подчеркнуть свое глубокое удовлетворение состоявшимися переговорами. Убежден, что первый официальный визит главы дружественной России откроет новые страницы в богатой истории отношений между двумя государствами.
А теперь с большим удовольствием передаю слово Владимиру Владимировичу. А затем мы ответим на ваши вопросы.
В.Путин: Спасибо большое. Сегодня необычный день, и не только потому, что проходит официальный визит Президента России в Таджикистан. Дело в том, что мы к результатам сегодняшнего дня шли пять лет. И сегодня мы просто подводим итоги пятилетней совместной работы. Если вы обратили внимание, подписан целый ряд документов, причем это не проходные документы, не «бумажки» подписываются, а подводят черту под определенным этапом работы и показывают реальные перспективы взаимодействия на длительную перспективу.
Достаточно сказать, что в рамках подписанных документов сегодня российская сторона – и государственные структуры, и частные компании – в ближайшие пять лет намерены вложить в экономику Таджикистана около двух миллиардов долларов США. Не думаю, что за последние 12–13 лет кто‑то вкладывал такие деньги либо даже заявлял о намерении вложить такие деньги в Таджикистан. Связано это со многими обстоятельствами, прежде всего это, конечно, связано с той ситуацией стабильности, которая складывается в Таджикистане, с надежностью политической власти и с доверием, которое сложилось между Россией и Таджикистаном.
Не последнюю очередь играют и наши договоренности о юридическом оформлении функционирования российской военной базы в Таджикистане. Мы едины с Президентом Таджикистана в том, что ее стабильное функционирование и укрепление (а мы намерены укреплять наше военное присутствие в Таджикистане) будет не только гарантией российских вложений, но и гарантией стабильности в регионе в целом.
Я не буду перечислять все документы, которые сегодня были подписаны, вы о них знаете. Хотел бы только еще раз подчеркнуть, что мы придаем этому большое значение. Считаем, что это серьезный этап в развитии двусторонних связей, и уверены в том, что в ближайшее время сможем укреплять наше взаимодействие по всем направлениям.
Завтра у нас еще будет приятная возможность поприсутствовать на нашей военной базе, открыть ее официально. Но, повторяю, главным для нас является тот подход, который продемонстрировало руководство Таджикистана в военно-политическом сотрудничестве с Россией и в готовности предоставить все гарантии для российских инвестиций в экономику республики.
Хочу вас также проинформировать о том, что нами достигнуты договоренности о том, что со следующего года Россия начнет подготовку военнослужащих для таджикской армии на безвозмездной основе. Необходимые средства предусмотрены в государственном бюджете. Мы нашли развязку и долговых проблем, причем в такой форме, которая устраивает и Таджикистан, и Российскую Федерацию. Мы, больше того, из проблемы превратили вопросы долговых обязательств в основу для развития наших отношений. Всё это удалось сделать благодаря высокому уровню доверия, который сложился за последние годы между Таджикистаном и Россией. Надеюсь, что и соглашение о трудовой миграции также избавит людей от дополнительных трудностей в России, но позволит всем нам добиться того, чтобы эти каналы не использовались преступными элементами для достижения своих целей. Наши военные ведомства и правоохранительные органы также намерены углублять свое взаимодействие. И это, безусловно, будет еще одной серьезной составляющей нашей совместной работы.
Спасибо вам большое за внимание.
Вопрос: Вопрос к главе Российского государства. Владимир Владимирович, как планирует Россия в дальнейшем выстраивать свою экономическую политику по отношению к Таджикистану? Есть ли в планах помимо завершения строительства Сангтудинской ГЭС какие‑либо еще значимые проекты? И интересно, почему Россия согласилась именно сейчас подписать договор о Сангтуде, а не раньше?
В.Путин: Вы присутствовали при подписании соответствующего документа о Рогунской ГЭС, и здесь предполагаются вложения частных российских инвестиций. Но, разумеется, мы не можем не поддержать наши компании в этих планах. Нам бы очень хотелось, чтобы такие масштабные проекты были многоформатными. Мы бы хотели, чтобы все участники, возможные участники этого процесса – и заинтересованные страны, и коммерческие структуры, хозяйствующие субъекты – приняли участие в этих процессах. Потому что мы понимаем, что энергетика Таджикистана тесно связана с водным снабжением региона. Это относится к жизненно важным интересам не только Таджикистана, но и других стран. И нам бы очень хотелось, чтобы весь этот процесс строился на основе взаимоприемлемых решений, которые ведут к развитию взаимоотношений и к развитию экономики всего региона в целом. Это первое.
Второе. У нас, кроме известных крупных проектов в области энергетики, есть и другие планы. У нас ведь торговля развивается, увеличивается торговый оборот на 38 процентов в год. Это очень хороший показатель. Надеемся, что и дальше такими же темпами мы будем сохранять развитие наших отношений в целом.
Что касается того, почему именно сейчас, а не раньше. Я говорил только что в своем выступлении о том, что мы шли к этим решениям в течение пяти лет. Это, как вы понимаете, даже по цифрам крупные проекты, и для того чтобы можно было решиться на этот шаг, он должен был быть хорошо подготовлен. Вот всё это время мы занимались этой подготовкой. Кроме всего прочего, далеко не последнее значение при принятии решения подобного рода за проблемами безопасности, за гарантиями. И то, что мы сегодня наряду с экономическими соглашениями подписали соглашение о функционировании на международно-правовой базе российской военной базы в Таджикистане, это как раз элемент этой самой безопасности. Так что все вопросы нами решены в комплексе и долго готовились, но я рад, что мы наконец вышли на это решение.
Э.Рахмонов: В добавление к тому, что только сегодня было подписано соглашение по Сангтуде. Для вашей информации: подписано соглашение на строительство Рогунской гидроэлектростанции, которое будет финансироваться со стороны крупнейшей российской компании «РусАл» в объеме 560 миллионов долларов. И в течение семи лет на юге Таджикистана, в Хадлотской области, будет строиться второй алюминиевый завод мощностью двести тысяч тонн.
В.Путин: Там тоже двести миллионов примерно, да?
Э.Рахмонов: Там шестьсот миллионов долларов. И увеличение строительства, то есть оборудование, переоборудование двух цехов алюминиевого завода, увеличение объема на сто тысяч тонн, это в объеме 160 миллионов долларов. Согласно соглашениям, которые мы сегодня подписали, практически в течение семи лет более двух миллиардов долларов будет, как говорится, вложено в экономику Таджикистана. А также будет подготовлено более пятидесяти тысяч наших специалистов со стороны этой компании. И будет в течение пяти лет создано более десяти тысяч рабочих мест. Разве этого мало? Это не только программы энергетические, не говоря о соглашении о трудовой миграции и другие соглашения, которые сегодня мы подписали. Для Таджикистана не только присутствие военной базы, а сама военная база. Естественно, они, во‑первых, будут использовать наш дешевый рынок для существования здесь. Это очень большой объем. Когда мы видели, что американцы начали выводить из Германии свои войска, сколько проблем у них было? Сколько рабочих мест потерялось? А мы, наоборот, создаем рабочие места. И я думаю, что для нас это очень важно. И самое главное для обеспечения безопасности. Безопасности не только Таджикистана, в целом для региона и для Европы. Когда здесь, как буферная зона в Таджикистане будет защищать от расползания экстремизма, терроризма и наркотиков. Мы спасаем не только себя – Таджикистан и Россию. За последние годы мы с российскими пограничниками задержали наркотиков на сумму более миллиарда долларов США в ценах европейского черного рынка, защитили 22 миллиона человек от наркозависимости.
Вопрос: У меня вопрос к президентам России и Таджикистана. В начале июня в Сочи были достигнуты договоренности по развитию двусторонних отношений. Удовлетворены ли вы тем, как эти договоренности реализуются? Все ли они были реализованы?
В.Путин: Да, эти документы реализованы полностью, на сто процентов. Я удовлетворен.
Э.Рахмонов: Я уже с самого начала говорил, что этот визит, сегодняшний визит, сегодняшний день для Таджикистана имеет историческое значение. По тем проблемным вопросам, которые имели место в течение двенадцати лет, мы продолжили переговоры, встречи – и после сочинской сегодня мы все оформили юридически. Поставлены все точки над «i». У нас нет, больше не существует никаких проблем, абсолютно никаких вопросов. Надо теперь все реализовать и идти вперед. Увеличивать товарооборот. Эти резервы у нас очень велики.
В.Путин: Я должен сказать, что мы по многим вопросам пошли навстречу позиции Таджикистана, но нашли такой вариант совместного движения вперед, который нас устраивает: по срокам погашения, скажем, задолженностей, по конвертации этой задолженности во вложения в экономику Таджикистана с нашим участием в объектах, в которых мы заинтересованы. Запакетировали это с военным сотрудничеством, с базами, с объектом «Нурек». То есть это большое комплексное решение. Без преувеличения можно сказать, что с другими странами СНГ вот такого комплексного подхода к решению задач на двусторонней основе, с выходом на длительную историческую перспективу я даже за последние годы и не припомню.
Э.Рахмонов: Сегодня долг Таджикистана уменьшается на 330 миллионов долларов. Это тоже дает возможности для дополнительного привлечения инвестиций в экономику Таджикистана. Сангтудинская гидроэлектростанция подписанным соглашением получит со стороны Российской Федерации более 250 миллионов долларов в течение четырех лет. И российская сторона, РАО ЕЭС, обязуется в течение четырех лет ввести этот объект в строй. И здесь выходит из 250 миллионов 50 миллионов долларов оставшегося нашего долга. За это тоже большое спасибо. Вот именно в этом, я говорил уже, нужна была политическая воля Президента Российской Федерации. И было достигнуто много серьезных компромиссов по отношению к Таджикистану.
В.Путин: Хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на проявленную политическую волю, о которой сказал Президент Таджикистана, все‑таки потребовалось много времени для того, чтобы все эти вопросы проработать.
Так как они прорабатывались на экспертном уровне очень тщательно во всех наших ведомствах. И в Министерстве экономики, и в Министерстве финансов, которое, как вы знаете, очень строго следит за соблюдением определенных правил взаимоотношений в финансовой и кредитной сфере. Всё это выверено. Всё это просчитано, и все эти решения являются взвешенными и обоснованными. Спасибо.