А.Жерихов: Владимир Владимирович, разрешите Вас коротко проинформировать о ходе преобразования Государственного таможенного комитета в Федеральную таможенную службу. Постановлением Правительства утверждено Положение, штатная численность, структура. Девятого сентября таможенная служба официально зарегистрирована. Перед собой ставим задачу совместно с Министерством экономического развития и торговли: на этот период самое главное – не потерять темпы в нашей работе, сохранить управляемость таможенной системы, не допустить снижения собираемости таможенных платежей и таможенного контроля.
По состоянию на сегодняшний день в основном нам это удается. При плановом задании на 2004 год в 852 миллиарда ко вчерашнему дню Федеральной таможенной службой в бюджет перечислено 806 миллиардов. Нам фактически остается несколько дней работы, и мы заканчиваем годовые плановые задания и работаем над его перевыполнением. Но расслабляться мы не настроены. Задания очень напряженные на следующий год. Правительство проект бюджета внесло в Государственную Думу. И нам утвердили контрольные задания – 1 триллион 273 миллиарда. Это на 420 миллиардов больше, чем в прошлом году. Такого в истории таможенной службы за 13 лет еще не было: практически на 150 процентов увеличение.
В.Путин: Мы понимаем, что это связано не только с тем, что мы рассчитываем на улучшение работы таможенной службы, но и с ростом экономики и товарооборота.
А.Жерихов: Безусловно. Внешнеторговый оборот растет. И служба должна быть прозрачная. Она обслуживает этот внешний торговый оборот, что мы и стараемся делать, ставим перед собой задачу решить ряд вопросов: ввести современные информационные технологии, управление системами риска товаров, создать условия для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и в то же время пресекать контрабанду, перехватывать наркотики. И в этом плане очень перспективным нам видится электронное декларирование. На прошлой неделе мы вместе с Германом Оскаровичем [Грефом] посетили один из наших терминалов и познакомились с его работой. Это перспективное направление, и, я думаю, мы просто обязаны им заниматься для того, чтобы успешно выполнить все напряженные задачи, которые перед нами стоят.
В.Путин: То есть на результатах Вашей деятельности все преобразования, которые сейчас в службе происходят, не сказались негативно?
А.Жерихов: Они сказываются и на персонале, и на работе, но нам удается совместно – и под руководством Министерства – сохранить набранный темп, который был у службы.
В.Путин: Как идет работа совместно с Евросоюзом?
А.Жерихов: В этом плане очень тесное взаимодействие. Буквально два дня назад у нас состоялись рабочие совещания, встречи, и мы постоянно сверяем свои планы. В ближайшее время планируется моя командировка в Польшу. И мы там обсудим наши проблемы, в том числе и калининградские взаимоотношения, и упрощение таможенного оформления грузов.
Очень тесное взаимодействие. Мы обмениваемся информацией, наблюдаем за всем новым и прогрессивным в работе таможенных администраций Евросоюза и у себя предлагаем с учетом нашей Конституции.
В.Путин: Как Вы выстроили сейчас грузовые потоки на Калининград?
А.Жерихов: На сегодняшний день у нас очередей нет. Там есть вопросы тарифов. Это не связано с таможенной службой, и очень многим участникам внешнеэкономической деятельности накладно перевозить эти грузы. И, конечно, грузопоток немножко снизился, но у меня ежедневно на рабочем столе есть информация по пересечению грузов, проходящих через Калининград, и очередей вообще никаких нет.
В.Путин: Какие решения должны быть приняты на административном уровне, на законодательном – для того, чтобы увеличить транспарентность работы таможенной службы и понизить уровень коррумпированности?
А.Жерихов: Как я уже сказал, в первую очередь, нужна прозрачность, в частности это электронное декларирование. Смысл заключается в следующем: прежде чем отправить груз из–за границы импортеру, он передает нам в электронном виде всю информацию. Таможенник не соприкасается с участником внешнеэкономической деятельности. Кроме этого, отправитель груза контролирует заявленную таможенную стоимость, параметры отправленного груза из–за границы перед брокером. Нам остается только ее сверить и по возможности исключить человеческий фактор. Он всегда будет, человеческий фактор, но здесь он минимизирован. Это, я думаю, перспективное направление и с точки зрения борьбы с коррумпированностью. Но мы, безусловно, должны работать сами, очищая свои ряды, взаимодействуя с правоохранительными структурами.
В.Путин: На каких направлениях, по Вашему мнению, нужно уделить особое внимание развитию инфраструктуры таможни?
А.Жерихов: Развитие таможенной структуры в первую очередь – это укрепление пограничных пунктов пропуска. Это основное направление – с учетом последних событий: нужно южные рубежи нам укреплять, казахстанско-российскую границу. Мы все‑таки в последние годы очень многое сделали для укрепления и строительства переходов на российско-финляндской границе, со странами Балтии, а вот казахстанская, украинская границы – здесь нам предстоит очень много работать.
В.Путин: Какие задачи Вы считаете первоочередными в связи с планами строительства Единого экономического пространства?
А.Жерихов: Гармонизация таможенных процедур, унификация таможенного тарифа – это главное. Если будет унифицированный таможенный тариф – все остальное пойдет. В этом плане мы всегда исходя из опыта практической работы свои мысли высказывали. И последнее решение – за Министерством.
В.Путин: Вы считаете, этого достаточно?
А.Жерихов: Нет, конечно. Этого недостаточно, с учетом Ваших требований мы упрощаем таможенные процедуры на границе, совместный контроль, в частности на переходах с пограничной службой Украины, чтобы эти бюрократические препоны по возможности были меньше. Это целый комплекс мер.
В.Путин: А как ваша служба относится к созданию единого тарифного органа? Потому что можно унифицировать тарифы, а потом в течение двух-трех недель опять разбежаться.
А.Жерихов: Для нас унифицированные тарифы – это прозрачность, это меньше лазеек для злоупотребления. Мы относимся к этому положительно, если бы тарифы были унифицированы.
Г.Греф: До создания ЕЭП – унифицированные тарифы, после создания – уже единые органы, конечно.
А.Жерихов: Безусловно.
В.Путин: В принципе готовы работать в едином органе, в единой таможенной системе – на будущее?
А.Жерихов: С учетом политических решений мы всегда готовы к этому. Мы за то, чтобы наши границы были – особенно с нашими соседями – прозрачны, но не в ущерб, безусловно, интересам нашего государства.
В.Путин: Технологически возможно это сделать?
А.Жерихов: Технологически очень многое возможно. В первую очередь, я повторяю, если тарифы, ставки таможенных пошлин будут унифицированы, то к этому можно придти, пример – с Евросоюзом. В первую очередь гармонизация там происходит в этом плане, а все остальное, так сказать, организационно-технические моменты.
В.Путин: Спасибо.