В.Путин: Алексей Борисович, несколько слов о результатах деятельности компании.
А.Миллер: Прошлый год стал самым успешным за всю историю «Газпрома». И сегодня можно констатировать установление «Газпрома» как международной вертикально интегрированной энергетической компании, которая является серьезным участником международного энергетического рынка.
В.Путин: Прирост добычи?
А.Миллер: Прирост составил 20 миллиардов. И в этом году мы идем выше плановых показателей, которые поставили для себя, по итогам первого полугодия. Объем сверхплановой добычи составил полтора миллиарда кубических метров газа. И это, конечно же, очень важный фактор для продолжения программы газификации. Мы в этом году планируем ввести почти что в два раза больше газораспределительных сетей. Если в прошлом году было введено около 1300 километров, то в этом году мы планируем, что объемы ввода составят 2600 километров. В прошлом году было газифицировано более 300 новых населенных пунктов. Объемы потребления на внутреннем рынке выросли на семь с половиной миллиардов кубических метров, и мы планируем, что и в этом году также объемы потребления на внутреннем рынке будут расти.
В.Путин: Что со структурой поставок?
А.Миллер: Что касается структуры поставок, конечно же, приоритеты – это электроэнергетика, это население, это комбыт. И сегодня мы видим, что растут объемы потребления в экспортно-ориентированных отраслях промышленности: «Газпром» в очень большой степени сориентирован сегодня на экспортный рынок, все‑таки до сих пор экспорт является для нас и по объемам валовой выручки, и объемам рентабельности продаж очень важным направлением работы. Объемы экспорта растут, и в прошлом году они составили 132,9 миллиарда кубических метров газа.
В.Путин: Есть и другие составляющие.
А.Миллер: Конечно же, с экономической точки зрения с учетом хорошей конъюнктуры на мировых рынках для нас – очень высокая эффективность продаж. И в этой связи объемы поставок на экспорт растут: за первое полугодие по сравнению с показателями предыдущего года объемы выросли на 7 миллиардов кубических метров газа – это где‑то прирост 10 процентов. И в дальнейшем мы планируем, что объемы поставок на экспорт будут ежегодно расти на 5–6 миллиардов кубических метров газа.
Благодаря нашим долгосрочным контрактам у нас на долгие годы вперед сформирован портфель, и в этой связи очень важная задача сейчас – поднимать рентабельность продаж на внутреннем рынке.
Правительство приняло решение о повышении тарифов в 2005 году до уровня, который бы нам позволял выходить на безубыточность продаж на внутреннем рынке. Но, к сожалению, та динамика цен на металл, которая сейчас сложилась у нас внутри страны, такова, что, по‑видимому, «Газпрому» не удастся и в этом году, а может быть, даже и в будущем году преодолеть уровень нулевой рентабельности.
В.Путин: Алексей Борисович, но все‑таки рентабельность у вас по первому полугодию этого года составила 17 процентов, насколько мне известно, несмотря на рост цен в металлургической отрасли.
А.Миллер: Рост цен в металлургической отрасли привел к тому, что мы будем вынуждены сократить нашу инвестиционную программу почти что на 500 миллионов долларов. Это та дополнительная нагрузка, которая сегодня легла на «Газпром» благодаря тому, что за первые семь месяцев цена на металл выросла почти что на 80 процентов.
В.Путин: Я понимаю. Тем не менее Вы не ответили на мой вопрос. У вас в прошлом году во втором полугодии, насколько мне известно, – может быть, это неточные цифры – рентабельность была 50 процентов – очень высокая рентабельность, а в том году в связи с ростом цен на металлопродукцию она составила в первом полугодии 17 процентов. Это, конечно, гораздо меньше, чем 50, но это все‑таки большая рентабельность.
А.Миллер: Да, но это та средняя рентабельность, которая складывается с учетом продаж на внешнем рынке, а то, что касается внутреннего рынка, мы, к сожалению, еще пока имеем отрицательную рентабельность. Если мы говорим о необходимости увеличения объемов поставок на внутренний рынок, то компания, конечно же, должна работать на внутреннем рынке с плюсом. В противном случае, увеличивая объемы поставок, конечно же, мы увеличиваем свои убытки. Таким образом, мы снижаем свою рентабельность.
В.Путин: Согласен. Так называемая энергетическая стратегия, которая была принята Правительством некоторое время назад, – в части, касающейся «Газпрома», соблюдается?
А.Миллер: К сожалению, тот уровень роста цен, который был заложен в этой энергетической стратегии, пока не выдерживается. Но те показатели, которые есть на сегодняшний день в энергетической стратегии, мы считаем вполне приемлемыми, оптимальными. В частности, средняя цена на газ к 2006 году в соответствии с энергетической стратегией должна составить 41 доллар за тысячу кубов, и, если этих показателей удастся достигнуть в течение ближайших двух лет, это было бы хорошим фактором развития и российской экономики, и газовой отрасли.
В.Путин: Вы знаете, безусловно, не хуже меня, а даже лучше, с чем связаны последние решения – прежде всего с необходимостью выхода на исчисление налогов, прежде всего НДС, по стране назначения. И там у нас выпадающих доходов примерно на 36 миллиардов, так? Те решения, которые были приняты по НДПИ по газу, «Газпром» устраивают?
А.Миллер: Решения были по НДПИ по газу таковы, что из объемов, касающихся возмещения НДС по стране назначения, 20 миллиардов ложится на «Газпром». Это, конечно, дополнительная нагрузка. С Правительством у нас был конструктивный диалог, было найдено компромиссное решение для 2005 года. По‑видимому, мы должны сейчас продолжить диалог с Правительством в отношении возможности дополнительного увеличения тарифов на газ для промышленности, и мы такую аргументацию в самое ближайшее время планируем в Правительство представить.
В.Путин: Насколько мне известно, в Правительстве есть разные точки зрения по этому вопросу. Я надеюсь, что решение будет сбалансированным. Во всяком случае, я согласен с Вами в том, что компания должна выходить на прибыльную работу внутри страны. Конечно, идти к этой цели нужно очень аккуратно, не ставя в трудное положение потребителей – прежде всего, конечно, бытовых.
А.Миллер: Приоритеты населения, приоритеты комбыта, приоритеты электроэнергетики – они всегда стояли во главе угла нашей работы и будут стоять.
Хотел бы особо отметить развитие сотрудничества с нашими ближайшими соседями. «Газпром» сейчас вернулся во все республики бывшего СССР. Мы начали реализовывать комплексную программу «Средняя Азия – Центр». Подписано очень важное соглашение с Украиной по формированию долгосрочного совместного российско-украинского баланса газа, и определены условия нашей совместной работы в газовой сфере до 2028 года.
Что касается вопросов повышения эффективности компании, то хотелось бы отметить, что сейчас мы завершили первый этап реформирования «Газпрома». На первом этапе работа была сосредоточена на оптимизации структуры управления головной компании, введении регламентирующих процедур и систем бюджетирования.
Сейчас мы перешли ко второму этапу реформы «Газпрома», которая предусматривает оптимизацию системы работы компании уже на уровне наших дочерних предприятий, выделение и консолидацию основных видов деятельности, то есть создание стопроцентных компаний, которые будут специализироваться только на добыче, только на транспорте, только на подземном хранении и на газораспределении. Мы планируем, что эта работа будет завершена к концу этого года, и в новый год «Газпром» войдет уже с новой структурой.
Новая стратегия «Газпрома», которая направлена на становление компании как международной вертикально интегрированной компании, базируется на ряде программ, которые совсем недавно были приняты.
Это, во‑первых, программа развития минерально-сырьевой базы компании до 2030 года. Основу этой программы составляют два новых добычных региона – Ямал, Восточная Сибирь и Дальний Восток. Также мы ставим задачу перед «Газпромом», чтобы объемы пополнения наших запасов были выше объемов ежегодной добычи.
Другая программа – это программа синхронизации добычи, транспорта и сбыта. И в этой связи хотелось бы отметить, что если в рамках инвестиционной программы прошлого года соотношение объемов инвестиций, которые были направлены на транспорт и добычу, было 40 процентов и 40 процентов, то есть в равных объемах, то в этом году соотношение объемов инвестиций следующее: на добычу – 30 процентов и на транспорт – 60 процентов. Эта тенденция сохранится и дальше.
Сегодня не является критичным вопрос по добыче – сейчас нам надо работать в плане новых газотранспортных маршрутов, надо работать в отношении диверсификации наших маршрутов, и в этой связи мы с нашими европейскими партнерами разрабатываем сейчас проект Североевропейского газопровода. Этот проект позволит обеспечить более высокую надежность и стабильность поставок для наших европейских потребителей. Определено базовое месторождение для реализации проекта – это Южнорусское месторождение.
При этом мы планируем, что этот проект может быть реализован на совершенно новых принципах сотрудничества с нашими зарубежными коллегами. Мы считаем возможным, чтобы наши зарубежные партнеры могли участвовать в добыче. Но в свою очередь «Газпром» будет участвовать в активах по всей цепочке – от добычи до конечного потребителя. Это означает наше участие в активах газораспределительных сетей в Германии и в других европейских странах и участие в активах конечных потребителей, в первую очередь в электроэнергетике.
Основу нашей стратегии составляет программа диверсификации продуктов: это в первую очередь сжиженный газ, синтетические жидкие углеводороды, и сейчас мы в качестве нового вида своей основной деятельности рассматриваем электроэнергетику и планируем в самое ближайшее время в этой области быть представлены более активно.
Для «Газпрома» всегда нефть являлась профильным видом деятельности, и в рамках второго этапа реформы мы планируем создать новую компанию «Газпромнефть», которая специализировалась бы только на добыче и переработке жидких углеводородов. Сейчас объем добычи жидких углеводородов в «Газпроме» составляет где‑то около 11 миллионов тонн, и, по нашим оценкам, только реструктуризация этого бизнеса и создание самостоятельного юридического лица позволит на базе наших газпромовских месторождений в течение ближайших лет увеличить объемы добычи до 40–50 миллионов тонн.
В.Путин: Я думаю, что консолидация усилий вместе с нашими партнерами в Средней Азии и ваши шаги, направленные на интеграцию в европейскую экономику, – это, конечно, две очень важные составляющие развития энергетики в целом и «Газпрома» в частности. Вместе с тем я бы хотел вернуться к тому, о чем Вы сказали чуть выше, а именно: я просто абсолютно уверен, что повышение прозрачности «Газпрома», улучшение менеджмента, улучшение структуры компании – то, о чем мы с Вами только что говорили, – это большие резервы повышения качества работы «Газпрома» и повышения его рентабельности. Стратегия развития компании должна быть под Вашим постоянным личным вниманием, и в диалоге с Правительством нужны шаги, которые были предусмотрены в этом направлении, а там, я знаю, у Вас есть соответствующие планы, их нужно аккуратно, но последовательно реализовывать.