В.Путин: Здравствуйте! Александр Дмитриевич, я знаю, что Правительство закончило работу над весьма существенной и чувствительной для нас темой, причем масштабного характера, – это НДС и косвенные налоги по стране назначения. Это же является одной из ключевых тем в нашей работе с партнерами в рамках создаваемого Единого экономического пространства и в работе сегодня с украинскими партнерами. Как пойдет дискуссия в Государственной Думе, как Вы предполагаете?
А.Жуков: Владимир Владимирович, действительно, мы очень большое внимание уделяем созданию Единого экономического пространства. У нас одним из главных вопросов, препятствующих такому полноценному созданию Единого экономического пространства, было отсутствие нормальной системы уплаты налога на добавленную стоимость.
Обычно он уплачивается по стране назначения. У нас было изъятие для нефти и газа. Сейчас мы направили в Государственную Думу закон, который будет рассмотрен пятого числа, и как раз этот закон приводит в соответствие уплату НДС с нормальными принципами нашего взаимного сотрудничества и с Украиной, в первую очередь, и с Белоруссией, и с Казахстаном. Я думаю, что этот закон будет поддержан, потому что он будет способствовать развитию товарооборота между нашими странами, более тесных экономических связей и в конечном итоге созданию полноценного Единого экономического пространства.
В.Путин: Александр Дмитриевич, известно, что, по мнению экспертов, на первом этапе российский бюджет может недосчитаться определенных сборов. Как Вы оцениваете масштаб потерь для бюджета – первое, и второе: по мнению Правительства, как быстро мы сможем наверстать эти убытки за счет наращивания объемов товарооборота?
А.Жуков: Действительно, на первом этапе, по нашим подсчетам, потери составят порядка 30 миллиардов рублей.
В.Путин: За какой период времени?
А.Жуков: Это в расчете на год, на 2005 год. Но большую часть этих потерь мы покрываем…
В.Путин: Тридцать, Вы сказали?
А.Жуков: Примерно 34.
В.Путин: Вы называли сначала другие цифры.
А.Жуков: Это уточненные данные с учетом взаимных поставок, в том числе нефти из Казахстана. Большая часть этих потерь для бюджета будет покрыта за счет увеличения налогов на добычу нефти и газа. Сегодня высокие мировые цены позволяют нам несколько увеличить налоговую нагрузку на эти отрасли без ущерба для них.
В.Путин: То есть, для того чтобы сделать этот существенный шаг на пути интеграции, мы сознательно идем на повышение налогообложения для своих товаропроизводителей.
А.Жуков: Да, большая часть нагрузки падает на наших товаропроизводителей, но мы считаем, что это создает в перспективе возможности для расширения нашей взаимной торговли. Рынки стран СНГ, в первую очередь Украины, Белоруссии, Казахстана, для нас очень важны, так же как для них важен рынок России. И чем больше будет этой интеграции, тем больше выиграют обе стороны. Поэтому мы считаем, что эти временные потери, которые сейчас есть, они в течение года окупятся за счет расширения торговли, расширения товарооборота, более тесных связей между нашими предприятиями, лучшей загрузки предприятий и с той, и с другой стороны.
В.Путин: То есть, по Вашим оценкам, никаких негативных последствий для российской экономики не будет.
А.Жуков: Я думаю, что негативных последствий для российской экономики не будет. В перспективе, наоборот, будут позитивные последствия. И для экономики Украины и Белоруссии тоже будут позитивные последствия.
В.Путин: И второй административный вопрос, касающийся завершения работы над формированием структуры Правительства. Насколько мне известно, закончен этап согласования положений о министерствах и ведомствах.
А.Жуков: Да, это была очень непростая работа. Фактически нам пришлось утвердить новые положения для всех министерств и ведомств, потому что административная реформа на сей раз затронула практически все министерства. И это не механическая работа, когда просто взяли и старые сделали под новые, а по сути пришлось утвердить новые задачи министерств и ведомств, потому что их роль существенно возросла сегодня, они стали намного более самостоятельными. Функции прежних министерств теперь разделены между собственно самими министерствами, службами и агентствами, которые выполняют другие функции.
И это только первая часть работы. Сегодня все министерства имеют свои положения, знают свой объем работы, но теперь нам предстоит для каждого министерства, для каждого агентства установить показатели их деятельности и четко определить, на что их работа должна быть нацелена. Это следующий этап. Мы будем в середине августа рассматривать в Правительстве показатели работы министерств. И главное – правильно определить цель работы каждого для того, чтобы он четко понимал, как он встраивается в общую цель, которой пытается достичь Правительство, а именно: улучшение жизни людей, увеличение внутреннего валового продукта, повышение безопасности страны – вот набор главных целей. И каждое министерство, каждое ведомство должно четко знать в рамках достижения этих глобальных целей, какую задачу конкретно выполняет оно и как его деятельность будет оценена, с помощью каких показателей. Это абсолютно новая для нас работа, хотя многие страны по этому пути уже давно идут, и достаточно успешно.
В.Путин: Так надо понимать: если бы мы начали эту работу после инаугурации, то были бы только в начале пути?
А.Жуков: Я думаю, да, потому что сейчас мы еще только начинали бы делать положения для новых ведомств, а здесь у нас в общем‑то на сегодняшний день ситуация такая, что министерства уже работают в абсолютно нормальном режиме, новые агентства и службы тоже уже работают в нормальном режиме. И сейчас мы уже можем говорить о том, что бюджет 2005 года будет основан на тех новых задачах и с новым финансированием, нацеленным на те результаты, о которых я говорил.
В.Путин: Спасибо.