В.Путин: Несколько комментариев к тому, что здесь звучало в выступлениях.
Прежде всего несколько замечаний общего характера. Один из первых выступающих сказал, что основной эффект, видимо, ожидается от роста экономики – как результат всех преобразований, но до этого еще нужно дожить. Конечно, нам хотелось бы большего, но вы знаете, что за первые четыре месяца текущего года рост экономики составил 7,3 процента, рост реальных доходов населения, по‑моему, – 9,9 процента. Повторю: хотелось бы большего, но можно сказать, что до роста экономики мы с вами все‑таки дожили. Нужно теперь развивать этот успех.
Теперь по поводу самых чувствительных вопросов, которые были вами затронуты в ходе выступлений.
Первое. Это, конечно, определение источников финансирования тех полномочий, которые должны быть на вас возложены. Я прекрасно понимаю каждого из здесь сидящих: сам работал когда‑то в регионе и знаю, насколько это важно для любого человека, который хочет исполнять свои функции перед населением, людьми, которые его избрали, а не просто «отбывать номер» в кабинете с большим количеством телефонов. Поэтому прекрасно понимаю вашу озабоченность.
Из чего исходило Правительство, когда принимало решения по тем налоговым источникам, которые передаются в регионы? Исходило из того, что эти налоговые источники, их значение будут возрастать в российской экономике в связи как раз с теми преобразованиями, которые мы с вами намечаем: подоходный налог, как вы знаете, растет, налог на собственность должен расти, налог на прибыль растет значительно. Но не только этим ограничиваются налоговые источники регионов – налоги на акцизы, налоги на малое и среднее предпринимательство. Причем расчет федерального законодателя и Правительства делается на то, что, понимая, от чего зависит муниципалитет и регион, соответствующие власти будут соответствующим образом выстраивать и свою собственную экономическую политику. Эта ситуация должна подталкивать к тому, чтобы разбюрокрачивать экономику, создавать возможности для малого и среднего бизнеса, смотреть на малых и средних предпринимателей не как на захребетников и проходимцев, а как на источник благополучия для всего региона либо муниципального образования. Важно только правильно выстроить работу в нужном ключе.
Что касается НДС, о чем много раз уже говорили, – я на вашем месте, наверное, тоже бы за это боролся. Я не говорю, что это окончательное решение, – просто хочу два слова сказать о логике, которой руководствовались федеральные органы власти, когда принимали решение по НДС. Вы знаете, что нужны огромные деньги на возмещение НДС в соответствии с действующим законодательством. И, к сожалению, даже сегодня, несмотря на все предпринимаемые активные попытки, не удается прекратить жульничество в этой сфере, которое превратилось просто в криминальный бизнес, – возврат НДС. Прежде всего я имею в виду экспортно-импортные операции, но обращаю ваше внимание на то, что в самое ближайшее время будет либерализован Правительством порядок возмещения НДС при инвестиционной деятельности. И суммы возмещаемого НДС многократно увеличатся, хотя и сегодня они составляют сотни миллиардов рублей. В недалеком прошлом на практике это сводилось к тому, что одни регионы возмещали НДС, а другие регионы платили за это. И это тоже несправедливо. Не утверждаю, что порядок, который сейчас предлагается, – оптимальный, можно еще над этим подумать, но логика в принятии решений мною только что была изложена.
Теперь по поводу некоторых законов, на которые обратили внимание выступавшие коллеги. Это очень важные законы – Лесной и Водный кодексы.
Я абсолютно согласен и призываю всех собравшихся еще раз внимательно посмотреть на все, что там предлагается. Они еще не внесены в Государственную Думу и даже не поставлены, как мне сказала заместитель Председателя, на осеннюю сессию, поэтому сейчас как раз то время, когда можно над ними всем вместе активно поработать. Я призываю к этому и надеюсь на ваше самое активное участие. Озабоченности, которые здесь прозвучали – в том смысле, что регионы в каких‑то важных элементах этого хозяйства оттесняются, – я тоже разделяю. Нужно внимательно посмотреть. Все властные полномочия в этой сфере невозможно сконцентрировать в центре, хотя внятные разграничения здесь должны быть.
Второе важное замечание, которое было сделано, и я тоже абсолютно с этим согласен, – это отсутствие модельных законов для муниципалитетов. Хочу сказать, что на экспертном уровне работа началась, Администрация Президента к этому подключилась. Во второй части сегодняшней вашей работы вас об этом более подробно проинформируют. Если вы считаете, что это важно – а это, безусловно, так, – то я бы вас просил более активно подключиться к этой работе. Повторяю, мои коллеги вас сегодня проинформируют об этом поподробнее.
Что касается законов прямого действия. Я в этой части не согласен с теми, кто считает, что законы прямого действия – это централизация полномочий. Это ведь не так: все‑таки законы прямого действия – это не централизация, это законы прямого действия. Никаких других федеральных органов власти и управления, которые бы руководили этим процессом, быть не должно, на то они и законы прямого действия. Кстати говоря, очень важный момент был затронут одним из наших коллег, когда он сказал, что некоторые функции могут быть утрачены вообще. Конечно, это недопустимо, особенно в социальной сфере. Приводился пример о необходимости уделить больше внимания созданию рабочих мест для инвалидов – правильно. Но, насколько я знаю, насколько я понимаю, федеральный законодатель не ограничил регионального законодателя в его праве принимать решения по этим вопросам. Если на федеральном уровне эта функция исчезает, это не значит, что пошла команда, что такая функция должна исчезнуть на региональном уровне. Опять мы вернемся к проблеме финансовых источников, но это, как мы понимаем, все‑таки другая проблема. Это не значит, еще раз хочу подчеркнуть, что на региональном уровне вы не можете принять соответствующих решений.
Теперь по поводу Налогового и Бюджетного кодексов. Сегодня предложения Правительства по Налоговому кодексу были в целом приняты. Могут быть еще какие‑то поправки, поэтому их еще можно внести, над этим поработать. Призываю вас к тому, чтобы ваши представители, депутаты от ваших регионов в Думе активно включились в эту работу. В августе должна быть завершена работа и над Бюджетным кодексом. Безусловно, это ключевые вопросы для решения всех проблем, связанных с разграничением полномочий.
Об административной реформе, которая проводится в центре, и я надеюсь, что вы почувствовали хотя бы начало этой работы в регионах, имею в виду избыточное количество федеральных чиновников на местах. По имеющимся у меня данным, итогом этой работы явилось сокращение штатной численности федеральных территориальных органов на 42 тысячи человек и сокращение работников центральных аппаратов на 2103 человека. Хочу обратиться к вам с призывом активным образом работать по этому же направлению и дальше, имея в виду избыточные функции не только федеральных органов на местах, но и самих региональных органов власти и управления.
Наконец, самое последнее. Один из выступавших сослался на Цицерона, который сказал, что благо народа – это высший закон. Вы знаете, прикрываясь этим тезисом можно творить любое беззаконие и любой произвол, как заблагорассудится властям. И в истории человечества, да и в истории нашей страны мы неоднократно сталкивались с таким толкованием этого тезиса. Именно для того, чтобы оградить общество от подобного негативного развития событий, Древний Рим выработал целый ряд других правил. И одно из них очень хорошо юристам известно. Звучит оно, если я не ошибаюсь, примерно так: «Суров закон, но это закон». И это значит, что высшее благо народа – это все‑таки хороший, правильный, сбалансированный законодательный акт. И эта ответственность в значительной степени лежит на ваших плечах.
Я хочу вам пожелать всего доброго.
Спасибо большое.