В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Как вы знаете, вчера были проведены учения «Мобильность-2004». И я должен сказать, что и подготовка учений оказалась на высоком уровне, и проведены они были достойно, организованно и с хорошими результатами.
Вторая важная военная составляющая на Дальнем Востоке – этот флот. Здесь – во всяком случае, военные специалисты знают – сколько было проблем несколько лет назад! Были разные планы по поводу будущего флота на Дальнем Востоке.
Могу сказать, что и сегодня проблемы есть, но ясно одно: ситуация на флоте стабилизировалась и не только – флот начал развиваться. Понятно Министерству обороны, понятно Генеральному штабу, понятно политическому руководству страны, как нужно развивать флот на Дальнем Востоке. Есть соответствующие планы, и они будут исполняться. Все составляющие флота и та часть, которая относится к силам ядерного сдерживания, и все, что связано с ее функционированием и обслуживанием, и флот, так скажем, обычного назначения – все эти части будут развиваться на Дальнем Востоке. И будем это поддерживать. Флот на Дальнем Востоке – одна из важнейших составляющих безопасности государства.
Совершенно очевидно, что все те планы, которые есть у страны по поводу поддержания и развития боевой составляющей, не могут существовать сами по себе, без решения вопросов социального характера. В этой связи хотел бы сказать, что и в ходе учений «Мобильность-2004» во Владивостоке, и сегодня, когда мы разговаривали с руководством флота по социальной проблематике, поднимались вопросы, связанные с льготами для военнослужащих. Вчера меня и во Владивостоке офицеры спрашивали по этим проблемам.
Еще раз хочу подтвердить: никаких изменений, связанных с льготным проездом в отпуск, не намечается и не планируется. Это первое.
Второе. Никаких изменений не планируется и с точки зрения организации санаторно-курортного обслуживания военнослужащих.
И третье. Никаких изменений не планируется и с точки зрения организации выплат пенсий для военных, которые служат в условиях Крайнего Севера и в регионах, приравненных к Крайнему Северу, в таких, как этот, где мы находимся, – в Дальневосточном регионе.
Есть планы по изменению городского транспортного обслуживания. По подсчетам самого Министерства обороны и Министерства финансов, это такие изменения, которые должны пойти на пользу военнослужащим, улучшить их денежное содержание. Любовь Кондратьевна (обращаясь к Куделиной), два слова скажите, пожалуйста, по этому вопросу.
Л.Куделина (заместитель Министра обороны): Замена проезда в городском транспорте будет осуществлена увеличением надбавки за сложность и напряженность, которая сегодня существует по законодательству, с 70 до 120 процентов. Это компенсирует размер возможных проездных расходов военнослужащих практически во всех регионах. Единственное отличие составляют крупные города Москва и Санкт-Петербург, которые решением Правительства будут посчитаны таким образом, чтобы не допустить никакого ущемления ни для одной категории военнослужащих, проходящих военную службу в этих регионах, включая, видимо, Ленинградскую и Московскую области, поскольку пригородный транспорт дорогостоящий.
В.Путин: Хочу обратить ваше внимание на это обстоятельство. Когда мы обсуждали все эти вопросы и изменения с Правительством еще в Москве, обязательным условием, при котором я могу согласиться с этими изменениями, является не ущемление, а улучшение положения военнослужащих. В том числе в крупных городах. Поэтому по военнослужащим, которые служат в крупных городах — Москве и Петербурге, будет принято отдельное постановление Правительства. Это касается подъемных.
Л.Куделина: Ссуды на первоначальное обзаведение, согласно существующему законодательству, были для молодых офицеров возвратными и составляли 12 окладов. Принято решение отменить возвратность, то есть сделать просто предоставление средств на обзаведение и сохранить размер 12 существующих окладов.
В.Путин: Хочу отметить, что на Дальнем Востоке в среднем 60 процентов военнослужащих – контрактники. Как мне сказали, в стратегической дивизии 50 процентов – контрактники, а в многоцелевой дивизии их 88 процентов. Все это, а также имея в виду удаленность мест службы, таких, где мы сейчас находимся, говорит о необходимости уделить особое внимание решению социальных вопросов. К сожалению, надо признать, что в последние годы эта часть проблемы оставалась почти вне поля зрения Правительства, государства. Правда, военные – народ неприхотливый, и, как мне сказали, последние два года даже они чувствуют здесь улучшение. Честно говоря, когда проезжал по городку, никакого улучшения не видел. Может быть, что‑то изменилось к лучшему с точки зрения летнего отдыха детей, еще какие‑то вещи чувствительные для людей, но материальная база, материальное состояние объектов социального назначения находятся здесь в плачевном состоянии. Здания, сооружения 30 – 40-летней давности: жизнь только теплится. Ситуация абсолютно нетерпимая, и предлагаю поговорить сейчас на эту тему подробнее.
Н.Аброськин (директор Федерального агентства специального строительства России): В связи с Вашим поручением нами совместно с командованием Тихоокеанского флота, командованием 16-й эскадры подводных лодок проведен визуальный осмотр объектов социальной сферы. В результате нами установлено, что большинство объектов имеют плачевное состояние. Все они постройки 60-х и начала 70-х годов. В то время строились эти здания в основном из шлакоблоков, которые обладают большой гигроскопичностью, и практически каждый год приходится их штукатурить по новой. Кроме того, не нашлось такого объекта, где бы подводники и местное население могли заняться оздоровлением, отдохнуть, провести культурно время. Оказалось, что в этом микрорайоне нет ни одного такого сооружения.
В ходе осмотров мы пришли к такому мнению: чтобы улучшить эту ситуацию, предоставить условия не только для военнослужащих срочной службы, но и для офицеров, прапорщиков, местного населения, мы предложили рассмотреть вопрос о строительстве спортивно-оздоровительного многопрофильного комплекса, который будет представлять из себя плавательный бассейн, универсальный спортивный зал, тренажерный зал, бильярд, боулинг, сауны, кафе-бары и много вспомогательных сооружений, которые должны будут обеспечить круглогодичный досуг и отдых. Нам представляется необходимым, чтобы Дом офицеров флота, который в настоящее время остановлен на капитальный ремонт, был унифицирован. Мы предложили перепроектировать его с таким расчетом, чтобы можно было многопрофильно проводить лекции и концерты, смотры и конкурсы. Также принято решение о проведении капитального ремонта одной из школ, которая не отвечает нормативным требованиям, особенно сейсмическим. Изучен вопрос о медицинском обслуживании микрорайона. Поликлиника и госпиталь находятся в отвратительном состоянии. Необходимо провести капитальный ремонт зданий, оснастить новым медицинским оборудованием.
Это тот небольшой перечень первоочередных дел, которые необходимо в кратчайшие сроки выполнить, хотя на перспективу имеется еще ряд объектов: два детских сада, дом музыки, дом творчества, казарменная зона.
В.Путин: Надо посмотреть, что делается в пустующих домах.
Н.Аброськин: Мы их тоже посмотрели, их оказалось больше десяти. Есть предложения переоборудовать их для контрактников. Часть домов при дальнейшем вливании средств, в том числе из местного бюджета, можно использовать для местного населения. Потому что 13,2 тысячи человек – это нынешние военнослужащие, уволенные в запас, люди, которые обеспечивают деятельность этого муниципального образования.
В. Гавриков: (командующий): Как сказал Николай Павлович, вложения крайне необходимы. Мы с ним прорабатывали вопрос. А в последующем надо еще и увеличивать. Все, что касается служебной зоны, необходимо наращивать и прилагать серьезные усилия, чтобы обеспечить боевую готовность и социальную составляющую. Это все будет высоко оценено моряками и членами их семей и, безусловно, повлияет на их отношение к делу.
С.Иванов (Министр обороны): Здесь очевидно, что самая острая и запущенная проблема – это социалка, вернее, ее полное отсутствие. Ничего для досуга в Рыбачьем нет – ноль. В первую очередь, мы считаем, надо заняться этим.
А.Маркман (глава закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Вилючинск): За последние годы существования ЗАТО сформировалась определенная схема финансирования. И только благодаря тому, что сейчас такое внимательное отношение к нашему городу, мы сумели, приняв микрорайон Рыбачий в 1997 году, остановить его разрушение, найти какие‑то сдвиги в его дальнейшем развитии. Но если вопрос станет о том, чтобы перевести финансирование нашего города на финансирование через субъект, который находится в тяжелом финансовом положении, и мы это знаем…
В.Путин: А разве сейчас обсуждается вопрос изменения системы финансирования?
А.Маркман: Извините, Вы правы. Но он обсуждается сейчас в Государственной Думе. И Дума в первом чтении приняла изменения в Бюджетный кодекс, убрав 142 статью. Если не будут внесены изменения в Бюджетный кодекс во втором чтении, то перейдем на финансирование через субъект федерации.
В.Путин: Хорошо, мы подумаем над этим. Дорогу‑то когда достроите?
А.Маркман: В этом году.
В.Заварзин (председатель Комитета по обороне Госдумы): Действительно, эта проблема существует. Государственная Дума рассматривает вопрос поправки в Бюджетный кодекс по ЗАТО. Мы очень тщательно изучаем этот вопрос, создана инициативная группа. У нас сейчас около двадцати двух ЗАТО. В принципе и Министерство обороны, и бывший Минатом это поддерживают, за исключением пока Министерства финансов. Поэтому я поддерживаю то, что сказал Маркман. По Камчатке мы тщательно изучили этот вопрос. Желательно финансирование в том режиме, в котором оно и было. Мы сделали по этому поводу Михаилу Ефимовичу Фрадкову докладную записку.
В.Путин: Давайте мы в Москве вернемся к этому еще раз. В целом понятно то, что предлагает Минфин. Мне это объяснять не нужно. Слишком много жульничества было в этих ЗАТО, но в некоторых местах, которые требуют действительно реальной поддержки, надо рассмотреть ситуацию внимательнее.