В.Путин:
Перед тем как Нурсултан Абишевич [Назарбаев] закончит (после хозяина неудобно говорить, поскольку он нас сюда завел все‑таки) – да, тема очень интересная: евразийская интеграция, тенденции современного развития и вызовы глобализации. Я привык, если уж чем‑то заниматься, стараюсь влезть в вопросы, которыми приходится заниматься. И, знаете, все‑таки посмотрел внимательно программу. Она очень интересная, действительно интересная, без всяких шуток. Она такая серьезная. Здесь очень много поставлено вопросов, которыми можно заниматься, не одну диссертацию написать. Например, как решить проблему стабильного развития, обеспечения политической стабильности в наших обществах, создать условия для экономического развития и в то же время не нанести ущерба развитию демократических процессов. Очень сложный вопрос и очень интересный.
Но есть и другие вопросы, которые у меня вызывают смешанные чувства. Такое впечатление, что в ряды организаторов этого мероприятия пробрались враги идей Президента Назарбаева. Да-да, сейчас я вам скажу.
Вот есть такая секция работы по темам: «Безопасность евразийского пространства». Дальше читаю: «Основные вопросы дискуссии: геополитические интересы внешних сил (США, Китай, ЕЭС, Япония, Россия)».
Я понимаю, можно жить по принципу «зачем мне география, извозчик довезет», но достаточно карту открыть, посмотреть, где находится Российская Федерация. Она находится прямо в центре Евразии. Но дело даже не в этом – дело в том, что если исходить из темы, которая предложена для дискуссии, – безопасность Евразии – я думаю, подавляющее большинство (может быть, кроме автора вот этой цитаты) согласится с тем, что не только на евразийском пространстве – в глобальном масштабе вряд ли можно эффективно решать вопросы безопасности вне контекста той деятельности, которую проводит, и той роли, которую играет Россия сегодня в мире.
И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Есть такая тема – «Концептуальные проблемы деятельности интеграционных объединений». Если мне будет позволено принять участие в этой дискуссии – если бы мне было возможно принять участие в этой дискуссии, – я бы сказал очень коротко и очень просто. Проблемы эти можно сформулировать буквально тремя-четырьмя предложениями.
Какие же это проблемы? Это великодержавный шовинизм. Это национализм. Это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения. И, наконец, это просто глупость. Обыкновенная пещерная глупость.
Но мы с вами люди умные. И позвольте мне нашу сегодняшнюю дискуссию завершить призывом: умные всех стран, объединяйтесь.