В.Путин: Добрый день!
Алу Алханов: Добрый день!
С учетом общественно-политической обстановки в республике я попросил Владимира Анатольевича Яковлева организовать встречу с Вами. Дело в том, что очень различные слои общества, жители республики обратились ко мне с просьбой принять участие в президентских выборах. Я это связываю и с тем, что люди хотят продолжения курсов федерального центра и Ахмата-хаджи Кадырова – это политика дальнейшей стабилизации жизни и в обществе, и в республике в целом. И думаю, что с учетом знания той обстановки и ситуации, которая сейчас в республике, с учетом того, что я в принципе знаю курс и политику, которую проводила Чеченская Республика, смогу, наверное, эту линию проводить и дальше. В связи с этим, как я уже говорил, я и обратился к Владимиру Анатольевичу и хотел донести свою позицию в этом вопросе и принять участие в президентских выборах.
В.Путин: Я так понял (мы с Владимиром Анатольевичем разговаривали до этого): в связи с Вашим решением – в соответствии с законом Вы должны были уйти в отпуск. И, естественно, меня интересует, как мы будем решать вопрос с тем, кто будет возглавлять министерство внутренних дел республики. Какие у Вас предложения?
Алу Алханов: Я думаю, что в любом случае общественная безопасность республики, особенно в период подготовки и проведения выборов, – очень немаловажный фактор, и я считаю, что исполнение обязанностей министра внутренних дел Чеченской Республики необходимо будет возложить на одного из своих заместителей. Думаю, что с этим заместителем я бы определился и Вам бы доложил, кого конкретно ставить министром внутренних дел. Я считаю, что таким исполняющим обязанности сегодня может быть Алханов Руслан Шахаевич, бывший командир ОМОНа, мой заместитель по городу Грозный. И думаю, что возложение обязанностей на этого офицера будет правильным.
В.Путин: Когда Вы с ним переговорите, решим вопрос окончательно. Есть еще один вопрос. Вы сослались на предложение, которое было сделано представителями самых разных районов Чеченской Республики. Мы с Вами говорили на темы, связанные с развитием Чечни, с ее восстановлением, и Вы как министр внутренних дел смогли наладить нужную работу по наведению порядка, но в то же время умели бережно относиться к людям. В этой связи мы обсуждали с Вами раньше необходимость создания общественного контроля – не правоохранительного контроля, а именно общественного контроля за восстановлением Чеченской Республики, имея в виду, что средства со стороны государства должны быть там затрачены значительные.
Также мы обсуждали необходимость общественного контроля за распределением денег, которые выделяются федеральным центром в качестве денежных компенсаций за утраченное жилье. Несмотря на то что Вам придется уйти в отпуск в связи с предвыборными делами, я все‑таки с Вас этого поручения не снимаю и прошу Вас эту работу дальше продолжать. По сути дела, ее нужно полномасштабно развернуть и организовать действенные гражданские структуры по контролю денежных средств, с тем чтобы не только в правоохранительной сфере, но и в финансовой, социальной сферах права людей были защищены надежным способом.
Алу Алханов: Владимир Владимирович, эта тема очень актуальная для жителей республики, и поэтому с учетом того предложения, которое было сделано Вами, мы определенную работу в этом плане начали, есть перестановки в самом комитете по компенсационным выплатам. Вопросы, связанные с общественным контролем, сегодня тоже решаются, и очень правильно замечено, что деньги должны доходить до людей, которые действительно потеряли жилье, действительно в этих деньгах нуждаются.
Поэтому, несмотря на то что я буду находиться в отпуске, тем не менее и общественный контроль, и в целом контроль по государственной линии по этому направлению работы будет усилен. Уверен, что деньги дойдут до тех, кто в них нуждается.
В.Яковлев: Хочу сказать, что главнейший вопрос – это выплата компенсаций. Сейчас он находится полностью под контролем, и Вы правильно говорите, что тот общественный совет, который работает, он уже решил многие проблемы, в том числе ликвидирована та структура, которая в принципе была инертной. Местный комитет по выплатам компенсаций препятствовал продвижению. Принято решение, и, слава богу, процесс двинулся вперед. Могу сказать, что на сегодняшний день четко понятны списки, есть конкретные открытые счета – 1800. Мы считаем, что до конца года 42 тысячам людей, которые первоначально по спискам проходили, проверяли, контролировали, хотя было 93 тысячи заявлений, – деньги будут все равно выплачены. И я полагаю, что то поручение, которое давалось раньше, как раз находит отклик у жителей.
В.Путин: Владимир Анатольевич, там несколько замедлились выплаты по компенсациям – исхожу из того, что сделано это сознательно для того чтобы навести больший порядок, но вместе с тем рассчитываю на то, что соответствующая структура республики при Вашей поддержке не заморозит этот процесс, а, наоборот, наведет порядок и интенсифицирует эту работу.
В.Яковлев: Я считаю, что это одно их Ваших главных поручений, которое должно быть исполнено. Так же, как Вы много говорили, допустим, о лагерях беженцев. Все в соответствии с законом. Вы несколько раз говорили о том, что, если не хотят переезжать – пусть живут, не трогайте, пока по закону не будет. То есть надо подходить так, чтобы люди четко почувствовали, что закон действует.
В.Путин: У нас очень много, и не только в Чечне, но и в других регионах, люди сталкиваются с несправедливостью, с неисполнением государством своих обязательств, поэтому часто просто не верят. И тем более это характерно для Чечни. Надо, чтобы все было сделано так, как было сформулировано изначально, и люди в очередной раз не столкнулись с обманом. Все, что обещано, все люди должны получить. И именно в том режиме, о котором мы говорили: получить деньги, а не обещания и не услуги. Я прошу Вас тоже контролировать это со своей стороны.
И следующий вопрос. Владимир Анатольевич, Вы были одним из инициаторов по переводу в Чечню дирекции по восстановлению. Что там происходит?
В.Яковлев: Считаю, что абсолютно правильный вопрос – такое решение принято. Председатель Правительства такое решение принял, теперь необходимо, чтобы эта дирекция быстрее переехала непосредственно на место и на месте принимала все решения. Я полагаю, что это абсолютно правильное решение, поскольку только там видно, куда и как пойдут деньги. Тогда мы будем знать ответственных уже непосредственно, и не будет уже никаких ссылок, что деньги куда‑то могли исчезнуть, – под конкретные адреса, под конкретные проекты. Мы определились, какие это проекты, в том числе это и дороги, и театр, и библиотека, и музей, и, безусловно, жилье.
В.Путин: Когда будет развернута работа?
В.Яковлев: Я полагаю, в течение двух недель максимально все должно прийти в действие и находиться на местах.