В.Путин:
Прежде всего хочу еще раз искренне поблагодарить господина Президента за приглашение и гостеприимство, которое мы чувствовали буквально с первых минут пребывания на мексиканской земле. Мексику и Россию действительно связывают узы традиционной дружбы. Сегодняшние переговоры — здесь я согласен с оценкой, которую дал господин Президент этим переговорам, — подтвердили нашу общую готовность развивать отношения между Мексикой и Российской Федерацией. Только что мы подписали совместное российско-мексиканское заявление, в котором отражено совпадение, или близость, наших позиций по основным проблемам современности. Также подписаны другие двусторонние документы — вы были свидетелями их подписания. Я бы выделил из них Соглашение об избежании двойного налогообложения на доходы, а также Соглашение о сотрудничестве в банковской сфере, которые, на мой взгляд, должны создать хорошую правовую базу для развития экономических связей.
Мы придаем большое значение взаимодействию и в других сферах: и в сфере борьбы с преступностью, и в культурной сфере. Сегодня много внимания было уделено всем этим направлениям нашего взаимодействия. Рассчитываем, что эти документы создадут хорошую правовую основу для развития нашего сотрудничества. В ходе переговоров было также подтверждено общее стремление содействовать процессу формирования эффективной системы международных отношений. На эту тему мы говорили много. Я еще раз подчеркну: все, что касается строительства международной системы безопасности, все, что касается приоритетов создания современной архитектуры международных отношений, — все это, по сути, поддерживается нашими мексиканскими коллегами, так же как и их российскими друзьями. У нас здесь общие позиции. И мы намерены отстаивать их на международной арене, в Совете Безопасности ООН.
Мы считаем, что роль и значение ООН как универсального инструмента по поддержанию международного мира и безопасности должна быть укреплена. Мы говорили также о том, как это сделать, говорили о совершенствовании механизмов. Разумеется, уделили значительное внимание ситуации в Ираке, говорили и о перспективах принятия резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, которая, как вы знаете, сейчас активно обсуждается в Совете.
Господин Президент назвал области нашего взаимодействия в сфере экономики, обозначил некоторые конкретные проекты. Хочу подтвердить, что мы сделаем все, чтобы со стороны официальных властей Российской Федерации, со стороны Правительства России эти проекты были поддержаны.
Хотел бы также отметить, что перечисленными конкретными проектами наши контакты в сфере экономики не ограничиваются. Мы будем искать другие сферы приложения наших сил. Уверен, что, имея в виду настрой двух сторон на развитие нашего взаимодействия, мы их найдем.
Я хочу еще раз поблагодарить господина Президента не только за приглашение, но и за характер нашей сегодняшней беседы. В заключение еще раз хочу повторить свое приглашение Президенту Мексиканских Соединенных Штатов господину Фоксу посетить Российскую Федерацию с официальным визитом в удобное для него время.
Спасибо.
Вопрос: Вот уже порядка 130 лет Россию и Мексику связывают двусторонние связи. Сегодня нас посетил Президент России. В чем заключается особый интерес к Мексике? Кроме того, хотелось бы узнать немножко больше о договоренностях в области производства транспортных средств большой грузоподъемности. Обсуждали ли вы возможное снижение мировых цен на нефть, а также не могли бы Вы рассказать немножко больше о возможном экспорте природного газа в Мексику? Когда можно ожидать конкретных шагов в этом направлении?
В.Путин: У вас такой комплексный вопрос. Вы хотите, чтобы я сделал доклад на тему развития российско-мексиканских экономических связей? Я попробую ответить очень сжато.
У нас традиционный интерес к Мексике, и основан он на интересе России к мексиканской культуре. Мы сегодня об этом достаточно подробно говорили с коллегами в процессе переговоров. Интерес к Мексике вызван, конечно же, не только и не столько популярностью мексиканских телесериалов у нас в России, сколько ростом экономического потенциала Мексики, укреплением ее суверенитета на международной арене и международного авторитета вашей страны. Все это делает Мексику привлекательным партнером. Кроме того, и это самое главное, Мексика стабильно развивается экономически. На сегодняшний день у России небольшой, но уже заметный экономический обмен с Латинской Америкой в целом: он где‑то немногим больше шести миллиардов долларов. С Мексикой обмен незначительный — я бы считал, что там несколько сот миллионов долларов, — но возможности очень большие. Те конкретные проекты, о которых говорил Президент и Вы сейчас упомянули, — строительство завода грузовой автомобильной техники или ремонт нашей авиационной техники, в частности вертолетов, — это конкретные и интересные, но небольшие проекты, и мы постараемся их поддержать. Это предмет конкретных коммерческих переговоров. Но повторю еще раз, что Россия со своей стороны эти проекты поддержит.
Но гораздо более масштабными могут быть другие проекты. Наши компании уже работают на мексиканском энергетическом рынке, и в сфере электроэнергетики принимали активное участие в реализации двух энергетических проектов — строительства двух электростанций. Сейчас одна из наших компаний выиграла тендер вместе с другими своими партнерами в рамках международного консорциума по строительству еще одной электростанции в Мексике. Впервые в прошлом году был заключен договор о поставке в Мексику ядерного топлива. Я считаю, что это хорошее начало для полномасштабного сотрудничества в сфере мирного использования атома, в сфере ядерной энергетики.
Наконец, по энергосырью — нефть и газ. Как нам сегодня сказали наши партнеры в ходе переговоров, Мексика только на 18 процентов использует свои возможности по добыче нефти. Это очень перспективная страна в сотрудничестве в этой сфере для России. Мне кажется, что мексиканские и российские специалисты заинтересованы в развитии этого взаимодействия. Я уже не говорю об уже возможных и запланированных поставках сжиженного газа с Дальнего Востока Российской Федерации, где в 2007 году планируется ввести в строй крупные предприятия по сжижению природного газа. Уже сейчас ведутся переговоры по поставкам сжиженного газа на побережье США и Мексики.
Но еще более интересным и перспективным может быть совместная работа российских и мексиканских специалистов по всему циклу геологоразведки, добычи, транспортировки энергоресурсов. Это касается и нефти, и газа. В том, что российские газовики являются лидерами в своей области в мире, думаю, сомнений ни у кого нет. И здесь мы могли бы действительно оказать содействие по всей технологической цепочке. Это касается, повторяю еще раз, и геологоразведки, и добычи, и поставок необходимого оборудования. Конечная цель этого сотрудничества — создание в Мексике собственной газовой отрасли. Вот это уже масштабное взаимодействие, которое достойно наших стран.
Наконец, в области военно-технического сотрудничества у нас есть перспективы, сделаны небольшие первые шаги. Надеемся, что они будут развиваться и дальше. Мы исходим из того, что любая страна, в том числе и Мексика, заинтересованы в диверсификации своих связей в этой достаточно чувствительной области сотрудничества с другими странами. Вот неполный перечень тех направлений, в которых мы могли бы и, надеюсь, будем развивать отношения.
Вопрос: Владимир Владимирович, это Ваш второй приезд в Латинскую Америку: Вы до этого побывали на Кубе несколько лет назад. Какое сейчас, по Вашему мнению, место в мировых отношениях занимает Латинская Америка?
В.Путин: У Советского Союза в свое время были традиционно очень дружественные отношения со всем континентом. В силу известных событий в начале 1990-х годов, когда мы были вынуждены заниматься в основном своими делами, нам было не до Латинской Америки. А сегодня, я в этом глубоко убежден, учитывая потенциал стран Латинской Америки, учитывая рост их экономического потенциала и рост их веса на международной арене, Россия не имеет права не уделять этому направлению своей политики должного внимания. Мы будем настойчиво действовать в этом направлении, будем работать со всеми странами континента. Я очень благодарен Президенту Мексики за его приглашение. Имея в виду давние и традиционные связи, которые установились между Россией и Мексикой, мне бы хотелось надеяться на то, что это будет хорошим началом возобновления практической деятельности России в Латинской Америке. А из того, что я только что сказал выше, — Мексика могла бы стать хорошей площадкой для развития наших отношений с другими странами континента.
Вопрос: В Мексике полным ходом идут дебаты о реформах законодательства в сфере энергетики. Не станет ли отсутствие результатов реформ тормозом для возможных российских капиталовложений в эту область?
В.Путин: Мы сегодня говорили уже на эту тему в ходе наших переговоров. Я не знаком, конечно, детально с мексиканским законодательством в этой сфере, но из того, что я услышал, можно сделать вывод, что у нас в России законодательство в этой области является более либеральным. У нас фактически весь энергетический сектор — это касается нефти — весь практически частный. Что касается газа, то там есть ограничения только по транспорту, по добыче. Ограничений для частного капитала нет, но я понимаю мексиканское правительство. Это одна из тех основ, на которых стоит мексиканская экономика, и действовать здесь нужно крайне аккуратно. Любая инвестиция, особенно крупная, всегда прорабатывается инвесторами с точки зрения действующего законодательства. Я не думаю, что те дебаты, о которых Вы сейчас сказали, те возможные изменения в мексиканском законодательстве, которые сейчас обсуждаются, могли бы как‑то повлиять на наше сотрудничество. Более того, чем либеральнее оно будет, тем лучше для потенциальных инвесторов при соответствующих гарантиях этих вложений со стороны мексиканского правительства. В этом смысле Мексика, на наш взгляд, является партнером надежным. На данный момент могу сказать вам точно, что наши основные энергетические компании, в том числе компания «Газпром», которая сейчас установила первичные контакты со своими партнерами в Мексике, проявляет интерес к развитию этого взаимодействия.
Я еще хотел бы также добавить, что это и так понятно, что наше взаимодействие с Мексикой в энергетической сфере, на мой взгляд, является крайне важным не только для двух стран, но и для мирового энергетического рынка, имея в виду, что и Мексика, и Россия являются крупнейшими производителями и экспортерами энергетического сырья. Мы не заключаем никаких картельных соглашений и не являемся членами ОПЕК, постоянно находимся в контакте друг с другом. Мы с Президентом Мексики достаточно регулярно обмениваемся информацией о том, что происходит на мировых энергетических рынках, говорим по этому вопросу по телефону постоянно. Поэтому чем плотнее наши специалисты будут работать друг с другом, тем лучше это отразится на состоянии наших экономик, и это создаст необходимую стабильность на международных энергетических рынках. В этом я нисколько не сомневаюсь. Имея в виду все вышесказанное, планы России и Мексики в сфере энергетики должны быть исключительно позитивно восприняты не только в наших странах, но и в международном энергетическом сообществе.
Вопрос: Владимир Владимирович, Ваша позиция относительно того, что происходит в Ираке и в Афганистане? И что делать с оккупационными войсками? Также Ваша позиция относительно новой резолюции по Ираку?
В.Путин: Начну с Афганистана. Ситуация там продолжает оставаться достаточно сложной, но, на мой взгляд, в связи с тем, что мировое сообщество смогло выработать единый подход к решению проблемы Афганистана, она все‑таки развивается в позитивном ключе. Очень рассчитываем на то, что Президенту Карзаю удастся укрепить центральное правительство, укрепить военные силы, силы правопорядка. Надеемся на то, что ему удастся сделать при поддержке международного сообщества необходимые шаги для укрепления экономики своей страны. И, как Вы знаете, там планируются выборы. Мы надеемся, что они пройдут с положительным результатом. Россия будет всячески этому содействовать.
Есть проблема, которая беспокоит всех, — это рост наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана. К сожалению, после того как с режимом талибов было покончено, лучше там в этом смысле не стало — наоборот, к сожалению, стало хуже. Возросло количество посевных площадей героина, поступающего на европейские рынки, на российский рынок, на американский рынок, героина афганского происхождения стало больше. И этот вопрос нужно обсуждать с афганским руководством, нужно находить решение этой проблемы.
Что касается Ирака, то здесь сложнее, к сожалению. Знаем всю остроту этой проблемы, фактически каждый день там погибают люди. Это не может нас всех не беспокоить.
Я хочу подчеркнуть особую роль, которую сыграла Мексика в обсуждении этой проблемы. Говорю это не для красного словца, не потому, что я в гостях и должен говорить приятные вещи своим хозяевам, — это действительно было так с самого начала обсуждения этой проблемы. В то время, когда Мексика работала в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН, она занимала свою собственную позицию, отстаивала ее до конца, вела консультации со всеми членами Совета Безопасности включая Россию. Мы и дальше намерены консультироваться с Мексикой вне зависимости от того, является ли она сейчас членом Совета Безопасности или нет. На мой взгляд, США предпринимают в настоящее время активные шаги, направленные на нормализацию ситуации. Резолюция, которая была внесена в Совет Безопасности ООН, сейчас уже претерпела значительные изменения. Она изменилась в ходе согласования отдельных ее положений. На мой взгляд, она меняется в лучшую сторону. Мне кажется, есть все основания полагать, что эта работа может закончиться положительным результатом, если она будет и дальше протекать в духе такого взаимодействия, который сейчас в Совете Безопасности ООН сложился.
Что же делать с оккупационными войсками, ответить на этот вопрос я, кажется, смогу.
Оккупационные власти вообще, и войска в частности, должны как можно быстрее создать такие условия, при которых они могли бы покинуть территорию оккупированного государства. Нужно как можно быстрее создать условия для того, чтобы иракский народ мог взять всю полноту ответственности за свою судьбу в собственные руки, мог распорядиться национальными богатствами, в том числе нефтью. Я абсолютно убежден в том, что Ирак не является страной, пораженной в правах. Если мы говорим о восстановлении демократии в этой стране, то самым прямым проявлением демократии является организация прямых тайных демократических выборов, в результате которых могло бы появиться законное правительство этой страны. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее мы сможем сказать о том, что настала фаза окончательного урегулирования иракской проблемы.
Спасибо.