Н.Назарбаев: Уважаемые коллеги!
Прежде всего, мы очень благодарны Президенту Украины Леониду Даниловичу Кучме, который проявил инициативу и на этом этапе внес предложение встретиться, подвести итог проделанной работы.
Вы помните, что 23 февраля прошлого года в Москве мы впервые сделали заявление о том, что мы инициируем создание Единого экономического пространства четырех государств, где заключен экономический потенциал, в объеме 90 процентов бывшего Союза и проживает 230 миллионов человек – это мощный и хороший рынок.
И должен вам сказать, что за этот короткий срок проделана огромная работа. Группы высокого уровня в лице вице-премьеров четырех государств ежемесячно объезжали все столицы, составляя документ, который мы подписали и, самое главное, успели ратифицировать к этому времени все государства. Так что мы собрались для того, чтобы констатировать, что все решения о создании Единого экономического пространства подписаны, прошли национальный режим утверждения – ратификации – во всех парламентах. И Казахстану как депозитарию переданы все документы. Вот этот итог готовой работы.
Теперь, после принятия основных документов, начинается практическое осуществление самого Единого экономического пространства.
Первая часть – создание таможенного союза, транспортного союза и сопутствующих 61 проекта законов и еще 50 нормативных актов, то есть документов, которые должны приниматься.
Сегодня мы обсудили подробно мнения всех сторон, все интересы пытались согласовать и пришли к выводу, что следующая встреча состоится в Казахстане в середине сентября, где группа высокого уровня предоставит нам первоочередные проекты законов и документов, которые мы должны рассмотреть, с тем чтобы к концу этого года завершить принятие. Потому что эти проекты надо подписать. Потом опять надо провести законы через парламенты, чтобы с начала следующего года приступить к практической деятельности по созданию Единого экономического пространства, то есть зоны свободной торговли. Спасибо.
В.Путин: Могу только добавить, что действительно работа проделана очень большая. И вчера наши коллеги сделали еще один шаг вперед – согласовали список приоритетных проектов, приоритетных договоров, которые должны быть согласованы в течение этого года. Думаю, что мы в течение 2005-го, может быть, начала 2006 года вполне можем подписать первый пакет этих документов и перейти к непосредственной работе в рамках того экономического пространства, о котором мы говорили.
Хочу отдельно подчеркнуть, что ни одна из стран не вступает ни в какую организацию. Мы вместе создаем Единое экономическое пространство. Чтобы не было неправильного понимания, что кто‑то кого‑то силой или как‑то затягивает в какую‑то региональную организацию, – нет, мы вместе собрались для того, чтобы в ходе дискуссии выработать такие правила поведения в сфере экономики, которые выгодны были бы всем четырем государствам. И есть понимание, как это должно быть сделано. И еще одно: создание Единого экономического пространства не мешает каждой из наших стран принимать участие в общемировых и европейских интеграционных процессах. Такая практика в мире есть, она широко применяется. Речь идет только о том, чтобы сделать наши экономики более конкурентоспособными на мировых рынках. И если и принимать участие в общемировых, европейских процессах, то с определенных позиций – таких, которые достойны наших стран и наших народов. И, разумеется, самая главная цель – это повышение жизненного уровня рядовых граждан наших государств.
А.Лукашенко: Уважаемые товарищи! Нурсултан Абишевич уже сказал о причине нашего сегодняшнего совещания. Есть еще одна причина – и умалчивать о ней, наверное, нельзя, мы о ней говорили. Сегодня ситуация складывается таким образом, всем понятно, что мы создаем экономическую организацию, Единое экономическое пространство. И при этом все четыре государства ведут переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, вы тоже это знаете. Мы полагаем, что наши украинские партнеры здесь продвинулись дальше всех.
Россия очень далеко продвинулась в этой связи. Но мы договаривались о том, что, как сказал Президент России только что, мы должны быть достойно представлены на этих переговорах. И если мы в ВТО вступаем, то это должно быть достойно. А достойно – это вместе, согласовывая позиции. Тогда мы сумеем достойно отстоять свои интересы. Так вот сейчас ситуация такова, чтобы нам, создавая, – сохранить Единое экономическое пространство. И это было констатировано в ходе сегодняшних переговоров. Надо сделать что‑то реальное и конкретное, чтобы Украина, Казахстан, Беларусь четко понимали, что наше счастье – здесь, в Едином экономическом пространстве, а не в какой‑то другой организации. То есть здесь больше будет счастья, чем в другой какой‑то организации. Поэтому мы должны принимать конкретные решения. Вот чем вызвано то, что мы не в конце декабря, как это было предложено руководителями Группы высокого уровня, соберемся, а в сентябре – чтобы решить первостепенные, первоочередные вопросы. Вопросы, решив которые, мы сможем удержаться в Едином экономическом пространстве и достойно быть представленными и в других мировых процессах – вместе, потому что это действительно 90 процентов экономики бывшего Советского Союза. И это еще одна из причин нашего собрания здесь в Ялте.
Л.Кучма: Я тоже буквально несколько слов. Мы все едины в том, что эта внеочередная встреча была необходимой. Необходимо с точки зрения проверить, где же мы сегодня находимся. И, наверное, вы сегодня хорошо понимаете, что она проходила не без серьезной дискуссии. А дискутировать нам действительно есть о чем – проблем очень много, именно с точки зрения создания Единого экономического пространства. Главное – какими путями двигаться: или все сразу, или путь постепенный. Но, я думаю, что у нас главный вывод какой – что у всех руководителей есть политическая воля, есть понимание того, что это решение необходимо для всех нас. Исходя из этого каждый из нас будет дальше строить свою политику. Как уже сказано, что в середине сентября мы еще раз проведем ревизию того, мы сделаем за этот этап – с сегодняшнего дня до 15-го сентября в Астане. Спасибо.
Вопрос (А. Тимошенко, Белорусское телевидение):
У меня вопрос к Президенту Белоруссии. Александр Григорьевич, Вы изначально достаточно скептически относились к идее создания «четверки». Изменилась ли ваша позиция сейчас? И, если можно, вопрос ко всем президентам. Есть ли у вас уверенность, что в ЕЭП все получится? Спасибо.
А.Лукашенко: Коль ко всем президентам вопрос, отвечу сразу. Все никогда осознанно сразу не получается в жизни. Поэтому, если и получится все, то не сразу.
Что касается первого вопроса по поводу нашего скепсиса, то вопрос не в том, что мы скептически относились. Вопрос в том, что наши интересы в союзе Белоруссии и России были удовлетворены в экономике примерно на 90–95%. Все остальное лежало в плоскости создания Единого экономического пространства. Но мы народ интернациональный. Мы за то, чтобы проходили процессы интеграции. И 5% – это тоже немало. Это, как сказал Президент России, благосостояние наших людей. Поэтому мы и включились в этот процесс и сегодня не жалеем.
Я только что сказал о союзе Белоруссии и России. Все чаще и чаще мои коллеги говорят о том, что давайте сделаем так, как в союзе Белоруссии и России. Значит, есть хороший пример. Поэтому, когда я говорил о том, что для Белоруссии создание Единого экономического пространства важно, но не настолько, допустим, извините, как для Украины. Леонид Данилович об этом жестко сегодня поставил вопрос. То есть мы уже многие вопросы в экономике решили с основным своим торговым партнером, Российской Федерацией, с которой у нас товарооборот в этом году достигнет 15 миллиардов. У них больше только с Германией будет.
Л.Кучма: Ответ перед вами: все зависит от того, как мы будем относиться к этому нашему уже принятому решению – созданию Единого экономического пространства. Или с точки зрения общих интересов, тогда где‑то каждый что‑то должен потерять, для того чтобы в конце пути найти. Или замкнемся в своих национальных интересах, тогда мы все потеряем.
В.Путин: Могу только добавить, продолжив немножко то, о чем начал говорить Александр Григорьевич. Определенные элементы Единого экономического пространства уже сейчас существуют между Россией и Белоруссией. И результат – он очевиден. Украина страна большая по масштабам, больше, чем Белоруссия, но объем торгового оборота между Россией и Белоруссией в 3 раза почти больше, чем российско-украинский. Вот вам результат даже не полностью введенной системы Единого экономического пространства. Это значит, что мы все крайне заинтересованы в том, чтобы осуществить эти планы. И это значит, что эти планы осуществимы. А если то и другое верно, я исхожу из того, что это возможно. Удастся нам это сделать или нет – в том числе, будет зависеть и от вас, от того, как вы преподаете, как вы продвигаете эту идею в сознание наших граждан. Позиция средств массовой информации здесь крайне важна. И нам нужна ваша поддержка.
Н.Назарбаев: Я думаю, что без оптимизма вообще ни за что не надо браться, если мы верим. А это была, как здесь было сказано Владимиром Владимировичем, общая воля. Проанализировав состояние дел в СНГ – в котором мы все продолжаем работать, и будем работать, – когда много документов, принятых и подписанных там, не осуществились на практике, изучив другие интеграционные объединения, которые у нас есть, мы приняли такое общее решение с целью и задачей, чтобы его на практике задействовать, наконец. Я думаю, вы видели, какую огромную работу за год удалось сделать. И мы постараемся – для этого есть политическая воля всех глав государств – сделать практические шаги.
Всегда, когда говорим об интеграции, мы вспоминаем о глобализации и смотрим на примеры Европы. Европа к сегодняшнему состоянию приходила, как вам известно, 55 лет. Началось с первого треста угля и стали и корпорации по энергетике. Постепенно продвигались. Конечно, у вас есть ожидания, и я убежден, что некоторые наши коллеги могут нас критиковать: а что же конкретно там – и так далее. И у нас у самих есть большое желание быстрее что‑то решить. Но это не так просто. Есть большие государственные интересы каждой страны. И мы как президенты, избранные этим народом, обязаны работать на интересы государств, которые мы возглавляем. Вот когда эти интересы сталкиваются, нужно время, чтобы согласовать, найти компромиссы, как кто‑то от чего‑то должен отступить: кто‑то – потерять, кто‑то – приобрести, в конечном счете – получить общий суверенитет. Я лично убежден, что это живая организация, и мы сможем задействовать, и он будет интересен для всех других государств, которые захотят с нами быть. А это произойдет после того, как мы примем эти документы. С принятием первых законов придется создать тот наднациональной координирующий орган, как мы говорим, и он начнет работать. Мы отработаем принципы, когда будут приниматься наблюдатели, новые члены и так далее, поскольку эта организация открытая.
Вопрос (Г.Каракоза, Национальное телевидение Казахстана): Скажите, пожалуйста, планируется ли расширение Единого экономического пространства в формате «четыре плюс», и поступили ли такие заявки уже от глав каких‑либо государств? И приведет ли это к созданию новых структур, кроме предложенных Нурсултаном Абишевичем таможенного и транспортного союзов? Спасибо.
Н.Назарбаев: Я уже ответил на ваш вопрос насчет вступления. Сначала надо задействовать эту организацию на практике, принять документы. До этого ни о каком принятии не может быть и речи. Просто не знают, куда вступить, хотя мы в первичных документах заявили, что это открытая организация. Если по‑настоящему будут задействовать все институты – и таможенный союз и другие союзы документы будут приняты – тогда будет видно, на каких условиях мы можем принимать новых членов. То есть вступающие новые члены будут обязаны те же документы, которые мы согласовали, провести через свои парламентские процедуры и быть готовыми для вступления в ЕЭП. Но для этого нужно время. Не потому, что мы не хотим. А желающие быть наблюдателями и вступить уже есть. И мы им тоже разъясняем точно так же.
Вопрос (Г.Каракоза, Национальное телевидение Казахстана): А какие структуры будут созданы кроме таможенного и транспортного союза?
Н.Назарбаев: Пока никаких структур нет. Есть Группа высокого уровня из четырех вице-премьеров. Чтобы не создавать новый орган, новые структуры, мы поручили аппарату ЕврАзЭС разработку этих документов. Выделены специально деньги для того, чтобы эксперты и юристы над этим работали. А органы появятся после того, когда мы примем новые законы, которые запустят процесс.
В.Путин: Мы не собираемся здесь плодить всяких ненужных административных структур. По сути, планируется в рамках Единого экономического пространства пока создать только один регулирующий орган. Он так пока и называется условно.
Вопрос (Н.Семенихина, «Первый» канал Российского телевидения): Вопрос ко всем президентам. Хотелось бы вернуться к теме Всемирной торговой организации и все‑таки конкретизировать, как соотносится стремление развивать Единое экономическое пространство со вступлением в ВТО? Спасибо.
А.Лукашенко: Я уже на сей счет, высказался. Это наша позиция. Могу только повториться. Кстати, мы, если честно говорить, мы когда‑то договорились и в рамках СНГ: давайте вместе – огромный рынок, о чем говорил Президент Казахстана, огромное количество людей участвуют в этом рынке, – давайте вместе будем отстаивать свои интересы при вступлении в ВТО. Была такая договоренность. Дальше мы это продублировали в рамках нашего евроазиатского договора и при создании Единого экономического пространства. В СНГ знаете, что получилось: у нас уже Кыргызстан, по‑моему, Грузия, Молдова и Армения – они уже в ВТО. Они уже в ВТО, и мы ведем переговоры о каких‑то равных экономических пространствах, в том числе в СНГ. Какое может быть экономическое пространство, когда Россия всегда и правильно ставит вопрос: вы что, хотите создать нам «дыру» на юге или юго-западе? Вы уже в ВТО. Тогда, коль не получилось в СНГ, мы решили договориться, в частности, в Едином экономическом пространстве. Давайте будем согласовывать свои шаги и выступать с общих позиций. Но и тут не все – хотя в основном получается, – но не все: кто‑то впереди, кто‑то, так сказать, отстает, выполняя общие договоренности; кто‑то даже не информирует друг друга, даже у нас в «четверке», о том, насколько далеко та или иная страна зашла в переговорах по вступлению в ВТО. Есть такая проблема, и ее прятать нечего. Мы ее тоже обсуждали и в сентябре по предложению российского Президента более пристально посмотрим на эту проблему. То есть проблемы. Мы их не прячем – мы обсуждали эти проблемы, и хотелось бы, чтобы с общих позиций действовали и при вступлении во Всемирную торговую организацию. Так легче будет оговорить некоторые условия, выгодные для нас.
Л.Кучма: Я думаю, что вы согласитесь, что мы сегодня все не можем быть в стороне от тех глобальных процессов, которые происходят в мире. То есть, если сегодня в мировую организацию торговли уже входит больше чем 100 стран, то это для нас большой знак вопроса. Чтобы мы на обочине не оказались, когда потом нас заставят играть по тем правилам, которые ни с какой точки зрения нас удовлетворять не будут. С другой стороны, я хочу согласиться со своими коллегами, что тут появляются вопросы, поэтому мы поручили Группе высокого уровня еще раз проанализировать и нам в сентябре месяце доложить.
В.Путин: Между членством ВТО и региональными экономическими организациями нет никакого противоречия. И эти проблемы легко решаются несколькими способами, о них уже коллеги сказали. Каждая сторона, член какой‑то организации региональной экономической, либо сама урегулирует свои вопросы с ВТО, а потом согласует с остальными своими партнерами по экономической организации регионального характера, либо вся организация разрабатывает общие принципы, и на этих общих принципах все страны как члены организации вступают во Всемирную торговую организацию. Все эти способы в мире испробованы и функционируют на практике, далеко ходить не нужно. Все мы знаем, что все члены Евросоюза являются членами ВТО и сам Евросоюз является членом ВТО. Мы сейчас в привилегированном, в известной степени, положении находимся, потому что можем на ранней стадии наших интеграционных процессов согласовывать позиции в отношении Всемирной торговой организации. И, не нарушая действующих в этой организации правил, в том числе и правил переговорного процесса, мы, конечно, будем это делать.
Н.Назарбаев: Вступление во Всемирную торговую организацию – это не прихоть, это требование времени. И все государства, которые мы здесь представляем, ведут интенсивные переговоры, чтобы туда вступить. Во‑первых, для растущей экономики всех стран требуются рынки. И, во‑вторых, мы должны закалить собственный бизнес конкуренцией на мировом рынке. Без этого не будет прогресса и новых технологий для наших стран. Но и сразу всех, чохом, туда тоже не принимают. Нам придется каждому вступать в отдельности. Но речь идет о том, чтобы даже эти позиции постараться согласовать. И вот в этом 61 документе одним из первых приоритетных будет разработка таких согласованных позиций между этими странами. Почему? Если мы это не сделаем, нам будет очень трудно сделать первый шаг в ЕЭП – в создании таможенного союза. Если мы по‑разному там пойдем – когда мы здесь создадим таможенный союз, нам придется снова согласовывать все свои позиции. Вот об этом мы говорили и говорим.
Вопрос (А.Высокий, «Новый канал», Украина): У меня вопрос к Владимиру Владимировичу. Часто на слуху так называемая экономическая конституция ЕЭП – свод необходимых документов и законопроектов. На Ваш взгляд и по Вашим оценкам, какие из них являются наиболее значимыми и системообразующими, какие вы будете принимать в первую очередь? Спасибо.
В.Путин: Сегодня мы посвятили обсуждению именно этого вопроса 90 процентов нашего времени и пришли к выводу, что что‑то является приоритетным для Украины, что‑то является приоритетным для Казахстана, что‑то является приоритетным для Белоруссии, а в чем‑то особый интерес у Российской Федерации. И в каждом случае, когда мы начинаем изучать один из этих вопросов, вылезает другой, третий, четвертый, пятый. Именно поэтому наши эксперты выделили вот эту группу соглашений – 61 проект. Но, тем не менее, по предложению Президента Украины мы сегодня дали поручение нашим экспертам даже в рамках вот этих приоритетных 61 проекта постараться выделить что‑то самое главное. И если им удастся это сделать, то мы об этом узнаем в сентябре на встрече в Астане. Весьма существенным, я бы сказал, является то, что в отличие от настоящих конституций те соглашения, о которых мы говорим, могут быть отдельно рассмотрены и приняты, а могут быть сведены в какой‑то кодекс. Это условное название – «конституция». Но разница только в том, что все эти соглашения должны быть нормами прямого действия.