В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Насколько мне известно, есть итоги развития экономики, промышленного роста за апрель. Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Жукову), пожалуйста.
А.Жуков: Мы подвели сейчас уже предварительные итоги развития экономики за январь – апрель. Надо сказать, что в апреле ситуация улучшилась по сравнению с мартом. Рост объема промышленного производства за четыре месяца этого года увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,4 процента. Для сравнения – в 2003 году увеличение за четыре месяца было 6,7 процента, то есть темпы роста экономики несколько выше даже, чем были в прошлом году. Здесь надо отметить, что наиболее высокие темпы роста в таких отраслях, как машиностроение и металлообработка – 115 процентов, стройматериалы – 110 процентов, пищевая промышленность – 108 процентов; химия и нефтехимия выросли на 10 процентов. Это показывает, что сама структура роста связана совсем не только с тем, что высокие цены на нефть, а идет рост в тех отраслях промышленности, где производится товар с высокой степенью обработки. Это положительный фактор.
Что касается инфляции, потребительские цены за январь – апрель выросли на 4,6 процента. По сравнению с 2003 годом за этот же период рост составил 6,2 процента. Можно сказать, что в принципе мы пока укладываемся в наш прогноз по 2004 году, то есть рост цен не должен составить более 10 процентов.
Реальные доходы населения за четыре месяца выросли на 13,2 процента. Это темпы роста несколько более высокие, чем в прошлом году.
И, наконец, очень важный показатель – объем инвестиций. Инвестиции за четыре месяца выросли на 12,6 процента по сравнению с четырьмя месяцами 2003 года. Это создает необходимые условия для дальнейших более высоких темпов экономического роста. В целом вывод можно сделать такой: после некоторого замедления в марте темпов роста – в апреле мы видим положительную динамику, и даже от месяца к месяцу темпы роста в апреле существенно увеличились. По предварительным данным, в апреле мы имеем 7–8 десятых процента прироста по отношению к марту.
В.Путин: На заседании Правительства на прошлой неделе обсуждались вопросы развития инфраструктуры, в частности дорожного строительства. Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Левитину), два слова скажите, пожалуйста.
И.Левитин: Мы обсуждали вопросы модернизации автомобильных дорог. Мы решили откорректировать показатели, то есть пойти не на увеличение количества километров дорог, а на их качество: то есть подписывать теперь контракты, и со строителями договариваться о том, чтобы они давали гарантии строительства, с тем чтобы дороги соответствовали по дорожному покрытию европейским стандартам. Для этого нам необходимо пересмотреть технологию строительства дорог, а также и тех материалов, которые мы используем. Для этого мы проводим сегодня встречи и с промышленниками – есть понимание, и также есть проблема самой управляемости дорожного хозяйства. Сегодня мы проводим встречи со своими подчиненными структурами, хотим добиться максимальной управляемости и эффективности вложенных средств.
Рост количества автомобилей – примерно на 7–10 процентов в стране, а пропускная способность дорог не успевает за таким ростом. Поэтому здесь мы хотим завершить строительство тех объектов, которые законсервированы. У нас где‑то на 106 миллиардов незавершенного строительства. Мы хотим, таким образом, приступить к их расконсервации, чтобы увеличить пропускную способность в тех регионах, где мы сегодня испытываем затруднения.
Своими приоритетными задачами мы видим улучшение качества дорог, сокращение сроков строительства, а также обеспечения выхода автомобильных дорог с соответствующим качеством на международные коридоры, где у нас есть договоры с соседними странами. Сегодня есть дисбаланс инвестиций различных видов транспорта. Мы хотим все инвестиции сегодня рассматривать в едином комплексе и направлять инвестиции туда, где можно «расшивать узлы», на которых скапливаются грузы.
К первому октября по решению Правительства мы представим свою откорректированную программу автомобильного строительства с учетом того, что мы планируем привлекать инвестиции в эту отрасль. У нас нет положительных примеров привлечения инвестиций в автомобильные дороги. И те встречи, которые мы проводим с бизнесом, показывают, что дорожная отрасль непривлекательна сегодня для инвестиций. И есть вещи, которые необходимо решить на заседании Правительства, – это долгосрочные целевые программы, чтобы инвестор видел заинтересованность государства, и чтобы каждый год не пересматривать параметры. Мы видим, что привлечение инвестиций в эту отрасль реально, особенно в тех регионах, где есть платежеспособный спрос и есть население, которое может провести оплату таких услуг.
В.Путин: Где мы увидим новые дороги с новым покрытием современного международного класса?
И.Левитин: Сегодня на выходе у нас проект обхода Минского шоссе, обхода города Одинцова, выхода на Белоруссию и дальше на международный коридор № 2, потому что здесь очень много идет грузовиков с Запада. С финской стороной мы наметили программу по строительству новой дороги Москва – граница Финляндии и сегодня мы рассматриваем (у нас совещание сегодня с представителями губернатора Санкт-Петербурга), как нам обход, который мы делаем вокруг Санкт-Петербурга, в максимально короткие сроки закончить и вывести его на хорошую шестиполосную дорогу, для того чтобы обеспечить выход из Москвы и Санкт-Петербурга контейнеровозам. Сегодня Санкт-Петербург развивается по увеличению контейнерных перевозок, и почти 90 процентов подвоза идет автомобильным транспортом через город. Мы хотим вывести таким образом, и с финской стороной мы рассматриваем, и с Санкт-Петербургом, чтобы контейнерные перевозки не шли по улицам города, а имели хорошие обходные трассы для того, чтобы обходить населенные пункты.
В.Путин: Дальний Восток не забывайте. Там нужно заканчивать.
И.Левитин: Дальний Восток, Чита – Хабаровск, у нас программа там не заканчивается. Мы ежегодно туда планируем вложение средств для сквозного прохода.
В.Путин: Спасибо.
Герман Оскарович (обращаясь к Г.Грефу), Вы были в Грозном. Пожалуйста, проинформируйте.
Г.Греф: Мы большой группой специалистов федеральных министерств – практически все министерства были задействованы: и социальной сферы, и инфраструктуры – выезжали в Чечню. Если делать выводы очень коротко, то этих выводов несколько. Мы договорились, первое, о разработке схемы размещения объектов социальной сферы и производственной структуры всей Чечни. Сейчас все естественные монополии спрашивают, каким образом развивать дальше инфраструктуру – без понимания, где какое будет потребление газа, электричества, воды. Очень сложно развивать инфраструктурную составляющую, которая является ключевой для развития Чечни. Мы договорились с правительством Чечни, что мы совместно поработаем в течение ближайшего месяца и совместно с Госстроем и его подведомственным институтом такую схему разработаем.
Второе. Мы предполагаем под эту схему размещения производительных сил и социальных объектов уточнить федеральную целевую программу, которая сейчас действует. И эта федеральная целевая программа должна быть более комплексная, в нее должны быть включены абсолютно все объекты. Это касается и железных дорог, и развития сети автомобильных дорог, которая сейчас находится в плачевном состоянии. Этот документ должен стать ключевым, включающим в себя взаимодействие всех федеральных ведомств и федеральных монополий по инвестированию в Чечню. Мы поставили себе задачу уточнить федеральную целевую программу примерно в течение месяца-полутора. Соответственно, первый вопрос должен быть решен в течение ближайшего месяца – схема размещения производительных сил.
Третье. В этом году мы договорились, что мы уточним в очень оперативном порядке до 1 июня перечень объектов, которые должны быть в приоритетном порядке профинансированы в этом году. В этом году мы до конца года сконцентрируем финансирование на разработке документации по тем объектам, которые должны быть профинансированы в 2005 году и в последующие годы.
И последнее. Мы будем просить и Вас, Владимир Владимирович, и Михаила Ефимовича Фрадкова серьезно увеличить финансирование, начиная с 2005 года. Мы считаем, что финансирование этой программы должно быть увеличено в несколько раз. Если мы хотим реально в короткие сроки добиться восстановления экономики республики, то нам предстоит серьезно увеличить затраты на восстановление инфраструктуры. К сожалению, ни силами республики, ни силами частного бизнеса это сделать невозможно. После такого усиленного финансирования в течение двух-трех лет, на наш взгляд, туда придет частный капитал – и у людей появится работа, возникнет бизнес и возникнет возможность для нормального развития республики.
Это четыре основных вывода. Завтра я подпишу докладную с подробным описанием всех поручений, которые мы попросим дать Председателя Правительства и Вас, и во исполнение которых мы в ближайшие два месяца должны будем представить и в Правительство, и Вам полную и ясную схему дальнейшей работы по Чечне, и абсолютно понятную и прозрачную схему доведения финансирования до конечных потребителей. Это касается как граждан, так и соответствующих социальных объектов и объектов производственной инфраструктуры.
В.Путин: Хорошо. Герман Оскарович (обращаясь к Г.Грефу), я Вас попрошу как руководителя ведомства, ключевого в этой сфере, и обращаюсь ко всем руководителям Правительства, разумеется, к Председателю: нужно уточнить приоритеты, нужно проанализировать то, что сделано там сегодня – и в сфере экономики, и в социальной сфере. И нужно все сделать для того, чтобы сосредоточить и административные, и финансовые ресурсы на главном, предварительно поняв, что сегодня в Чечне является этим самым главным. Это первое.
Второе. Разумеется, в ходе подготовки, я исхожу из того, что, может быть, и будет пересмотр каких‑то приоритетов, но останавливать текущую работу нельзя: республика должна жить каждый день, люди же там живут сейчас, и об этом нельзя забывать. Это второе.
Третье. Выплата компенсаций должна быть продолжена. Может быть, там и нужно что‑то дорабатывать, совершенствовать, но не останавливать. Эта работа должна продолжаться.
Следующее. Вы забыли про создание необходимых условий для возвращения беженцев в места их постоянного проживания на территории Чеченской Республики. Нужно эту работу продолжать, и соответствующие ресурсы должны быть выделены. Нужно создавать условия для возвращения людей к их родным очагам.
И, наконец, последнее – чисто административное, но нужное решение. Дирекция по восстановлению Чечни должна быть переведена в Грозный. Я прошу Председателя Правительства проконтролировать это – подготовить, проконтролировать и осуществить.
Сергей Борисович [Иванов], готовится ряд крупных учений и на море, и на суше. Проинформируйте, пожалуйста, по этому вопросу.
С.Иванов: На прошлой неделе мы вместе с Министром транспорта Игорем Евгеньевичем Левитиным провели совещание в Министерстве обороны по подготовке в июне к крупным учениям российских Вооруженных Сил. Они будут касаться, прежде всего, частей постоянной готовности, которые будут воздушным транспортом Минобороны и частично Министерства транспорта, гражданской авиации, дальними магистральными самолетами «Ил-62» и «Ил-86» перебрасываться из одного региона страны в другой. Будут задействованы: один из полков постоянной готовности Приволжско-Уральского военного округа, Воздушно-десантные войска и морская пехота. Мы таких учений не проводили давно. Мы считаем, что это повышает мобильность наших Вооруженных Сил – собственно, на это и направлена тренировка, боевая подготовка. Кроме этого мы убедимся, как взаимодействуют военная и гражданская службы диспетчеров при проведении этих самолетов, загрузка техники и ряд других вопросов мобилизационной готовности. В период с августа по сентябрь у нас тоже будет достаточно горячая пора в плане боевой подготовки. На среднеазиатском стратегическом направлении мы будем проводить учения в рамках организации Договора о коллективной безопасности в Киргизии, где основную роль будут играть наши Вооруженные Силы тоже из состава частей постоянной готовности с использованием нашей авиационной базы в Киргизии в Канте; тоже предусмотрена мобильная переброска частей ВДВ и спецназа.
Что касается моряков, то у нас планируются крупные походы – как самостоятельные, так и в рамках международного сотрудничества в Атлантику и в Средиземное море. Это август – сентябрь.
В.Путин: Как будет строиться взаимодействие в ходе учений на Дальнем Востоке с гражданскими ведомствами? Что Вы предполагаете там задействовать из гражданской инфраструктуры?
С.Иванов: Прежде всего, как я уже сказал, с Министерством транспорта – использование самолетов гражданской авиации по мобилизационным планам, работа военных и гражданских диспетчеров, обеспечение топливом, аэронавигационное обеспечение. А непосредственно уже в районе учений будут, конечно, также задействованы силы МВД, пограничников, всех взаимодействующих структур.
В.Путин: Сколько всего воздушных судов будет задействовано?
С.Иванов: Свыше пятидесяти. Мы планируем задействовать для быстрой переброски свыше пятидесяти военно-транспортных самолетов Министерства обороны и несколько дальнемагистральных самолетов гражданской авиации для перевозки личного состава.
В.Путин: Хорошо. Спасибо. Потом поподробнее еще обсудим.
Сергей Викторович [Лавров] и Министр внутренних дел Рашид Гумарович [Нургалиев] были на встрече с коллегами в Вашингтоне, обсуждая вопросы подготовки к «восьмерке». Сергей Викторович, начните Вы, пожалуйста.
С.Лавров: Мы рассмотрели внешнеполитический блок вопросов, который готовится к саммиту «восьмерки» в Си-Айленде, и наряду с теми антитеррористическими договоренностями, которые обсуждались министрами внутренних дел, мы рассмотрели материалы, которые направлены на перекрытие каналов распространения оружия массового уничтожения, вопросы иракского урегулирования, афганского урегулирования, ближневосточного урегулирования и создания механизмов поддержки миротворческих усилий по урегулированию конфликтов в разных регионах с упором на Африку. В целом вырисовывается достаточно солидный пакет внешнеполитических договоренностей, который – в случае одобрения Вами с участием других лидеров стран «восьмерки» в Си-Айленде – позволит более эффективно наши интересы обеспечивать в мире, в партнерстве с ведущими державами.
Р.Нургалиев: Вместе с Генеральным прокурором Российской Федерации принял участие во встрече министров юстиции и внутренних дел «восьмерки». Были рассмотрены четыре актуальных вопроса. Первый вопрос – это предотвращение террористических актов, второй вопрос – обеспечение безопасности транспорта и охрана границ, третий вопрос – обращение к новым технологиям в целях борьбы с киберпреступностью, и четвертый вопрос был посвящен проблеме взаимодействия в сфере борьбы с коррупцией.
В ходе выступлений на пленарных заседаниях высказали предложение об активизации обмена информацией о международных террористических организациях и каналах их финансирования. Также активизировали свою позицию, и она была направлена на проведение скоординированных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению преступлений в транснациональных и международных аспектах, а также борьбе с нелегальной иммиграцией.
Кроме этого в рамках двусторонних встреч были проведены беседы с директором ФБР, министром внутренней безопасности, федеральным прокурором США, с министром внутренних дел Италии, на которых также были оговорены вопросы именно практического взаимодействия и совместная реализация оперативных материалов.
Все материалы, которые непосредственно легли в основу нашей встречи, будут использованы в подготовке к саммиту руководителей стран «восьмерки» в июне этого года.
В.Путин: Поподробнее потом изложите, так чтобы я мог использовать это.
Вы знаете, что позавчера у нас был с визитом премьер-министр Украины. И это были очень позитивные беседы, содержательные разговоры практически по всему комплексу нашего взаимодействия. Основным переговорщиком у нас был Председатель Правительства Российской Федерации. Михаил Ефимович, в двух словах, пожалуйста, – свои впечатления и результаты.
М.Фрадков: Весь комплекс отношений России и Украины, и в первую очередь торгово-экономические вопросы, были предметом обсуждения с премьером Украины. С удовлетворением я хотел бы отметить, что настрой на взаимодействие и у Украины, и у России очень высокий. Мы отмечаем уже сегодня рост товарооборота на 35 процентов между нашими странами по итогам работы в первом квартале. И это далеко не предел. И вопросы, связанные с увеличением объемов торговли, повышения эффективности были как раз предметом обсуждения. Мы вышли на необходимость ускорить работу, связанную с ликвидацией всех барьеров на пути обеспечения доступа товаров друг друга на рынки России и Украины. Это все как раз укладывается в реализацию тех договоренностей, которые были по свободной торговле между Россией и Украиной, и соответственно в решение задачи принципиальной, о которой мы договорились, и ратифицированы были документы, – по созданию Единого экономического пространства, где и Россия, и Украина принимают активное участие. И со стороны премьера Украины такая готовность была подтверждена. Мы договорились ускорить работу, связанную с ликвидацией всех изъятий, которые нам на сегодняшний день мешают фактически свободно строить свои экономические взаимоотношения. Кроме этого рассмотрены конкретные крупные проекты и в нефтяной отрасли, и в электроэнергетике, и в военно-техническом сотрудничестве.
То есть я бы отметил очень позитивный настрой, совершенно конкретный прагматичный характер – с учетом того, что у нас в начале июля состоится заседание российско-украинской Межправительственной комиссии. За два месяца мы должны реализовать большую часть тех договоренностей, которых мы достигли, с тем чтобы можно было и на Межправительственной комиссии подвести итоги, и действительно сделать всё, чтобы те слова, которые мы друг другу высказываем, подтверждая желание и развивать сотрудничество, и повышать его эффективность, – реализовывались на практике. Такой настрой сейчас есть. И премьер Украины это подтвердил. Практически полтора дня интенсивнейших переговоров свидетельствуют об этом.
В.Путин: Спасибо.