Л.Кучма: Уважаемый Владимир Владимирович! Дамы и господа!
Сегодняшнее событие – одно из наиболее значимых событий в истории российско-украинских отношений. Мы сегодня впервые при свидетелях обменялись ратификационными грамотами о важнейших двусторонних договорах, подписание которых приблизило нас к разрешению одной из ключевых и весьма непростых вопросов в российско-украинском сотрудничестве: установление государственных границ между нашими странами.
Впервые, также можно сказать, произошла и синхронная ратификация парламентами этих документов. Это стало еще одним подтверждением обоюдного желания и готовности сторон к достижению компромисса по наиболее сложным вопросам украинско-российского диалога исключительно в духе конструктивизма, в духе желания идти навстречу друг другу по всем проблемам, которые есть или будут возникать у нас в будущем.
Вы знаете также, что произошла одновременно ратификация Договора о Едином экономическом пространстве. Мы имели возможность обменяться мыслями с Владимиром Владимировичем. Экономическое пространство намного шире по своему смыслу, много значимее по своему содержанию, потому что это не просто отношения в рамках нашего экономического сотрудничества. Мы считаем, что это вопросы совместные и фундаментальные – вопросы единой политики в области науки, технологий, техники и так далее, а это значит все вопросы жизни наших стран и наших народов.
Так что я хочу поздравить всех вас с таким важным событием, которое будет иметь, я считаю, судьбоносное значение для развития наших стран. Спасибо.
В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья! Я полностью присоединяюсь к оценке документов, подписанных и ратифицированных парламентами наших стран, к оценке, которая была дана сейчас Президентом Украины. Соглашения, действительно, во многом будут определять будущие отношения между Россией и Украиной. Это Договор о российско-украинской границе, о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.
В этой связи хотел бы сказать слова признательности парламентам двух стран Украины и России, специалистам, депутатам, которые проделали большую, слаженную, нужную и эффективную работу. Убежден, что вступление в силу этих документов, а также ратификация соглашения о Едином экономическом пространстве серьезно будут укреплять фундамент стратегического партнерства и взаимодействия России и Украины, откроют новые возможности для внутриполитического диалога, равноправного делового и культурного сотрудничества.
Хотел бы также отметить, что специалисты, правительства и парламенты двух стран нашли сбалансированные и взаимовыгодные решения по Азовскому морю и по Керченскому проливу. Эти решения учитывают интересы и Украины, и Российской Федерации, и, что крайне важно, дают мощный импульс сотрудничеству по таким приоритетным направлениям, как судоходство и его безопасность, рыболовство и охрана окружающей среды.
Люди, которые живут в этих регионах, знают, о чем я говорю. Они сегодня сталкиваются с проблемами и очень рассчитывают на то, что после подписания и ратификации этих документов мы будем эффективно решать все проблемы, для того чтобы снять все, что мешает развитию экономики, развитию взаимодействия в этих регионах.
Особое значение, конечно, имеет Договор о государственной границе. И вновь повторюсь: исторически наши народы, конечно, самые близкие соседи, друзья, партнеры и родственники. Сегодня российско-украинские рубежи должны, конечно, объединять наших граждан, должны служить развитию делового и культурного сотрудничества, свободному общению людей.
Должен вам сказать, что Россия сознательно идет на этот шаг, подписывая и ратифицируя Договор о границе с Украиной, мы делаем это для того, чтобы снять все, что мешает развитию наших межгосударственных связей, устранить любые препятствия для развития наших отношений. Но делается это не для того, чтобы разъединить государства, а для того чтобы объединить их – объединить их в смысле создания благоприятных условий для развития межгосударственных связей, объединить – в смысле создания условий для развития экономик двух стран, для развития отношений в гуманитарной сфере.
И в заключение хочу поблагодарить Леонида Даниловича и всех наших украинских коллег за гостеприимство, за предоставленные возможности сегодня встретиться и поработать. Хочу поблагодарить всех наших специалистов, которые проделали большую, сложную и, еще раз хочу подчеркнуть, эффективную работу, завершение которой имеет место сегодня. Спасибо большое за внимание.
Вопрос: Как сейчас развивается ситуация вокруг газотранспортного консорциума, окончательно ли утверждена схема управления предприятием, какие сейчас страны, помимо Германии, проявляют интерес к этому проекту?
В.Путин: Это вопрос непростой, но крайне важный для развития энергетических секторов как в Украине, так и России. Мы выступили в свое время инициаторами – когда я говорю мы, я имею в виду себя и Президента Украины.
Начата работа над этим проектом. Он развивается в позитивном ключе. Для того чтобы принять окончательные решения, мы должны произвести многие технические и технологические оценки, и эта работа сейчас проводится. Что касается продвижения нашей совместной деятельности в плане подготовки соответствующих документов, то и эта работа идет достаточно интенсивно. Мы проводим консультации не только с немецкими партнерами, но и с итальянскими и французскими. Имеется в виду возможное участие в будущей работе итальянского концерна «ЭНИ» и французских наших коллег из «Газ де Франс».
Л.Кучма: Я полностью согласен с оценкой ситуации со стороны Владимира Владимировича, у нас тут абсолютно нет разногласий. Я могу только добавить, что параллельно с разрешением технических и правовых вопросов мы продвигаемся уже в практическом плане, параллельно, можно сказать, делаем некоторые мероприятии, которые позволят увеличить объем транспортировки газа в Европу.
Посол Российской Федерации недавно был в Закарпатье и убедился, что мы вместе работаем над разрешением этой проблемы.
В.Путин: Могу добавить еще, что вчера у меня была достаточно длительная и очень содержательная беседа с комиссарами ЕС – они были в Москве, и вместе с председателем господином Р.Проди мы говорили, много времени и внимания уделили как раз вопросам энергетического сотрудничества и развитию трубопроводного транспорта.
Все мы знаем, во всяком случае, специалисты знают энергетические возможности, возможности поставок энергетического сырья на рынки Западной Европы. Мы знаем, с какими проблемами может столкнуться западноевропейская экономика в связи с истощением запасов газа в некоторых северных странах Европы, в Великобритании. Мы относимся к этому очень ответственно, и как раз одна из проблем, которую мы вчера обсуждали, – это развитие транспорта, прежде всего трубопроводного. У России здесь достаточно большие планы. Вы знаете о планах строительства северного газопровода, мы готовы развивать тот газопровод, который проходит через территорию Польши.
Но мы уже приступили вместе с нашими украинскими партнерами к развитию газопроводной сети, которая проходит по территории Украины и уходит дальше в восточноевропейские страны. Сейчас рассматривается возможность строительства дополнительных маршрутов по территории Украины, и это большая, масштабная работа, которая, конечно же, позиционирует Украину как одного из ведущих игроков на энергетическом рынке Европы.
Вопрос: Каков будет следующий этап работы по единому экономическому пространству, и когда страны ЕЭП ощутят первые результаты этой работы?
Л.Кучма: Во‑первых, я однозначно хочу сказать, что мы уже ощущаем это. За первый квартал этого года товарооборот с Российской Федерацией увеличился на 944 миллиона долларов. Это огромная цифра.
Снимаются многие барьеры, которые существовали в наших отношениях. Это обоюдное желание и обоюдное решение. А дальше – я думаю, тайн у нас нет – в 20-х числах мая, мы уже дали поручения, в Киеве мы встретимся «четверкой». Мы проанализируем, что сегодня сделано, и что надо сделать завтра, послезавтра и так далее, то есть наметить четкие реалистические планы.
И еще хочу подчеркнуть нашу договоренность с Владимиром Владимировичем: мы определились – хочу подчеркнуть слово «определились», – что мы должны вместе работать над крупными научно-технологическими проектами. Я думаю, что это главное. И в рамках «четверки», конечно, мы тоже этим будем заниматься.
Проблем, которые не какие‑то там стратегические, а просто мешают нормальному развитию экономических отношений, еще больше чем достаточно; и нестыковка в наших законодательствах – будем просить наши парламенты, их председатели только в этом году встречались четыре раза; и другие вопросы, которые требуют решения на уровне правительств, а если надо, то и президентов. Мы, если надо, будем их решать, на это нацелена вся система власти.
В.Путин: Я мог бы только добавить, что сейчас мы подготовили концепцию соглашения по Единому экономическому пространству. Теперь на повестке дня стоит выработка на этой концептуальной базе другого серьезного документа, чего‑то вроде экономической хартии взаимодействия, которая регламентирует порядок нашей совместной работы в области транспорта, тарифов, связи, перемещения товаров: там все это должно быть конкретно прописано, что‑то вроде экономической конституции либо набор отдельных соглашений по этим вопросам, ключевым для развития наших экономик, для того чтобы создать необходимые условия, которые позволили бы сделать экономики двух стран более конкурентоспособными на мировых рынках товаров и услуг.
Конечно, все это мы будем делать с прицелом на то, чтобы не создавать проблем для нашего позитивного и конструктивного сотрудничества с Евросоюзом, а наоборот, создать такие условия, которые позволили бы нам делать шаги на пути совместной работы с ЕС по решению задач в области экономики и социальной сферы.
Вопрос: Мы достаточно давно наблюдаем интенсивный диалог между двумя президентами. Мне хотелось бы узнать, как вы оцениваете роль парламентов двух стран в развитии российско-украинских отношений?
Л.Кучма: Вы хорошо понимаете, что без честного взаимодействия исполнительной и законодательной власти мы ничего по‑крупному сделать не можем. То, что наши парламенты сегодня – наши партнеры, меня радует. Вы знаете, что на Украине была непростая ситуация, она нагнеталась ближе к ратификации Договора по Единому экономическому пространству.
Но то, что наш парламент ратифицировал этот Договор, говорит о том, что у нас впереди в этой части проблем не будет, а будет тесное взаимодействие, направленное на разрешение вопросов, которые могут возникать. Я хочу повторить слова Владимира Владимировича и поблагодарить парламенты Российской Федерации и Украины за помощь и поддержку.
В.Путин: В демократическом обществе невозможно рассчитывать на решение крупномасштабных вопросов, касающихся развития государств, без широкой общественной поддержки. Как известно, именно в парламенте представлены практически все группы населения, общественные партии и движения.
Мне очень приятно отметить, что эти решения состоялись. Мы считаем, что они принимались в ходе острых дискуссий, абсолютно нормально. Более того, это, в конечном итоге, показывает расклад политических сил и приоритетов самого населения той или иной страны.
Если такая уверенная работа в парламентах России и Украины прошла при явном преимуществе тех, кто является сторонниками отношений между двумя странами, это говорит о том, что в этом решении зафиксирована воля народов Украины и Российской Федерации.
Вопрос: Международное сообщество сейчас ратует за усиление роли ООН в Ираке. Хотелось бы знать мнение двух президентов, насколько это может стабилизировать ситуацию в этой стране?
В.Путин: Нам бы очень хотелось, чтобы по иракской проблеме были сформулированы такие решения, которые устроили бы прежде всего сам иракский народ. Международная коалиция, которая контролирует сейчас ситуацию в Ираке, пришла туда с одной целью. То есть целей было много, но главная цель одна: принести демократию на иракскую землю.
Это означает – дать возможность иракскому народу самостоятельно определить свою судьбу, других толкований нет и быть не может. Но, разумеется, для того чтобы подойти к этому рубежу, нужно пройти определенный этап. И, по нашему глубокому убеждению, самым лучшим инструментом для достижения этого рубежа является использование возможностей Организации Объединенных Наций и ее авторитета. Поэтому чем больше ООН будет вовлечена в этот процесс, тем лучше.
Л.Кучма: Я не могу не согласиться с такой позицией. Думаю, чем дальше, тем больше мировое общественное мнение, в том числе и США, понимают, что главным инструментом разрешения таких международных проблем должна быть ООН, ее Совет Безопасности. Дай Бог, чтобы этот процесс ускорился.