В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рад приветствовать вас на традиционном совещании в Кремле. Ровно четырнадцать дней назад мною было объявлено об отставке Правительства Российской Федерации. Напомню, что это было сделано для того, чтобы еще до выборов Президента России 14 марта представить парламенту и всей стране нового Председателя Правительства, закончить наконец работу над новой структурой и завершить по возможности формирование персонального состава нового кабинета министров.
При этом предполагалось, что реорганизация высшего исполнительного органа власти должна быть проведена качественно (напомню, что она готовилась в рамках административной реформы почти два года), но в то же время на завершающем этапе достаточно быстро, без существенных потерь для самого процесса управления.
На сегодняшней встрече мы завершаем все, что было намечено две недели назад. Результатом этой работы стало появление нового, более компактного Правительства с одним вице-премьером и практически вдвое меньшим числом министров. Было вместе с Председателем Правительства тридцать, стало семнадцать.
В соответствии с новой структурой сами министерства заметно укрупняются и усиливаются. Но суть дела, разумеется, не в механическом слиянии ведомств, а в том, чтобы уйти от дублирования, логически соединить ранее разбросанные и разрозненные функции, сделать новые министерства более эффективными и влиятельными, придать им большую динамику и самостоятельность. На последнее обстоятельство хочу обратить особое внимание.
Количество промежуточных звеньев при принятии управленческих решений существенно сокращается. Меняется и роль аппарата, который из параллельного теневого правительства должен превратиться в эффективный и современный инструмент администрирования. Но делается все это, хочу особо подчеркнуть, уважаемые коллеги, не для того, чтобы все мы, собравшиеся в этом зале, «надулись» от чувства собственной важности, а для того, чтобы существенным образом повысить персональную, личную ответственность каждого назначенного сегодня министра за порученный ему участок работы.
Рассматриваю назначаемых сегодня членов Правительства как тот самый коллектив, который в случае моей победы на выборах Президента России 14 марта возьмет на себя всю полноту ответственности, отнесенную Конституцией к компетенции Правительства Российской Федерации. Мы знаем, что согласно Основному закону после 14 марта предстоит еще пройти процедуру сложения полномочий. Однако для представляемого сейчас кабинета министров это будет чисто формальным актом. Рассчитываю, что мы избавим с вами страну от, казалось бы, неизбежного после выборов главы государства длительного и вредного периода рассаживания в бюрократические кресла и дележа министерских портфелей.
Именно данная команда после выборов Президента России немедленно и окончательно примет в свои руки эстафету по дальнейшему укреплению нашей страны и улучшению качества жизни наших граждан. И я прошу вас уже сейчас набрать необходимый темп. Под руководством Председателя Правительства завершить необходимые структурные преобразования и немедленно приступить к реализации заявленных планов.
Михаил Ефимович, пожалуйста, прошу Вас.
М.Фрадков: Спасибо, Владимир Владимирович. Мы подобрали кадры в соответствии со структурой, которая утверждается. Я хотел бы подчеркнуть, что отбор кандидатов осуществлялся на основе профессионализма, человеческих качеств, исходя из опыта работы и, если так можно сказать, «заряженности» на активные действия. Естественно, все это делалось с учетом предложенной структуры, ее специфики, с тем чтобы руководители, которые будут представлены в качестве министров, справились с задачей, чувствуя персональную ответственность, о чем Вы сейчас сказали.
С Вашего разрешения, я сейчас представлю кандидатов в состав российского Правительства.
Жуков Александр Дмитриевич предлагается на пост единственного вице-премьера. Жукова хорошо знают в стране. Человек, который обладает сочетанием позитивных качеств, которые, на наш взгляд, позволят ему включиться сразу в работу и взвешенно и решительно, что соответствует его характеру и опыту, начать действовать.
Греф Герман Оскарович предлагается в качестве Министра экономического развития и торговли. Министерство содержательное, находится во главе экономической политики, которая проводится в стране. Наряду с рядом служб, в частности, с таможенной, тарифной, сюда предполагается включить и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Земельный кадастр. То есть это будет очень содержательное министерство. Но я убежден и считаю, что все, что касается федерального имущества, должно быть объединено в ведении этого Министерства и изменены существующие законы, не позволяющие на сегодняшний день это сделать. Я готовлю сейчас предложения в Государственную Думу и прошу Вас поддержать, чтобы эта функция, носящая межведомственный характер как минимум на данном этапе, была объединена в одном органе государственного управления.
В.Путин: Вы имеете в виду объединить РФФИ и Агентство по управлению федеральным имуществом?
М.Фрадков: Да. РФФИ и Агентство по управлению федеральным имуществом.
Зурабов Михаил Юрьевич предлагается на Министерство здравоохранения и социального развития. Мы в этой структуре делаем достаточно решительный шаг, с тем чтобы во главу угла, как и заявлялось, поставить человека и обеспечить силами Министерства, проводя и вырабатывая социальную политику, и медицинское, и социальное обеспечение человека. Мы должны сделать все для того, чтобы россиянин жил хорошо. Михаил Юрьевич – человек опытный, энергичный. До последнего времени возглавлял Пенсионный фонд, работал в качестве первого заместителя Министра здравоохранения. То есть мы объединяем здесь и вопросы здравоохранения, и социальные вопросы – труда, занятости. Это очень сложное, нагруженное министерство с повышенной ответственностью. И мы не должны допустить, чтобы и та, и другая функция выпали из поля зрения Правительства. Поэтому мы предполагаем в качестве заместителей Министра рекомендовать известных в стране людей, в частности на социальный блок – Карелову Галину Николаевну. Она до последнего времени работала вице-премьером, отвечала за социальные вопросы в стране, зарекомендовала себя последовательным руководителем, заботящимся о нуждах населения. И Владимира Стародубова, который ранее занимал пост Министра здравоохранения и в последнее время активно участвовал в вопросах реформирования здравоохранения, в той работе, которая проводилась в Администрации Президента. Уровень руководства этого Министерства позволяет рассчитывать на то, что этому направлению работы в Правительстве будет придано первостепенное значение.
Иванов Сергей Борисович – Министр обороны. Я полагаю, нет необходимости представлять его. Известный человек.
Козак Дмитрий Николаевич предлагается в качестве руководителя аппарата, федерального министра, члена Правительства. Учитывая, что это направление на сегодняшний день в условиях, когда Правительство очень серьезно реформируется, и остается один заместитель, ответственность и нагрузка на руководителя аппарата в разы возрастает. И я благодарен Администрации Президента, что Дмитрий Николаевич делегирован с должности первого заместителя главы Администрации, имея в виду его опыт, настойчивость в решении вопросов и, естественно, то, что он уже работал в Правительстве и знает хорошо аппарат. То есть очень высокая ставка на персональные усилия и знания Козака.
В.Путин: Все‑таки самое главное, что он является одним из авторов новой структуры Правительства.
М.Фрадков: Да, он действительно автор, и проводить в жизнь нам, как говорится, вместе.
Гордеев Алексей Васильевич, я полагаю, в представлении особо не нуждается. Одно хочу заметить, что в этом Министерстве фактически теперь два бывших ведомства – и сельского хозяйства, и рыболовства. Эти линии четко вырисованы в будущем Министерстве. Остается уделять большее внимание сельскому хозяйству, о чем напутствия были высказаны Председателю Правительства при обсуждении его кандидатуры в Думе.
Кудрин Алексей Леонидович. Министр финансов. Полагаю, что нет необходимости дополнительно представлять. Ему достаются очень серьезные вопросы. В ближайшее время мы будем рассматривать вопросы, в частности, совершенствования системы налогообложения. Полагаю, что Алексей Леонидович включится в эту работу в новом Правительстве очень активно.
Лавров Сергей Викторович предлагается на должность Министра иностранных дел. Сергей Викторович – человек высокой квалификации, карьерный дипломат, до последнего времени представлял Российскую Федерацию в Организации Объединенных Наций, хорошо знаком с работой российских ведомств по предыдущей работе в Министерстве иностранных дел. Рекомендован в том числе, а может быть, в первую очередь, Министром иностранных дел в прежнем правительстве Игорем Сергеевичем Ивановым.
Нургалиев Рашид Гумарович предлагается на должность Министра внутренних дел. Рашид Гумарович – очень ответственный, высококвалифицированный специалист. Последние несколько месяцев фактически исполнял обязанности Министра внутренних дел. На наш взгляд, набранные темпы и потенциал позволяют рассчитывать, что Министерство внутренних дел будет в надежных руках.
Трутнев Юрий Петрович, до этого момента – губернатор Пермской области, предполагается в качестве Министра природных ресурсов. Опытный, энергичный, заинтересованный человек, знающий специфику работы на земле в прямом, как говорится, и в переносном смысле. Так что недропользование со всеми особенностями этой темы хочется передать в руки надежного человека.
Фурсенко Андрей Александрович до последнего времени исполнял обязанности Министра науки и технологии. Ученый инициативный, с идеями. Предлагается на должность Министра образования и науки. Полагаю, что тут должен быть дан активный толчок всем научным делам, инновациям, образование должно быть поднято. То есть все, что связано с конкурентоспособностью человека и реального сектора экономики. Полагаю, что Андрей Александрович будет на должном месте.
Христенко Виктор Борисович особо в представлении не нуждается. Исходя из опыта и знаний Виктора Борисовича ему предлагается возглавить Министерство промышленности и энергетики. Очень ответственное Министерство, в котором сосредоточены и промышленность, включая оборонную, и энергетика, в том числе и атомная, и строительство, и жилищно-коммунальное хозяйство. Задача очевидная: больше внимания уделять реальному сектору экономики. Виктор Борисович – опытный экономист, и я полагаю, что мы общими усилиями в Правительстве сможем скоординировать свою работу, с тем чтобы конкретный результат получить в реальном секторе. Ожидаем.
С учетом того, что в Агентство по атомной энергии, которое включается в ведение этого Министерства, входит ядерный военный оборонный комплекс, я бы просил в этой части, имея в виду специфику этих вопросов, замыкать данную часть агентства непосредственно на Министра обороны.
Чайка Юрий Яковлевич. Есть предложение Юрию Яковлевичу продолжить работу в качестве Министра юстиции. Там работы – более чем. И тут должна быть последовательность – активизация усилий по формированию законодательно-нормативной базы продолжающихся реформ.
Шойгу Сергей Кужугетович, Министр по чрезвычайным ситуациям, известный стране человек.
Левитин Игорь Евгеньевич предлагается в качестве Министра транспорта. Пока человек для широкой общественности еще не очень известный, но надеюсь, что он проявит свои лучшие качества, которые сумел проявить, проходя службу в Советской Армии и уйдя десять лет назад в бизнес, где достиг видимых результатов. Полагаю, что такое сочетание офицера и предпринимателя позволит нам посмотреть свежим взглядом на нашу инфраструктурную отрасль и двинуть ее вперед.
Сегодня отсутствует, находясь в служебной командировке, потенциальный Министр культуры и информации Соколов Александр Сергеевич, ректор Московской государственной консерватории. Человек, по оценкам, представляющий наш российский культурный потенциал и одновременно очень энергичный менеджер, что, на наш взгляд, сегодня необходимо на этом направлении работы.
Ну а что касается обеспечения этих двух составляющих, которые являются неотъемлемыми в этом Министерстве, то здесь мы увидим в качестве заместителей Министра известных стране и авторитетных специалистов.
И еще я в заключение хотел бы сказать, что есть два структурных подразделения, а именно: Антимонопольная служба и Служба по регулированию финансовых рынков, которые уже сейчас, очевидно, носят межведомственный характер, являются фактически макроэкономическими регуляторами. Имея в виду важность этих вопросов и необходимость повышения административного значения этим направлениям работы, предлагается их подчинить непосредственно Председателю Правительства. Просил бы Вашего согласия на этот счет. Спасибо.
В.Путин: Спасибо. Уважаемые коллеги, Председатель Правительства, представляя вас, говорил как о кандидатах на соответствующие высокие должности. Хочу вас проинформировать, что я только что, перед нашей встречей, подписал все указы о назначениях. Так же, как и указ о назначении нового Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. Им станет Иванов Игорь Сергеевич, бывший Министр иностранных дел.
Я вас всех поздравляю.