В.Путин:
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшнее совещание начну с того, что вспомню нашу недавнюю встречу в Санкт-Петербурге с членами президиума Госсовета, с губернаторами ряда регионов России. И хотя мы обсуждали, прежде всего, проблемы пенсионного обеспечения, проблемы пожилых людей, тем не менее, некоторые вопросы были подняты вне повестки дня. Один из наиболее острых вопросов — это рост цен в стране на зерновые. Мы говорили об этом еще в прошлом году, предполагали, что такой рост возможен, говорили о необходимости принятия оперативных мер по этому вопросу. Тем не менее, оперативно эти вопросы решены не были. Я бы хотел послушать Гордеева Алексея Васильевича. Что же все‑таки сделано за последнее время?
В.Гордеев: Владимир Владимирович, Ваше поручение нам предписывало прежде всего оживить и стабилизировать зерновой рынок. Мы проделали следующую работу.
Во‑первых, с 15 января 2004 года вступило в действие принятое Правительством в декабре прошлого года решение об ограничении экспорта на продовольственное зерно — как на пшеницу, так и на рожь. И мы видим, что с 15 января экспорт на эти группы зерна прекратился. Мы были вынуждены принимать такое решение в связи с тем, что цены на Украине на зерно выше, чем в России, примерно на 25–30 процентов, а в Европе – на 20 процентов. Естественно, экономически это подталкивало наших хозяйствующих субъектов продавать зерно на зарубежных рынках.
Во‑вторых, Министерством по антимонопольной политике был принят целый ряд решений, направленных на снятие всех региональных барьеров в тех регионах, которые имеют достатки по зерну, в частности это касалось республики Башкортостан и Татарстан. Затем в прошлую пятницу мы приняли решение Правительства № 44 о начале товарных интервенций. Это 1,6 миллиона тонн продовольственного зерна, которые мы начнем продавать со второй декады февраля. В результате покупателями зерна будут непосредственно мукомольные предприятия, продажа будет вестись через биржу, и мы, прежде всего, пойдем по тем промышленным регионам, где ощущается дефицит или есть опасения в нормативных запасах зерна; ниже я скажу, какие это регионы. В работе этого механизма мы предусматриваем участие администрации субъектов Российской Федерации, с тем чтобы это зерно — а цены на него будут на 25 процентов ниже, чем на рынке, — поступало бы на мукомольные предприятия, и затем мука — на хлебопекарные. Все это позволит выйти на производство хлеба по щадящим ценам на зерно.
Если говорить непосредственно о торговле и ценах на хлеб, то анализ показывает, что, к сожалению, здесь трудно уловить какую‑то экономическую тенденцию. Во‑первых, я подчеркну, что цена зерна составляет 25–26 процентов в цене хлеба. Как пример, в Санкт-Петербурге хлеб дороже, чем в Москве, на 40 процентов. Объяснить это, честно говоря, экономическим языком трудно. Или, скажем, в Кемерове хлеб дешевле, чем в Санкт-Петербурге, в 2,5 раза — и Кемерово не является основным зернопроизводящим регионом.
Одна, наверное, из чувствительных проблем: средние торговые наценки на ржаной хлеб составляют выше 30 процентов, на пшеничный – свыше 40 процентов; то есть это, конечно, очень высокая доля добавленной стоимости, и мы должны принять соответствующие меры и рекомендации администрациям субъектов, чтобы были устранены такие недостатки. В частности, мы сейчас изучили опыт регионов — как зернопроизводящих, так и тех, кто традиционно закупает зерно. И видно, что там, где губернаторы заблаговременно занимают активную позицию вместе с предприятиями мукомольной промышленности, хлебопеками, там ситуацию можно полностью регулировать. Я бы привел в качестве таких положительных примеров Орловскую и Калужскую области. В Калужскую область я выезжал сам, на месте смотрел, как решена эта проблема. Там цена на черный батон и белый батон хлеба зафиксирована на весь год – 5 и 6 рублей соответственно. Цены на остальные виды хлеба администрацией не регулируются. И таким образом решен доступ к основным видам белого и черного хлеба по дешевым ценам. Мы этот опыт сейчас будем распространять и возьмем на контроль его реализацию во всех регионах, где темпы роста цен на хлеб выше уровня инфляции.
По нашим прогнозам, зерновые интервенции позволят значительно оживить рынок и снизить цену на зерно примерно на 10 процентов. Также мы считаем, что можно полностью избавиться в этой ситуации от региональных барьеров, так как, конечно, ситуация тех регионов, которые имеют зерно в ожидании более высоких цен и получения более высоких прибылей, имеет место. Но оживление рынка, думаю, полностью снимет эти барьеры. Помимо этого мы планируем взять под контроль темпы роста цен на хлебобулочные изделия, которые не должны, конечно, превышать темпов инфляции, заложенные в федеральном бюджете на текущий год.
На мой взгляд, комплекс этих мер полностью позволит стабилизировать ситуацию с ценами на хлеб.
В.Путин: Оперативнее нужно реагировать на то, что происходит на рынке. В некоторых регионах, Вы знаете, насколько поднялись цены — в два раза.
На этой неделе мы вернемся к проблеме социального обустройства сельских территорий и малонаселенных пунктов, малых городов. Здесь взаимозависимость социальных и экономических факторов наиболее очевидна. И поговорим повнимательнее по всем вопросам, связанным с этой проблематикой. Хотя возвращаемся к этому не в первый раз. Думаю, что сейчас это актуально. Эта актуальность сохраняется, может быть, она стала даже более очевидна, поскольку один из основных приоритетов этого года – это межбюджетные отношения, то есть законодательный пакет по разграничению полномочий между субъектами Федерации, федеральным центром и муниципалитетами.
Вы знаете, что в Думе находятся документы, но нужно еще многое сделать, чтобы они приобрели окончательный вид, который устраивал бы и федеральный центр, и регионы, и муниципалитеты. Поэтому на этой неделе вернемся к этому вопросу еще раз, а Правительство прошу сохранять внимание к этой проблеме на самом высоком уровне.
Я знаю, что Алексей Леонидович в пятницу направил в стабилизационный фонд приличную сумму. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
А.Кудрин: В связи с вступлением в действие закона о Стабилизационном фонде в виде новых частей Бюджетного кодекса на прошлой неделе, в пятницу, в соответствии с законом о бюджете 2004 года мы перечислили остатки за прошлый год в Стабилизационный фонд. Счета Стабилизационного фонда ведутся отдельно от счетов бюджета. Они открыты в Центральном банке. И в пятницу мы туда перечислили 106,3 миллиарда рублей.
Стабилизационный фонд впервые реально начал существовать и функционировать. Я думаю, что это событие подтверждают те принципы налогово-бюджетной политики, которую мы избрали. Стабилизационный фонд реально является стабилизатором макроэкономической ситуации. И в условиях нашей высокой зависимости от цен на нефть снижает эту зависимость, и поэтому я уверен, что этот факт будет расценен рынком и инвесторами очень позитивно: до сих пор ведущие аналитики инвестиционного рынка оценивали это позитивно. Само исполнение является дополнительным подтверждением принципов политики, избранных ранее. Я думаю, что мы давно к этому шли: от финансового резерва, который мы в основном использовали для погашения долгов 2003 года, мы перешли этот период, и можем формировать стабилизационный фонд для решения подобных задач.
В.Путин: Спасибо. Вы вернулись из Армении, да? Насколько я знаю, там окончательно решали вопросы о передаче части имущества, которое принадлежит Правительству, для погашения долгов перед Российской Федерацией. Пожалуйста, проинформируйте нас об этом.
Б.Алешин: До 30 января у нас стояла задача оформить последний объект – Разданскую ТЭС мощностью в 1100 мегаватт. И эта задача решена. И, по сути дела, весь комплекс электростанции — и Разданский каскад, и Разданская ТЭС — функционируют и управляются предприятиями, в которых либо по договору, либо на правах собственности работает Российская Федерация.
Я посетил все объекты, которые передавались нам в счет долга. Подробный доклад я сделаю Вам в письменном виде. Все предприятия функционируют. Мы рассматривали проблему организации новых рабочих мест, привлечения инвестиций. Отрадно, что у Разданской ТЭС все четыре блока оказались в работоспособном состоянии. Соответствующая компания перешла к управлению, и электроэнергия в ближайшее время может пойти, в том числе и на Грузию. А тот дефицит, который есть в регионе — и в Иране, и в Турции, и в Грузии, и в самой Армении — может быть покрыт этими энергетическими возможностями.
Там есть возможность достраивать пятый блок. Станция в очень хорошем состоянии, несмотря на то что она, в общем, немолодая, но консервация была выполнена по всем канонам, и абсолютно работоспособны четыре блока.
В.Путин: Виктор Борисович, Вы занимаетесь подготовкой визита Президента Азербайджана.
В.Христенко: Во‑первых, хотел бы сказать, что для этого визита — очень благоприятный фон, поскольку торгово-экономические отношения между Россией и Азербайджаном в последние два года явно на подъеме. В 2002 году прирост товарооборота между нашими странами был 70 процентов, и к этой возросшей базе 2003 год дал еще 40 процентов. Россия является крупнейшим торговым партнером Азербайджана, и сегодня можно говорить о том, что практически по всем сферам наших взаимоотношений у нас есть понимание и текущей ситуации, и перспектив. Это касается и топливно-энергетического комплекса, но и не только. Если говорить о ТЭКе, то сегодня наши энергосистемы успешно функционируют в режиме параллельной работы. Сегодня российские компании успешно работают по освоению нефтяных ресурсов Каспия в азербайджанском секторе. И тот процесс разграничения дна Каспия в целях недропользования, который был завершен в российско-азербайджанском формате, сегодня также наполняется конкретным проектом по структуре Ялама-Самур. Идет нормальное обеспечение потребностей Азербайджана газом, которые на этот год заявлены в объеме более 5 миллиардов кубометров. В этой части никаких вопросов нет.
Что касается самого визита, то готовится к подписанию целый ряд документов, которые охватывают разные стороны взаимодействия: и экономические, и гуманитарные. В частности, будет подписана среднесрочная программа сотрудничества в гуманитарной сфере. Подготовка визита идет хорошим темпом. Мы сделаем все, чтобы он прошел на достойном уровне.