В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Вы знаете повестку дня. У меня предложение: поговорить сегодня о проблеме, которая извечно волнует Россию, вечная, можно сказать, для России проблема – это проблема земли.
Нет необходимости говорить, насколько это важно для нашей страны и в политическом, и в экономическом смысле, насколько это важный ресурс. И речь здесь идет не только о личных подсобных участках подсобного хозяйства граждан, речь идет не только о сельхозугодьях, речь идет и о землях, которые находятся под промышленными объектами.
Думаю, что любой руководитель региона, как бы ни были урегулированы земельные отношения в регионе, знает и понимает прекрасно, что недостаточная урегулированность в этой сфере является значительным тормозом в инвестиционном процессе. Это совершенно очевидный факт, поскольку, кто же будет вкладывать деньги в объект, который стоит на ничейной земле, даже если есть возможность в некоторых регионах как‑то урегулировать эти отношения с собственником, все равно подспудно у любого инвестора всегда будут мысли о том, как этот вопрос урегулирован на федеральном уровне в стране.
Ясно, что неурегулированность в этой сфере ведет не только к тому, что снижает инвестиционную активность, она имеет под собой, к сожалению, основания для развития коррупции и для чиновничьего произвола. Совершенно очевидный факт.
Земля, как и любой ресурс, требует учета и контроля, это мы тоже очень хорошо знаем. Сегодня у нас в стране в целом, я имею в виду в целом в Российской Федерации, отсутствует единый государственный земельный кадастр, к сожалению, до сих пор нет современных информационных систем зонирования и стандартизации земли, отсутствуют единые и ясные правила оценки их стоимости, определения размеров арендной платы. По сути дела, мы так и не начали инвентаризацию земельного фонда страны в целом.
Убежден, что без этого, без принятия решений в этой сфере, серьезных решений по земле принято быть не может. Это общегосударственная задача, и решить ее можно и нужно как можно скорее.
Сегодня у нас нет прочной правовой основы собственности на землю. То, что земля, по сути, входит в гражданский оборот, – это становится фактом, не замечать этого просто вредно. Нам понять нужно, что в самое ближайшее время должно быть сделано в качестве первоочередных задач.
Стране необходимо внятное земельное законодательство. Главное, оно должно быть в полной мере адекватно тем изменениям, которые произошли в российском обществе и государстве. Мы слишком долго откладывали принципиальные решения в этой сфере, всякий лимит времени уже исчерпан. И это очевидно не только для политиков и экспертов. Наша нерасторопность уже создает проблемы и для людей в повседневной жизни.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что сейчас уже в Государственной Думе идет работа, вы знаете, над введением в действие главы Гражданского кодекса, регулирующей отношения в сфере землепользования. И теперь, конечно, на повестке дня стоит непосредственно работа над поправками к Земельному кодексу, собственно Земельному кодексу.
Конечно, на мой собственный взгляд, мы должны учитывать особенности Российской Федерации – огромные территории Российской Федерации, разные климатические зоны нашей страны. И мы знаем, что еще в 1861 году, когда проводилась крестьянская реформа, уже тогда на это обстоятельство было обращено внимание, и земли в разных регионах имели свой статус при общем базовом подходе к решению основополагающих проблем в этой сфере. Мне кажется, что этот подход вполне здравый для нашей страны, но это предмет обсуждения и в сфере руководителей регионов, это предмет обсуждения для законодательных собраний регионов. Это, без всякого сомнения, вопрос, который будет еще дискутироваться в Государственной Думе. И мне бы хотелось, чтобы сегодня мы на президиуме Госсовета начали серию обсуждений этого вопроса на высоком уровне и на профессиональном уровне; на высоком политическом и на экспертном уровне.
Именно поэтому я сегодня пригласил сюда Министра Правительства России Германа Грефа, который в Правительстве отвечает за подготовку соответствующих поправок к Земельному кодексу.
И дальше наша работа будет складываться следующим образом. Сегодня, я повторяю, мы открываем это обсуждение в президиуме Госсовета. После нашей с вами сегодняшней встречи и рассмотрения этого вопроса Правительство будет дорабатывать подготовленные им положения, затем пройдут слушания в Государственной Думе. После этого Правительство рассмотрит это на своем заседании, и затем мы вынесем это на Госсовет. И после обсуждения на Госсовете внесем сам Земельный кодекс с поправками в парламент страны. Вот такой график работы намечается по этому важнейшему для России вопросу.