В.Путин: Уважаемые друзья!
В зале сегодня очень много знакомых лиц, похоже на собрание. Но никакой повестки дня мы сегодня объявлять не будем. У нас другой повод – более приятный и более торжественный. Мы будем заниматься вручением государственных наград руководителям субъектов Федерации.
Это происходит нечасто. В политическом руководстве страны региональные лидеры составляют его часть, можно даже сказать, костяк и обычно ходатайствуют о награждении других. И, как правило, сами в таком качестве появляются редко, в качестве награжденных.
Надо признать, что успехи в экономическом и социальном развитии регионов возможны только при умелом и профессиональном руководстве. Поэтому когда вы ходатайствуете о награждении других людей, выдающихся, безусловно, заслуживших эти награды, то мы не вправе забывать о тех, кто организует эту работу на местах, работу по руководству регионами. А в руководстве у нас много людей авторитетных, которых наверх выталкивает не судьба и случай, а многолетняя тяжелая работа.
Я был бы, наверное, неправильно понят, если не воспользовался бы этой встречей, чтобы не поднять некоторые, одинаково волнующие как и вас в регионах, так и здесь, в федеральном центре, несколько проблем.
Сегодня по прошествии семи лет со дня принятия Конституции Российской Федерации мы можем сказать, что Россия состоялась, состоялась как работающая, а не декоративная модель. Наша подлинная федерация выдержала испытания временем, испытания делом, испытания политической мудростью людей, избранных народом не только в федеральном центре, но и в регионах.
Но, как мы знаем, ничего на месте не стоит. И государственность, если она намерена крепнуть и развиваться, требует новых идей, новых движений вперед, неизбежно требует свежего взгляда на проблемы, связанные с некоторыми проблемами или болезнями роста, если можно так сказать.
Вот почему все эти годы мы жили в режиме постоянного диалога друг с другом. Когда я говорю «мы», я имею в виду так называемый центр федеральный и региональный уровень руководства. Вот почему продолжаем искать и совершенствовать подходы и сегодня.
Не вам рассказывать, за прошедшие годы был пройден очень сложный путь, и в становление российского федерализма каждый из вас, из присутствующих здесь, и из ваших коллег внес свой вклад в это дело.
Только один пример. Во время обсуждения проекта Конституции в 93-м году группа глав администраций добилась, чтобы статья о равенстве субъектов Федерации была закреплена в Основном законе. Это, безусловно, базовый принцип федерализма, на который мы опирались и будем опираться в своей работе. Я хотел бы это особо подчеркнуть.
Свою роль в свое время сыграли договоры и соглашения, которые начиная с 94-го года заключались между Федерацией и регионами. Инициатива здесь тоже исходила от руководителей субъектов Федерации.
Однако сегодня надо сделать новые шаги на пути установления равноправных и в то же время наиболее выгодных отношений между центром и субъектами. Надо искать новые методы учета национальных, экономических и хозяйственных особенностей территорий.
Думаю, вы согласитесь, острота обсуждения федеральных проблем не ослабла, и в целом это неплохой знак на самом деле. Идут дискуссии, мы слышим разные, подчас даже радикально противоположные мнения и предложения, причем эти радикально противоположные мнения тоже, как правило, исходят от руководителей субъектов Федерации.
Мне кажется, что действовать здесь, безусловно, нужно. Нужно действовать поступательно, настойчиво, но крайне и крайне осторожно.
Другой основополагающий принцип нашей государственности – это обеспечение единства исполнительной власти не в смысле мелочной опеки или каждодневного надзора за тем, что делается и как делается, а в смысле исполнения федеральных законов и установления жесткой работоспособной вертикали деятельности. Хотел бы это особенно подчеркнуть.
Наш совместный опыт уже многое показал. Мы научились хорошо отличать самостоятельность от волюнтаризма, национальное достоинство от националистического сепаратизма. Мы на собственном опыте убедились: в нашем государстве есть законные рычаги воздействия на тех, кто использует федеральное устройство для дестабилизации жизни России, а политическая воля достаточно эффективно использует такие рычаги. Пример с Чечней самый показательный в ряду этих проблем.
Сегодня, я уверен, в нашем обществе стремление навести правовой порядок в стране имеется. Уверен, что мы все хотим установить главную вертикаль – вертикаль ответственности за все, что происходит в России.
В нашей стране принято различать, особенно в последнее время, так называемых политиков и государственных деятелей. И пока эти понятия, к сожалению, нечасто пересекаются. Но хотелось бы отметить, что сегодня в этом зале собрались именно государственные деятели, государственные люди. Ничто не давалось вам просто, не было никаких блюдечек с голубой каемочкой. Это была тяжелая и сложная работа, подчас сопряженная с потерей не только личного времени, но и здоровья, с риском для жизни, без всякого преувеличения. Но, наверное, на другое трудно было рассчитывать.
В этом смысле смысл избрания народом руководителей заключается как раз в том, чтобы на поверхность выносить людей, готовых к такой работе и готовых к такой судьбе. В этом залог доверия и нашей с вами общей ответственности за все, что происходит в России.
Я хочу вас поздравить с этими заслуженными наградами, пожелать вам всего самого доброго, успехов вам и счастья, здоровья и успешной работы на благо нашей Родины – Российской Федерации.
Поздравляю вас!