В.Путин: Добрый день, уважаемые члены Совета Безопасности!
Сегодня мы должны принять решение по вопросам реформирования военной организации государства, ее внутренней структуры, оптимизации бюджета и численности.
Вопрос мы готовили долго, тщательно, но и правильно поступали, потому что цена вопроса и в прямом, и в переносном смысле очень велика, задачи очень масштабны: этот вопрос напрямую затрагивает и безопасность страны, затрагивает армию, реальные судьбы сотен тысяч военнослужащих, потому наши расчеты должны быть максимально скрупулезны, прогнозы должны быть точны.
На состоявшемся 27 сентября совещании в рамках подготовки к нынешнему заседанию Совета Безопасности мы принципиально договорились о главном – сохранить подходы и параметры, которые выработала экспертная комиссия во главе с Сергеем Борисовичем Ивановым, нашли оптимальные и согласованные решения. Правда, коррективы еще происходили и до последней минуты: сейчас мы с Председателем Правительства обсуждали проект решения, и у Правительства есть некоторые замечания, мы в ходе обсуждения их отметим.
Содержать громоздкую и подчас малоэффективную военную организацию расточительно и во всех смыслах неправильно, в наших условиях, можно сказать больше, абсолютно непозволительно. Мы обязаны не распылять, а сосредоточивать и функции, и средства для их выполнения, а сэкономленное направить на усиление боеготовности и решение социальных проблем военнослужащих. В результате должны заложить прочную систему управления, повысить дисциплинированность, дисциплину в армии, во всех военизированных структурах государства. Мы должны получить в результате более компактную, а потому мобильную профессионально сильную армию.
Эта идеология нашего подхода к реформированию военной организации государства должна сохраниться. Эту позицию мы должны зафиксировать окончательно, но особая сложность и важность вопроса требовала дополнительной проработки конкретных механизмов, чем мы и занимались в последнее время, требовала тщательного просчета всех принимаемых решений. В частности, были дополнительно проанализированы ведомственные системы технического и тылового обеспечения, военного образования, воспитания. Пришлось поискать резервы и устранить параллелизм в деятельности силовых ведомств страны. Оставались и некоторые другие проблемы, над которыми нужно было дополнительно поработать.
Нужно отметить, что многое, конечно, уже сделано. Руководители силовых ведомств подготовились, на мой взгляд, неплохо. Споры были жаркими и подчас тяжелыми, я скажу без всякого преувеличения. Но это и хорошо, потому что дискуссия в процессе подготовки к сегодняшнему Совбезу была дискуссией заинтересованных людей, людей, которые действительно болеют за то дело, которое им поручено. Сейчас у нас есть все возможности детально изложить свои позиции окончательно, окончательно защитить свои аргументы, все тщательно обсудить и найти единственно правильное решение.
У нас еще, правда, не закрыт ряд вопросов. В первом квартале будущего года мы обсудим вопрос о системе органов обеспечения государственной безопасности, на таком же уровне надо решать и проблему общественной безопасности. Я думаю, что во втором полугодии 2001 года на одном из заседаний необходимо рассмотреть вопрос с повесткой дня о государственной политике России в области строительства системы обеспечения общественной безопасности.
Учитывая состояние борьбы с преступностью, в целом достаточно невысокий уровень общественной безопасности в стране (мы, к сожалению, до сих пор это должны констатировать, хотя многое сделано за последнее время Министерством внутренних дел), я считаю, что этот вопрос остается исключительно актуальным и сегодня. Думаю, будет правильным, если мы сегодня в решении Совета Безопасности такую норму запишем.
Хотел бы коснуться и такого важнейшего вопроса, как военный бюджет. Выделение финансовых средств на военную реформу – это еще не все, хотя очень важно. Все выделяемые средства должны, во‑первых, приходить в военные ведомства строго по графику, должны неукоснительно выделяться и в тех объемах, которые мы заложили в решении Совета Безопасности, иначе и эта попытка проведения военной реформы будет обречена на неудачу.
Мы очень многое сделали в плане подготовки к этому Совету Безопасности. Я ведь неслучайно сказал, что руководители силовых ведомств долго и подчас нелицеприятно разговаривали и друг с другом, и с руководством Правительства, и с аппаратом Совета Безопасности. Все эти решения дались нелегко, но если уж мы их принимаем, они должны быть абсолютно обоснованными и должны выполняться.
Но другая, не менее важная часть дела – это целевое и рациональное расходование средств, на это хочу обратить особое внимание руководителей силовых ведомств. И аппарату Совбеза, и Правительству очень важно сообща организовывать жесткий контроль на постоянной основе, хочу это подчеркнуть, и задействовать для этого все возможные рычаги. Сергей Борисович (обращаясь к С.Иванову), прошу Вас на это обратить особое внимание.
Уважаемые члены Совета Безопасности!
В заключение хотел бы повторить: сегодня мы не ограничимся обсуждением – сегодня мы должны поставить точку и принять окончательное решение по вопросу военной организации государства, от этого зависит будущее армии, военной организации страны в целом, а значит, и безопасность России. Мы долго обсуждали, долго шли к этим решениям – все, лимит времени исчерпан, сегодня нужно это решение принять.
Хочу предоставить слово Сергею Борисовичу Иванову, Секретарю Совета Безопасности. Пожалуйста.