В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые господа!
Я очень рад приветствовать здесь, в Кремле, в Москве – столице России – делегации двух влиятельных и представительных объединений европейских деловых кругов. Хотел бы также поблагодарить руководство Российской торгово-промышленной палаты и сопредседателей Круглого стола промышленников России и ЕС за вклад в организацию нашего диалога. С одним из них, господином Примаковым, у меня состоится встреча сразу же после нашей беседы.
Такое прямое общение – это еще одно свидетельство высокого качества отношений ЕС и России. Отношений, которые уже не ограничиваются уровнем бюрократических структур и все больше развиваются за счет инициативы самих бизнесменов. Инициативы, в основе которой – деловая заинтересованность и понимание выгод экономического взаимодействия между ЕС и Российской Федерацией.
Я знаю, что руководители крупнейших компаний Европы активно работают на эти цели – как со своими национальными правительствами, так и с евроструктурами. Работают, исходя из четкого понимания, что бюрократические барьеры на пути интеграции ограничивают их собственные возможности в развитии бизнеса. Подчас бюрократические препоны ставят даже под вопрос успешную реализацию уже начатых деловых проектов.
В свою очередь и российские деловые круги прямо обсуждают ключевые вопросы континентальной интеграции. Ставят перед нами конкретные вопросы и вносят серьезные предложения по развитию сотрудничества, включая гармонизацию законодательства, упрощение административных процедур, совершенствование действующих международно-правовых режимов.
И такой наступательный, конструктивный лоббизм совместных проектов можно только приветствовать и поддерживать. Равно как и все более активный диалог наших деловых союзов и объединений.
Для нас очевидно – заинтересованное участие предпринимателей является определяющим фактором в решении многих стратегических задач. И прежде всего таких, как взаимное открытие рынков, содействие инвестициям, создание совместных корпоративных структур. То есть по всем тем позициям, которые, собственно, и составляют наше общее пространство сотрудничества в Большой Европе.
Первое, что считаю важным обсудить, – это выработка новой модели экономических отношений между Россией и Евросоюзом. По сути – модели общеевропейского экономического пространства с участием России. Вы знаете – это является предметом постоянного обсуждения в последнее время с нашими коллегами из Комиссии Европейских сообществ, с лидерами европейских государств. И мне действительно очень приятно встретиться здесь – чтобы и с вами поговорить на эту тему.
Здесь главным ориентиром мы считаем создание зоны свободной торговли при углубленном сотрудничестве в отдельных приоритетных секторах. Речь в первую очередь об энергетике и транспорте, науке и образовании, экологии и телекоммуникациях.
Я не сомневаюсь – успех в этих областях способен серьезно укрепить международную конкурентоспособность и России, и Евросоюза. Вместе с тем, по нашему мнению, формирование общего экономического пространства в Европе не должно ограничивать возможности сторон участвовать в других региональных интеграционных процессах. Кроме того, европейский бизнес может получить новые существенные преимущества, если будет использовать возможности России в качестве интеграционного моста и в Центральной Азии, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А Россия, как известно, имеет такие геополитические возможности.
Отдельно остановлюсь на дискуссии, которую мы ведем с европейскими партнерами по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию. Мы постоянно слышим заверения Евросоюза о поддержке этого процесса. Но на деле, с сожалением должен констатировать, из раза в раз сталкиваемся, по нашему мнению, с абсолютно неоправданно жесткими требованиями, которые фактически блокируют в настоящее время – и я должен с сожалением это отметить – вступление России во Всемирную торговую организацию.
Я думаю, что Комиссия Европейских сообществ исходит из того, что защищает прежде всего интересы европейского бизнеса. Мне бы очень сегодня хотелось услышать ваше мнение по этому вопросу.
У нас нет принципиальных разногласий с ЕС – это я хотел бы подчеркнуть особо – по вопросу о внедрении рыночных принципов в российский ТЭК. Наши разногласия с ЕС касаются только темпов и конкретных форм таких преобразований. Что касается интересов энергоемкого производства в странах Евросоюза, то их защита, по нашему глубокому убеждению, абсолютно не требует столь радикальных мер, как одномоментное повышение внутренних российских цен на энергоносители. Тем более что для такой защиты, если она нужна, у Евросоюза уже имеются наработанные стандартные и эффективно действующие механизмы. Имею в виду, в частности, регламенты ЕС по демпингу и субсидируемому импорту.
Кроме того, сложившиеся более низкие цены на энергоносители в России объективно отражают наши естественные конкурентные преимущества, такие же, как хорошая погода в тех странах ЕС, где развито сельское хозяйство. И мы не считаем нужным отказываться от этих естественных преимуществ. Поэтому вместо тупиковых торговых споров мы предлагаем искать прагматичные, взаимовыгодные модели, расширяющие поле для совместного использования наших экономических преимуществ. Например, развитие энергоемких производств в ЕС вполне возможно подкрепить долгосрочными стратегическими соглашениями, альянсами с российскими энергоэкспортерами. А в перспективе надо идти и к последовательной взаимной интеграции наших энергорынков.
Мы готовы к этому. И готовы обсуждать все эти темы. Очевидно, что вопросы углубления развития сотрудничества России и ЕС напрямую связаны с расширением Евросоюза. И это другая тема, которую мне бы хотелось сегодня затронуть. По нашим оценкам, этот процесс будет иметь неоднозначные последствия для традиционных торгово-экономических интересов России в Центральной и Восточной Европе.
Знаете, на последнем саммите Россия–ЕС в Риме мы тоже поднимали эту проблему, и наши коллеги из Комиссии Европейских сообществ сказали, что, по их оценкам, негативных последствий не наступит. Но наши специалисты придерживаются другого мнения. Мы договорились сесть и, что называется, с карандашом в руках посчитать все реальные последствия от этого расширения. Я имею в виду – и вы наверняка поймете меня – действующие в странах ЕС определенные ограничения, которые в данный момент времени на страны Восточной и Центральной Европы не распространяются. Как только они станут полноправными членами ЕС, эти ограничения автоматически на них распространятся.
Нам некоторые центральноевропейские и восточноевропейские страны уже сейчас направили информацию о необходимости расторжения целого ряда предварительных соглашений. Речь идет о десятках таких документов со всеми странами Центральной и Восточной Европы.
Наконец, с расширением ЕС остро встают и визовые проблемы. К сожалению, наши попытки через совместный консультативный механизм решить эти проблемы и выработать взаимоприемлемые правила переходного периода успеха пока не принесли. Здесь мы хотели бы рассчитывать на прагматичный подход европейского бизнеса, на его деловую заинтересованность в создании нормальных условий работы по всем направлениям европейской интеграции.
Я просто абсолютно убежден, что это и в наших, и в ваших интересах.
Благодарю вас за внимание.