В.Путин:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Полагаю, все вы согласитесь со мной в том, что межбюджетные отношения — это одна из ключевых проблем, которая находится сегодня в поле зрения различных уровней власти и управления. И было бы очень полезно, если бы мы сегодня тоже высказались по этим вопросам.
Думаю, что наведение порядка в межбюджетных отношениях — это задача и экономическая, и административная, и политическая одновременно. Было бы ошибкой сводить проблему межбюджетных отношений только к вопросу механического перераспределения ресурсов. Для нас исключительно важно адаптировать систему межбюджетных отношений к решению задач стратегического характера, к решению задач развития государства на перспективу.
На чем бы, как мне представляется, можно было бы сегодня сосредоточить внимание? Первое — это на необходимости установления долгосрочных, понятных, всеми принятых — хочу это подчеркнуть — принципов строительства межбюджетных отношений.
Второе — это строгое соответствие функций и финансовых обязательств каждого уровня власти. Мы и в рамках президиума Госсовета занимались этим вопросом и будем продолжать это делать, и комиссия, вы знаете, специальная создана. Разграничение полномочий в целом — это, без всякого преувеличения, одна из базовых проблем современной России.
Третье — это создание стимулов для проведения рациональной бюджетной политики в самих регионах. Об этом, конечно, мы тоже не должны забывать.
И, наконец, четвертое. Нужно обеспечить скорейший переход на единые принципы формирования бюджетов. Думаю, что понятно, о чем я говорю. Никаких неформальных путей формирования бюджетов, тем более с помощью центра, быть не должно.
Отдельная проблема – это размер отчислений от федеральных налогов, поступающих в распоряжение региона. Думаю, что здесь вы, как никто, хорошо знаете все аспекты этой проблематики и, надеюсь, что выскажетесь по этому вопросу.
Еще один вопрос, который является весьма часто и с известным запалом обсуждаемым, — это проблема перераспределения финансовых средств. Уже привычными стали такие термины, как «регион-донор» либо «регион дотационный». Однако думаю, что мы все, если по‑серьезному посмотрим на эту проблему, согласимся с тем, что только со ссылкой на эти показатели мы никогда не определим эффективность управления, потому что, мы должны будем признать, что во многом донорство либо дотационность напрямую связаны с факторами, которые от нас с вами на данный момент времени не так уж и зависят, а зависят чаще всего от того, где находится регион. Имеет ли он возможность эксплуатировать общенациональные природные ресурсы либо созданные всей страной производственные мощности. Это факт, против которого возражать невозможно.
Но при этом мы должны, обеспечить условия, при которых это не сказывалось бы на объемах и качестве бюджетных услуг, предоставляемых населению, где бы гражданин Российской Федерации ни проживал. Это мы должны обеспечить безусловно.
Ну и, подводя итог, хочу еще раз повторить: сбалансированные межбюджетные отношения должны стать действенным инструментом строительства зрелого федерализма и эффективной национальной экономики в целом. Это — одна из ключевых задач. Поэтому нам предстоит интересный, полезный разговор, который, разумеется, сегодня не будет завершающим, окончательно точку мы здесь не поставим.
Будем надеяться, что и Правительство прислушается к тем рекомендациям, которые будут высказаны губернаторами, которые сегодня собрались здесь и которые будут проинформированы позже — на Госсовете, либо в рабочем режиме — Правительством, коллегами по президиуму Госсовета и полномочными представителями Президента в регионах.
Спасибо.