В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я бы хотел начать нашу встречу с трагических событий, которые сегодня ночью произошли в Москве, с пожара в Институте дружбы народов: есть погибшие, много пострадавших. О причинах пожара и о том, как были организованы мероприятия по спасению людей, мы поговорим отдельно. Сейчас я хотел бы спросить заместителя Министра внутренних дел о причинах, о том, какие есть хотя бы предварительные данные о причинах этого происшествия.
* * *
Мною подписан Указ о создании при Президенте России Совета по борьбе с коррупцией. Мы говорили об этом на предыдущих наших встречах, документ подготовлен, подписан, и я прошу Администрацию Президента сделать все, чтобы наладить работу этой структуры.
Как Вы знаете, принят в третьем чтении бюджет, и на этой неделе надо завершить работу над ним вместе с депутатами Государственной Думы, провести его в четвертом чтении. Надеюсь, что так оно и будет, а затем, не снижая темпов, проработать бюджет с Советом Федерации для того, чтобы завершить весь процесс в самые короткие сроки.
Принят также Закон о продлении сроков переоформления земли – это то, о чем шла речь на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Для предпринимательского сообщества это очень важное решение. Хочу поблагодарить и Правительство, и депутатов Госдумы за то, что это решение было принято так оперативно.
Нам предстоит закончить работу над законопроектом о валютном регулировании и о страховании банковских вкладов населения, что тоже очень важно.
В Госдуму направлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон о статусе военнослужащих». Его принятие должно позволить Вооруженным Силам осуществлять комплектование личным составом на контрактной основе, и речь прежде всего идет о частях постоянной готовности.
И, наконец, Правительство в ходе достаточно длительной дискуссии с регионами и с рыболовецкими предприятиями приняло решение о новом порядке выдачи квот на этот вид деятельности. Нужно только организовать все должным образом так, чтобы практика применения этих норм соответствовала реалиям и интересам и государства, и участников рынка.
Теперь несколько слов о событиях в Грузии. Ничего неожиданного в этих событиях для нас нет. Смена власти в республике – это закономерный результат серии системных ошибок прежнего руководства страны во внешней, внутренней и экономической политике государства.
Внешняя политика проводилась без учета глубоких культурных и исторических корней грузинского народа, без учета геополитических реалий. Во внутренней политике вместо укрепления институтов демократии и основ грузинской государственности мы наблюдали только беспомощное лоббирование различными политическими силами страны. А экономическая политика свелась к борьбе за унизительные подачки из‑за рубежа. Внешний долг Грузии составил 2 миллиарда долларов США – это примерно 60 процентов ВВП страны, и государство фактически находилось в состоянии дефолта.
В последние годы Грузию покинуло около 1 миллиона человек, значительная их часть осела в России. По ориентировочным оценкам самих грузинских специалистов, сумма всех валютных поступлений – официальных и теневых – из России в Грузию достигает около 2 миллиардов долларов США в год, что намного превышает всю совокупную иностранную помощь стране. И, конечно, мы знаем о тяжелом положении населения, о низких доходах людей. Я думаю, что проблема заключается уже не в том, что людям плохо живется, а в том, что они перестали видеть даже свет в конце этого длинного туннеля. Коррупция все больше и больше подавляет как политическую, так и экономическую жизнь страны.
На протяжении последних лет отношения России и Грузии складывались непросто: у нас было очень много взаимных претензий. И у России было предостаточно вопросов к бывшему грузинскому руководству. Но, что совершенно очевидно, и я хочу это подчеркнуть: Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе диктатором никогда не был. И поэтому у нас вызывает законную озабоченность, что смена власти в Грузии произошла на фоне силового давления. Те, кто организует подобные акции, и те, кто их поощряет, берут на себя огромную ответственность перед народом. В данном случае – перед грузинским народом, народом, с которым у России всегда были традиционные многовековые братские отношения. Мы рассчитываем на то, что будущее законно избранное руководство страны сделает все от него зависящее, чтобы восстановить эти традиции дружбы между нашими странами. А для нас, для России, на грузинском направлении нашей политики других целей и быть не может.