В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!
Позвольте мне прежде всего поблагодарить вас за приглашение. И конечно, хочу с самого начала поздравить конгресс с пятилетием, с первой «круглой» датой его работы.
Ваше объединение обладает высокими и ответственными полномочиями: представлять интересы муниципальных образований, а это значит – отстаивать интересы людей там, где они живут и работают, где формируется реальное самоуправление и складывается самоорганизация общества.
Полагаю, сегодня хороший повод проанализировать сделанное за эти годы и наметить дальнейшие планы. Тем более что новая редакция закона о местном самоуправлении предъявляет к деятельности конгресса более четкие требования.
Не сомневаюсь, что здесь, на форуме, состоится компетентный и предметный разговор. В первую очередь о том, как создать на местах достойные и комфортные условия жизни, а самое главное – как привлечь к решению этих задач самих людей, как разбудить их инициативу и поддержать их начинания, собственные начинания и собственную инициативу.
Местный уровень власти – это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для граждан проблем, и именно здесь мы обязаны наиболее эффективно реализовать конституционный принцип народовластия.
Полагаю, что нам пришла пора вспомнить это слово и наполнить его реальным практическим содержанием. И, безусловно, роль местного самоуправления здесь становится ключевой, ведь самоуправление в городах и поселках, демократия именно на местах издавна считается основой гражданственности и народовластия. И потому одной из самых приоритетных задач местной власти является налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия с гражданами. Только при таком подходе мы можем говорить об эффективности других составляющих местного самоуправления: законодательной, финансовой, административной.
Вы знаете: уже через месяц мы будем отмечать 10-летний юбилей Основного закона – Конституции Российской Федерации. Конституция четко определила гарантии и основы местного самоуправления как самостоятельного института власти.
Нашим стратегическим ориентиром и тогда, десятилетие назад, и сегодня остается сильная и дееспособная местная власть. Однако достичь этой цели на практике оказалось гораздо сложнее, чем ее заявить. Нужно было учиться работать в принципиально иных условиях, формировать новые действенные механизмы, анализировать и быстро преобразовывать собственный опыт. И для этого нам всем потребовались согласие в обществе, консолидация власти и политическая воля. Да и много стало понятно только тогда, когда приступили к практической работе.
Вы знаете: в последние два года была проведена большая работа. Мы приступили к разбору законодательных завалов, определились с правами и обязательствами муниципалитетов, вплотную подошли к решению вопросов их собственности и финансовой обеспеченности, тем самым наметили пути к избавлению от длительного противостояния местной и региональной властей. Я сказал: «наметили пути» – не «решили» пока еще эти проблемы.
Обновленный закон об общих принципах местного самоуправления, над которым работали и присутствующие в этом зале – за что я вам особо благодарен, – сегодня многое расставляет по своим местам. Он направлен на децентрализацию власти там, где это необходимо, и уточнение ее ответственности перед народом. В целом на то, чтобы сделать жизнь более предсказуемой и обеспеченной. Сегодня практически ясно, какие обязательства местные власти имеют перед гражданами и какими ресурсами они обладают для их выполнения.
В ближайшее время будет подписан указ и поручения Правительству Российской Федерации, направленные на реализацию в 2005–2006 годах обновленных принципов федеративных отношений и местного самоуправления. В частности, в федеральные законы будут внесены поправки, которые устранят необеспеченные финансовые обязательства региональных и местных бюджетов, а также будут приняты меры, связанные с разграничением государственной и муниципальной собственности, разграничением, адекватным распределению полномочий между уровнями власти.
Вместе с тем еще потребуется немало усилий, чтобы окончательно урегулировать остающиеся противоречия. Реализация закона в жизни, на практике – это всегда задача как минимум не менее сложная, а может, даже более сложная, чем его подготовка и принятие. В этой связи выделю ряд очевидных приоритетов.
Первое. Чтобы закон эффективно заработал, необходимо в кратчайшие сроки и в полном объеме привести в соответствие с ним федеральное и региональное законодательство, уставы и иные нормативные акты муниципальных образований. Полагаю, что ваш конгресс мог бы взять на себя часть функций по информационной и экспертной поддержке этой сложной и очень многогранной работы.
Второе. Предстоит решить вопросы по границам и статусу муниципальных образований, структурам органов муниципального управления.
Полпреды в округах должны взять под свой контроль ход реализации закона в территориях. Будет, несомненно, востребована и их всесторонняя помощь формирующимся региональным муниципальным ассоциациям. Я сегодня только разговаривал со всеми полпредами в регионах во всех семи округах. В некоторых такая работа уже началась, например, в Уральском федеральном округе.
Третье. О ресурсах пополнения местных бюджетов. Известно, что для вас этот вопрос сложный и болезненный. Слишком долго длилось время так называемых повышенных обязательств при практически пустом кармане муниципальных образований, а главное – при невозможности наполнить этот карман самостоятельно. Но и здесь уже предприняты шаги, которые должны изменить ситуацию.
Правительство внесло в Думу поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Я знаю, вас особенно беспокоило, будет ли это сделано, когда это будет сделано, в каком виде. Главный смысл поправок в том, чтобы у муниципалитетов появились стимулы расширять собственную налоговую базу. Я думаю, здесь еще можно многое обсудить, внести соответствующие изменения.
Еще раз повторю то, что сказал в самом начале: очень надеюсь, что ваш конгресс внесет соответствующий вклад в эту работу.
Потенциальных возможностей для развития собственной базы здесь много. Это малый и средний бизнес, сфера инноваций и услуг. Именно эти сегменты экономики могут стать решающими для развития внутреннего рынка и экономического роста в стране в целом.
Еще раз подчеркну: финансовая устойчивость и эффективность работы муниципалитетов прямо связаны с активизацией хозяйственной жизни на местах. И здесь многое зависит от умения местных руководителей грамотно и рачительно хозяйствовать, от готовности снимать административные барьеры, открывать рынок не только для предпринимателей своего региона, но и для всех, кто хочет реализовать свою деловую инициативу.
И, наконец, важно повысить роль и значение представительных органов, развивать принципы коллегиальности и контрольные механизмы с участием граждан. Без такой обратной связи с избирателями по‑настоящему сильное, независимое и эффективное местное самоуправление, конечно, не состоится.
Уважаемые коллеги!
В заключение хотел бы сказать: масштаб задач, стоящих сейчас перед местным самоуправлением, требует кардинального повышения квалификации муниципальных служащих. И потому необходимо создать адекватную потребностям дня систему подготовки и переподготовки кадров этого уровня.
Только квалифицированная и ответственная, обеспеченная ресурсами и прозрачная местная власть сможет достойно решать проблемы граждан. Нельзя забывать, что эта власть существует за счет налогоплательщика, и она должна быть подконтрольной гражданам.
Я желаю вам успехов в работе и благодарю за внимание.