В.Путин: Друзья, коллеги!
Прежде всего я хочу еще раз поздравить вас с праздником, с Днем милиции, хочу пожелать вам всего самого доброго. Здоровья, успехов вам в службе, личного счастья!
Я посмотрел материалы последнего времени, связанные с деятельностью министерства, и с удовлетворением констатировал следующее: почти 50 процентов военнослужащих и сотрудников МВД у нас сегодня составляют молодые люди до 30 лет. Мне кажется, что это очень хороший знак того, что молодые люди идут на государственную службу вообще и не боятся идти на государственную службу, связанную с большой отдачей и риском.
Ваша служба напрямую связана с риском, с большими эмоциональными, физическими затратами. Эмоциональными – потому что всегда работа сотрудника внутренних дел сопряжена с обеспечением безопасности, с обслуживанием людей, граждан России.
Работа с людьми – это самая сложная работа, которая вообще есть на свете. Всегда самая сложная и самая ответственная. Поэтому в системе МВД – я думаю, большинство из вас с этим уже знакомо – развита система подготовки и переподготовки кадров. Думаю, что для молодых сотрудников это задача номер один.
Примерно два года назад начались мероприятия, связанные с реформированием Министерства внутренних дел. Все это сопряжено с реформированием Вооруженных Сил. Вооруженная составляющая государства должна быть эффективной и соответствовать современному уровню развития общества, должна иметь в виду наши перспективы развития.
Перспективы развития у нас связаны с укреплением демократии, с развитием рыночной экономики. И в этой связи хотел бы особое внимание обратить на необходимость в вашей непосредственной, повседневной службе, в профессиональной деятельности – обратить внимание на самое главное.
Самое главное заключается в том, что и государство в целом, и отдельные министерства и ведомства, а тем более сотрудники таких служб, таких министерств и ведомств, как ваше, призваны решать прежде всего и главным образом одну задачу – обеспечивать интересы граждан России, личную безопасность, неприкосновенность частной жизни и собственности. Нужно, особенно для специалистов, которые работают в сфере экономики, хорошо разбираться в экономической тактике, стратегии государства, понимать, что защита собственности, защита интересов гражданина в этой сфере представляет для нас сегодня первостепенное значение.
Это не значит, что кому бы то ни было должно быть позволено нарушать действующее законодательство. Все: и предприниматели, которые были сейчас на торжественной части в общем зале, и государственные служащие, и сотрудники милиции, и офицеры Вооруженных Сил – все должны быть равны перед законом. Это самое главное, к чему мы должны стремиться.
Вы знаете, что в последнее время предпринимаются значительные усилия, в том числе Министерством внутренних дел, для наведения порядка в самом министерстве. Мне бы не хотелось, чтобы это приобрело форму какой‑то кампанейщины. Эта работа должна происходить постоянно.
И хочу особо обратить внимание, что эта деятельность по очищению собственных рядов не только не бросает никакой тени на деятельность министерства в целом, а наоборот – это самый первый демократический признак нашего государства и жизнеспособности не только Министерства внутренних дел, но и всего государства и всей правоохранительной системы страны. Только сильное, уверенное в себе государство, страна, будет открыто и прямо бороться с такими проявлениями в собственных рядах. И это главный залог нашего общего успеха.
Конечно, призывать к результатам не очень сложно. Гораздо сложнее этих результатов добиваться, и в этой связи государство обязано подумать и о сотрудниках Министерства внутренних дел. Думаю, что со стороны государства здесь еще много нужно сделать. Мы обязательно будем это делать по мере роста экономических возможностей страны.
В прошлом году повысили заработную плату, с 1 января этого года за звание повысили, в октябре еще раз проиндексировали на 11 процентов. Мы дальше будем постепенно, но неуклонно идти по этому пути, и материальная сторона, материальная обеспеченность сотрудников Министерства внутренних дел будет постоянно находиться в поле нашего зрения.
Вы знаете, что принято соответствующее решение по участковым – это те люди, которые напрямую работают с людьми непосредственно на территории. У них сложная работа, крайне важная. В свое время, мне кажется, она была запущена. Определенные преференции там сделаны. Они небольшие, эти преференции, но тем не менее это и возможность немножко повысить заработную плату, и возможность присвоить звания на ступеньку выше, чем должность. Я думаю, что это обоснованно.
Это то, что я хотел бы сказать вначале. Я с удовольствием вас послушаю. И еще раз поздравляю вас с праздником.
Давайте послушаем Министра внутренних дел.
Б.Грызлов: Спасибо, Владимир Владимирович. Сегодня здесь представлены действительно наши молодые сотрудники и военнослужащие внутренних войск. Многие из присутствующих имеют ордена и медали. Это достойные сотрудники МВД. Как Вы уже сказали, около 50 процентов личного состава МВД – это молодые люди в возрасте до 30 лет. Нам хотелось бы сделать ставку на молодых, но для этого нужна ясная перспектива их будущего, их будущей работы. Реформирование, которое сейчас проводится в Министерстве внутренних дел, делает нашу систему более четкой, понятной, прозрачной и – мы можем уже сказать – более эффективной. Результаты налицо – у нас из года в год растут конкурсы в вузы, в этом году конкурс в среднем по стране составил уже 3 человека на место. В результате мы можем отбирать действительно достойных служить в системе Министерства внутренних дел. Ведь вся милицейская работа, во‑первых, с людьми, а во‑вторых, для людей. Второе, наверное, еще более важно, и в последнее время мы пытаемся вернуть то утраченное доверие системе МВД, которого нам не хватает.
Созданы общественные организации, которые помогают нам. Это, в частности, добровольные народные дружины, которые еще десять лет назад работали, потом это движение было как‑то потеряно, сейчас они снова нам помогают, а раз помогают, значит, доверяют.
Это и казачьи дружины. Раз у нас есть уже такая связь с общественностью, то, значит, мы видим, что идем по правильному пути. И здесь слово молодежи – оно для нас очень важно.
Я по долгу службы бывал во многих регионах, встречался с представителями разных направлений деятельности Министерства внутренних дел. Здесь тоже представлены и сыщики, и те, кто работает в патрульно-постовой службе и во внутренних войсках. Что очень важно – это чувство долга, долга перед Родиной, долга перед Отечеством.
Действительно, сегодня с большой болью было принято решение о том, чтобы случаи коррупции в МВД показать на всю страну. Это было вынужденное решение, потому что борьба с этим явлением для нас была очень важной. Часто в этой борьбе принимали участие наши молодые сотрудники.
Я хотел бы, с Вашего разрешения, дать возможность высказаться нашим сотрудникам, потому что есть проблемы, есть пожелания, есть, наверное, вопросы, ответы на которые необходимы для того, чтобы работа была более эффективной.
В.Путин: Пожалуйста.
О.Кислицын (оперуполномоченный управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Республики Коми, старший лейтенант): Мне хотелось бы задать такой вопрос. Недавно приняли новый Уголовно-процессуальный кодекс. Как оперативный сотрудник вижу, что в новом Уголовно-процессуальном кодексе записано, что легко можно отказаться давать первичные объяснения. Вся следственная проверка тогда теряет смысл! Надо внести изменения в УПК.
В.Путин: То есть наступает необязательность предоставления материалов по требованию сотрудника милиции? То есть в рамках уголовного процесса – это обязательно, а до возбуждения можно уклониться?
Это практическое и, как мне кажется, очень содержательное замечание. Я дам соответствующее поручение проработать вопрос в Администрации Президента и Правительстве.
Спасибо.
А.Тимашова (слушатель 3-го курса Краснодарской академии МВД России): Я бы хотела продолжить тему. Эффективность нашей деятельности напрямую зависит от законодательства. Мне кажется, что в демократическом государстве законы должны быть тоталитарными – казалось бы, совмещение двух абсолютно несовместимых понятий, но реализация этого тезиса действительно даст какие‑то плоды. И для того чтобы общество было демократическим, эти законы должны неукоснительно соблюдаться всеми гражданами. Мне кажется, это будет эффективно при соответствующей мере наказания, то есть при жесткости закона и его основанности на том, что перед законом все равны. Эти два тезиса, мне кажется, наиболее перспективны для действительно демократического общества: тоталитарность законов и неотвратимость наказания для всех.
В.Путин: Я думаю, нужно будет поработать с Вашими преподавателями в области теории государства и права. Все‑таки термин «тоталитаризм» имеет собственное значение. Я сейчас не хотел бы вдаваться в детали, но я бы с Вами поспорил. Законы должны быть достаточно жесткими, но абсолютно справедливыми. И, конечно, все должны исполнять эти законы, все должны быть равны перед ними. Но все‑таки законы должны быть демократическими в демократической стране. Они, повторяю, должны соответствовать уровню развития государства, экономики, быть сбалансированы и, конечно, жестки. Это, безусловно, верно. Но говорить о том, что в демократической стране должны быть тоталитарные законы, – очень спорно. Они должны быть жесткими, но справедливыми. Самое главное заключается в том, чтобы сотрудники правоохранительных органов смогли добиться исполнения закона. И только в этом случае государство может быть эффективным. Вот здесь я с Вами абсолютно согласен.
В.Квашнин (оперуполномоченный по борьбе с экономическими преступлениями линейного отдела внутренних дел в порту Нижнего Новгорода Волго-Вятского УВД на транспорте, лейтенант): Я бы хотел присоединиться к своему коллеге по поводу предоставления первичной информации. Но по поводу изменений не в Уголовно-процессуальном, а в Административном кодексе. В моей практике часто, в основном в коммерческих организациях, ответы на запросы не выставляются. Возможно ли введение каких‑либо санкций в данной ситуации согласно Административному кодексу?
В.Путин: Я уже сказал об этом. Надо подумать. Я сейчас не хотел бы формулировать в окончательном виде то, что можно и нужно было бы сделать в этом случае, но в том, что в решении этого вопроса должны быть предприняты какие‑либо шаги, я нисколько не сомневаюсь. Это касается и уголовного процесса, и административного.
Если у организаций, да и у граждан, нет обязанности отвечать на запросы органов внутренних дел, то тогда о чем разговаривать? Невозможно работать – просто бесполезные бумажки писать. Здесь все должно быть взвешенно: со стороны правоохранительных органов не должно быть тирании в отношении организаций и граждан, но реакция должна быть.
В.Квашнин: Должен быть контроль за запросами, а запросы должны быть мотивированными и обоснованными.
В.Путин: Конечно, конечно.
А.Данник (заместитель командира инженерно-саперной роты в/ч 3526 Северо-Западного округа ВВ МВД России, капитан): Я хотел бы поблагодарить за теплые слова, которые Вы произнесли в адрес сотрудников Министерства внутренних дел, военнослужащих внутренних войск. Спасибо. Задам не столько вопрос, сколько выскажу пожелание: к нам в войска на данный момент времени приходят для прохождения службы не очень хорошо развитые физически молодые люди. Мне хотелось бы, чтобы те начинания, которые были Вами предприняты в отношении развития спорта, конечно же, продолжались. И чтобы люди, которые приходят служить в армию – неважно, по призыву или по контракту, – были физически здоровы и подготовлены и могли должным образом защищать свое Отечество.
В.Путин: Это важно не только для внутренних войск и МВД, но и для других органов, которые занимаются охраной правопорядка. Это вообще важно для страны в целом. Здоровье нации – это одна из важнейших задач. Я бы сказал, необходимо возродить моду на занятия спортом.
А.Висков (старший оперуполномоченный по особо важным делам отряда милиции специального назначения ГУВД Нижегородской области, капитан): Я хотел бы затронуть тему коррупции. Различные эксперты утверждают, что сейчас в России происходит сращивание органов власти с криминальными структурами. На ваш взгляд, соответствует ли это действительности?
В.Путин: Вы знаете, последние годы мы часто и много говорим о коррупции. Могу вас успокоить: нет страны, в которой не было бы коррупции. Но ни одна страна не имеет шансов ее побороть и эффективно развиваться, если она не скажет об этом прямо и не начнет открытую борьбу. Сама коррупция – это и есть сращивание госструктур с криминалом. Естественно, что у нас этот процесс приобретает свои собственные черты. Я имею в виду процесс приватизации, который проходил, проходит и будет проходить у нас в стране.
Ни в коем случае нельзя ставить под сомнение положительные стороны развития российского бизнеса. Все, кто развивает рыночные отношения у нас в стране, заслуживают прямой поддержки государства. В этом состоит весь смысл нашей экономической политики. Только нужно, чтобы все люди, которые этим занимаются, не выискивали для себя преимуществ по сравнению с другими такими же, как они, пролезая в органы власти.
Государство должно за этим следить и реагировать по всем линиям. Если вы обратили внимание – я уже говорил об этом, – мы последние полтора-два года последовательно занимаемся этим и в Правительстве, и в региональных структурах управления, и в судах, и в органах милиции, и в армии. Обратите внимание на армию – там тоже были громкие дела с арестами высоких чинов. Были привлечены к ответственности и те, кто занимался, в частности, финансами. Уровень коррупции говорит о многом. И мы должны еще многое сделать для того, чтобы изжить это явление целиком, а на первых этапах хотя бы понизить этот уровень.
М.Геращенко (участковый уполномоченный милиции ОВД Кореновского района ГУВД Краснодарского края, лейтенант): Как будет в дальнейшем развиваться миграционная политика в России и ситуация с приезжими на юге России?
В.Путин: Я очень много разговаривал с руководителями различных регионов юга России. Это регионы с хорошим климатом, которые привлекают в силу этого и других обстоятельств много эмигрантов из других стран. Прежде всего из стран СНГ.
С нашей страной произошла большая беда. Трагедия. Распалось единое государство. В одночасье за границами России оказалось 25 миллионов людей, которые считают себя русскими. Вы только представьте себе – 25 миллионов человек. Они не думали, что окажутся иностранцами. И в один день изменилась их судьба, вся их жизнь. Конечно, сделать вид, что мы не имеем к этому отношения, – аморально и абсолютно неправильно. Поэтому мы должны отрегулировать отношения с этими людьми. Это первое.
Второе. Россия мало чем отличается от европейских стран с точки зрения демографических процессов. Дело даже не в том, что наш уровень жизни где‑то хуже или лучше, чем в соседних странах или в государствах так называемого дальнего зарубежья. Это просто общеевропейская тенденция. Тенденция постиндустриального развития.
Я сейчас не буду говорить о причинах. Окончательно и специалисты не могут точно сформулировать, в чем же заключаются эти причины. Но это факт: демографическая ситуация у нас сложная. Большинство стран, оказавшихся в такой ситуации, решает свои демографические проблемы за счет притока иммигрантов. Правда, делается это в соответствии с осмысленной государственной программой. Хороший пример для этого – Канада. Там существуют целые министерства, которые занимаются подбором иммигрантов для страны. Каждому посольству выдается, по‑нашему говоря, план-задание на год: сколько оно должно привлечь в страну иммигрантов, но не кого угодно, а тех, кто нужен стране. Отбор идет по возрасту, по профессии, по образованию, по здоровью, и в те районы, куда нужен приток таких людей.
Идеально было бы и нам организовать работу таким же образом, но с учетом тех особенностей, о которых я сказал ранее. Поэтому вопрос непростой. Нужно решить еще одну задачу так, чтобы этот процесс – приток иммигрантов – не ухудшал нам криминогенную ситуацию, не был бы излишней нагрузкой для экономики, а наоборот, помогал бы ее развитию.
Вы знаете, что были приняты достаточно жесткие законы в этой сфере. После того как они поработали, в результате подсказок из регионов мы внесли изменения, которые бы облегчили приезд в Россию, получение вида на жительство как нашим бывшим соотечественникам, так и тем людям, которые уже у нас проживают практически постоянно, а стать гражданами России не могут. Посмотрим, как будут работать те поправки, которые были приняты. Я уверен, что вы с ними знакомы, так как это касается вас напрямую. Посмотрим, все проанализируем, посоветуемся с депутатами Государственной Думы, с регионами. И если увидим, что требуются дополнительные изменения, то будем их вносить дополнительно.
А.Марченко (оперуполномоченный отдела уголовного розыска г. Благовещенска УВД Амурской области, лейтенант): С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса изменилось положение подозреваемых, выпускаемых после задержания.
В.Путин: Срок ареста и судебная форма – вот проблемы, которые вас волнуют?
А.Марченко: Вообще трудно стало задержать человека. Раньше делали это через прокуратуру. А теперь надо в суд идти. Потеря времени, понимаете? Я уж не говорю о качестве…
В.Путин: Товарищ старший лейтенант. Хочу Вам доложить следующее. Я и не сомневался, что Вы столкнетесь с этими сложностями, но я сознательно пошел на это решение, имея в виду обеспечение конституционных прав граждан России. И очень рассчитываю, что уровень Вашего профессионализма, Ваша подготовка, нацеленность на конечный результат в конечном итоге отрегулируют все эти технические составляющие. Я не сомневался, что возникнут определенные сложности на первом этапе, но это единственный способ обеспечить права граждан России. В мире практически нет ни одной демократической страны, где лишить человека свободы можно было бы внесудебным способом. Конечно, это ведет к определенным техническим сложностям, но если работа налажена, то сложностей не должно возникнуть. Это требует более высокого уровня профессиональной подготовки и работы со стороны правоохранительных органов. Я это понимаю, но решать проблемы за счет гражданина – это ошибочный путь. Я ни на секунду не сомневаюсь, что в целом по стране никаких серьезных проблем не возникнет. В отдельных местах – да, есть сложности, связанные еще и с кадровыми проблемами в самих судах. Нужно просто увеличить количество судей, потому что объем работы для них возрос.
Вы знаете, я, конечно, в милиции не работал, но имею к этому прямое отношение. Догадываетесь, да? Поэтому не нужно идти по пути «хватать и не пущать». Перед тем как задержать, надо сначала подумать, подготовиться, а потом действовать. Потому что лишение человека свободы – это крайняя мера. И если уж мы на это идем, то, во‑первых, надо быть уверенными в том, что по‑другому нельзя, а во‑вторых, к этому надо хорошо подготовиться. Я понимаю, что сказать об этом легче, чем сделать. Но легкой жизни никто не обещал.